Профильный Комитет предложил расторгать в одностороннем порядке договора с участниками СЭЗ, нарушившими обязательства

С целью минимизации рисков невозврата сумм налоговых преференций участниками СЭЗ, а также недопущения нанесения ущерба бюджетной системе Российской Федерации, Комитета по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства выступил с предложением внести в статью 14.1 федерального закона изменения предусматривающие предоставление права расторжения уполномоченными органами договоров с участниками СЭЗ, которые нарушили условия договора и не устранили такое нарушение в установленный предписанием срок в одностороннем порядке.

Данную инициативу на заседании Комитета озвучила его председатель Оксана Доброрез по итогу обсуждения эффективности и результатах функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым в 2023 году. На заседании присутствовала заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Алла Пономаренко.

При этом она сообщила, что соответствующее обращение к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллину планируется рассмотреть в ходе XL Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации.

«С 2015 года на территории республики и города федерального значения Севастополь действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности — свободная экономическая зона, которая позволяет ее участникам пользоваться налоговыми преференциями в виде пониженных ставок налога на прибыль, освобождения от обложения налогом на имущество, пониженных тарифов страховых взносов. В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда вышеуказанные налоговые преференции подлежат исчислению и возврату в бюджет», - уточнила она.

Вместе с тем Оксана Доброрез напомнила, что за период с 2015 года по первое полугодие 2023 года из реестра участников СЭЗ исключено 514 налогоплательщиков, из которых в судебном порядке по установленным случаям нарушений условий заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ – 173 участника.

«Учитывая предоставленное законом право расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ исключительно по решению суда, с момента начала проведения мониторинговых мероприятий и до рассмотрения и принятия решения судом проходит не менее одного года, большинство из участников СЭЗ, допустивших нарушение условий договора признаются банкротами. Указанные обстоятельства не позволяют в полном объеме восстановить суммы предоставленных преференций, и как следствие приводит к ущербу бюджетной системе Российской Федерации»,- сказала глава Комитета.

При этом парламентарий подчеркнула, что за вышеуказанный период сумма преференций по налогу на прибыль, подлежащая восстановлению в связи с расторжением договоров в судебном порядке составила 98,2 млн. руб. При этом сумма в размере 96,1 млн. руб. или 98%, отметила она, приходится на налогоплательщиков являющихся банкротами.

«Восстановленная сумма преференций по решениям суда составляет 27 млн. руб., при этом фактически в бюджет уплачено 0,07 млн. руб. Не уплаченная сумма в размере 26,6 млн. руб. сформирована организациями — банкротами. Таким образом, в среднем 25% суммы преференций восстанавливается по решению суда и меньше 1% фактически поступает в бюджет»,- сказала она.

Одной из причин, считает Оксана Доброрез, является длительность процедуры расторжения договоров об условиях деятельности в СЭЗ и, как следствие, последующая неспособность таких участников возвратить в бюджетную систему Российской Федерации суммы преференций, полученных за время деятельности в СЭЗ.

Вместе с тем в качестве примера председатель Комитета привела положительную практику введенного режима свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Так, согласно части 3 и 5 статьи 17 Федерального закона от 24.06.2023 № 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» при установлении в ходе мониторинга выполнения участником условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне фактов нарушения участником условий указанного договора такой договор может быть досрочно расторгнут управляющей компанией в одностороннем порядке со сроком уведомления участника не менее чем за пятнадцать дней до даты расторжения в порядке, установленном договором. При этом решение управляющей компании об одностороннем расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжаловано участником в судебном порядке.

«Установленный на вышеуказанных территориях Российской Федерации порядок позволяет уже с момента принятия решения уполномоченным органом досрочно расторгнуть договор об условиях деятельности в СЭЗ и только в случае несогласия участник имеет право обжаловать такое решение в судебном порядке. С одной стороны, указанные положения снижают нагрузку на судебную систему, с другой - снижают вероятность невозврата участниками СЭЗ полученных в период деятельности преференций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», - резюмировала Оксана Доброрез.

Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым

23.04.2024