Выступление Председателя Госсовета Республики Крым Владимира Константинова на заседании Совета законодателей Российской Федерации (обновлено)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я испытываю особые чувства: радости и волнения, выступая перед таким представительным собранием.

Радость от того, что нашими совместными усилиями парламент Крыма наконец стал законодательным органом и уже представлен в Совете законодателей.

А волнение от того, что, мы в некоторой степени первопроходцы и нам многое предстоит сделать, чтобы Крым стал равным среди равных.

Но на нынешнем этапе существует ряд специфических особенностей в работе по интеграции Республики Крым в правовое пространство Российской Федерации .

Фундамент республиканской правовой системы заложен нами 11 апреля этого года, когда Государственный совет проголосовал за новую Конституцию Республики Крым.

В ней отражены геополитические изменения, которые произошли в статусе Крыма. Конституция вводит нашу республику в правовое поле Российской Федерации.

Разработчики Основного закона ориентировались на лучший опыт и достижения субъектов федерации, но при этом стремились сохранить наши конституционные традиции.

Не исключаю, что в последствии в текст Конституции Республики Крым будут вноситься поправки. Но это – когда мы окончательно освоимся в новом для себя правовом пространстве.

С принятием Конституции мы получили возможность приступить к наработке республиканского законодательства. Государственным Советом сформирован план первоочередных законопроектных работ. В нем – перечень, состоящий почти из сотни законов, в которых так нуждается молодая республика.

На сегодняшний день крымским парламентом уже приняты в первом чтении три закона: "О Государственном Совете Республики Крым", "Об Общественной палате" и "О системе органов исполнительной власти".

В работе находится ряд законопроектов, которые практически готовы для рассмотрения в первом чтении.

Среди них законопроект о выборах, на основании которого нам предстоит уже 14 сентября избрать новый состав органов власти республики – по новым параметрам и с новыми полномочиями, законопроекты о местном самоуправлении, об административно-территориальном устройстве и так далее.

Мы получаем методическую помощь и всестороннюю поддержку от многих субъектов Российской Федерации. Тесные контакты у нас сложились прежде всего с нашим ближайшим соседом Краснодарским краем. Мы установили тесные связи с Татарстаном, Карелией, Бурятией, Московской областной думой. Подписали договор о сотрудничестве с Самарской областью.

Мы активно работаем с депутатами Государственной Думы и сенаторами, специалистами аппаратов.

Огромная благодарность всем, кто активно помогает нашей правовой адаптации в составе Российской Федерации!

Коллеги! Мы в Крыму решаем задачи, которым нет аналога. У нас по этому поводу говорят, что тем регионам, которые пойдут за нами, по нашему пути вхождения в Россию, будет легче. Нам предстоит реформировать уже сложившуюся правовую систему, заменив её на иную, зачастую – принципиально другую.

Обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что недопустим формальный подход к этому делу. Речь ведь идет о людях, об их правах и интересах. Думаю, введение в Крыму в полном объёме федерального законодательства потребует довольно длительного переходного периода, в рамках которого нам будет нужен особый правовой режим.

Он вытекает из того политико-правового обстоятельства, что выходя из состава Украины Республика Крым фактически взяла на себя всю полноту ответственности за судьбу своей территории.

Теперь нам предстоит часть полномочий передать на федеральный уровень, а часть – оставить за собой как субъектом федерации.

Совершено очевидно, что такая трансформация должна осуществляться как процесс, а не как единовременный акт.

Что я имею ввиду… Согласно Декларации о независимости Крыма, с 17 марта 2014 года юрисдикция и суверенитет Республики Крым распространены на все правоотношения на территории республики.

Органы государственной власти Украины, предприятия и организации, учрежденные Украиной или с ее участием и расположенные на территории республики, были преобразованы в органы власти, учреждения, предприятия и организации Республики Крым.

Государственная собственность Украины перешла в государственную собственность Республики Крым.

Все эти решения имеют правовую силу и порождают правовые последствия, которые необходимо урегулировать в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Нельзя допустить возникновения правового вакуума в этой сфере.

Как видим, назрела острая необходимость перенести акценты с политических и эмоциональных аспектов воссоединения Крыма с Россией на правовые последствия этого исторического события.

В своей постановке данного вопроса мы исходим из замечания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, согласно которому Крым видится "не объектом, а субъектом управления". Поэтому мы должны отстаивать интересы крымчан и обеспечить их правовую защиту.

Убежден, в ходе интеграции Крыма в правовое поле Российской Федерации люди не должны пострадать.

Тем более, что Президент страны Владимир Владимирович Путин поставил перед нами совершенно конкретную задачу – "все льготы и преимущества, которые имели жители Крыма в составе Украины, не должны быть потеряны и если даже чего-то нет в России, с помощью дополнительных субсидий крымскому бюджету эти преференции надо сохранить".

Крымчанам не должно стать хуже!

К примеру, каждый крымчанин имел право на бесплатное получение в собственность земельного участка. Это право было во многом декларативным, так как приходилось годами оббивать пороги чиновничьих кабинетов, собирать массу документов, нести материальные и моральные траты. Но люди настойчиво добывались реализации этого права, не смотря на все хождения по мукам.

На сегодняшний день в Крыму тех, кто вступил в процесс получения такого участка и не завершил его - около шестидесяти тысяч.

То есть, люди понесли определённые убытки, кто-то вплотную приблизился к заветной цели, а теперь, получается, всё впустую. Не менее остро стоит вопрос переоформления бизнеса, перерегистрации предприятий. Это касается и условий выхода на пенсию, и вопросов прохождения государственной службы, и защиты прав женщин, ушедших в отпуск по уходу за ребенком. И многое другое.

Мы должны защитить интересы тех людей, кто начал какие-то процессы в одном правовом поле и вынужден их завершать, не по своей вине, – в другом.

Поэтому мы должны общими усилиями сделать для них этот процесс максимально безболезненным и комфортным. А для этого нужен переходный период.

Максимальная продолжительность такого переходного периода по оценкам специалистов может быть до 1 января 2018 года.

Примерно в эти же сроки планируется завершение строительства Керченского перехода, который жизненно необходим для Крыма.

Таким образом интеграционные процессы разных уровней будут синхронизированы.

Буквально на днях Владимир Владимирович Путин подписал Указ "О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя", в котором закрепил необходимость принятия согласованных решений по линии исполнительной власти, направленных на обеспечение социально-экономического развития Республики Крым.

Я считаю, что было бы не только целесообразным, но и необходимым организовать проведение аналогичных процессов и по линии законодательной власти.

Поэтому я обращаюсь к вам, уважаемые коллеги – к Совету законодателей с предложением создать в структуре Совета Комиссию по делам Республики Крым.

Мы высоко ценим предоставление крымскому парламенту права законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации и надеемся, что это еще один путь к успешной адаптации в новой правовой системе. Это ещё одна наша возможность работать как на благо Крыма, так и на благо всей России.

Подводя итог своего выступления, я еще раз хочу сакцентировать внимание на наших предложениях.

Они сводятся к необходимости обозначить переходный период, в ходе которого будет происходить плавная, поэтапная трансформация правовой системы, сложившейся в Крыму, в общероссийскую.

Поскольку лучше нас никто не знает наши местные условия, мы хотели бы именно на переходный период иметь право принимать законы, которые может быть и не в полной мере будут вписываться в федеральное законодательство, но тем не менее будут учитывать крымскую специфику и проблематику, чтобы не страдали интересы крымчан.

Кроме этого, в рамках переходного периода организационно-правовые вопросы должны решаться федеральными и республиканскими органами на согласованной основе. В соответствии с внутренне сбалансированными программами и мероприятиями.

Прошу российских законодателей с пониманием отнестись к проблемам крымчан и к желанию органов власти республики защитить их интересы.

Мы убеждены, что осуществление процесса интеграции Крыма в правовое поле Российской Федерации с максимальной деликатностью и при максимальной заботе о крымчанах полностью совпадает с российскими национальными интересами.

Уважаемые коллеги!

Вы всегда были с нами в трудные, переломные для Крыма моменты, что обеспечило наше успешное возвращение домой. От имени всех крымчан я искренне благодарю вас за это, Мы надеемся на вашу дальнейшую поддержку. И уверены, что вместе мы оправдаем ожидания нашего Президента Владимира Владимировича ПУТИНА, о том, что Крым "станет не субъектом, который требует привлечения федеральных субсидий, он будет самодостаточным, а потом и донором".

Благодарю за внимание!

 

 

 

25.04.2014