Межбюджетные отношения: прогнозировать результат и последствия

Межбюджетные отношения стали темой последнего в уходящем году заседания Совета законодателей при Федеральном Собрании. Заседание состоялось в Государственной Думе, которая на протяжении 2017 года председательствовала в Совете.

За это время количество законопроектов, рассмотренных Советом, увеличилось вдвое. При этом доля региональных инициатив, проходящих через экспертизу Совета законодателей, выросла с 11 до 40%. Активизировалось участие регионов в формировании федеральной повестки.

Открывая заседание Совета, в котором приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Правительства, руководители региональных законодательных собраний, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин напомнил, что впервые после трехлетнего перерыва бюджет страны сформирован с учетом роста ВВП.

«На протяжении трех лет мы не могли себе этого позволить, - отметил председатель Госдумы. - Наша экономика находилась, с одной стороны, в ситуации снижения роста, с другой - проблемы, которые были, не позволяли нам расти, так как хотелось бы. Сейчас бюджет принят с ростом в 2,1 % ВВП».



В федеральном бюджете уже заложены субсидии регионам, что позволит каждой территории своевременно спрогнозировать свои доходы и расходы. Принято решение о модельных бюджетах регионов.
При выстраивании межбюджетных отношений важно не забывать, что Россия - государство федеративное, заметила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«Нельзя размывать основы федерализма, превращаться в унитарное государство, - подчеркнула она. - Нельзя строить законодательство таким образом, чтобы все регулировалось из Москвы. У нас есть региональные парламенты, которые в сфере своих полномочий вполне могут принимать законы, соответствующие интересам регионов. Невозможно, чтобы каждый губернатор постоянно находился в командировках в Москве - Минфине, Минрегионе, Минэкономики, - выпрашивал деньги, отстаивал свою позицию. Это управление страной в ручном режиме, а нужно, чтобы работала система, законодательство. У нас разные регионы, и донастройка все время будет происходить. Но это должна быть донастройка, а не ручное управление».

По словам В.Матвиенко, необходимо выровнять бюджетную систему таким образом, чтобы каждый гражданин независимо от региона проживания имел равные возможности, неснижаемый стандарт благополучия.

Весьма своевременным назвала Председатель Совета Федерации предложение Президента о реструктуризации задолженности регионов. Их совокупный долг на 1 октября составляет более двух трлн. рублей. Реструктуризация позволит субъектам высвободить порядка 400 млрд. рублей, которые они смогут использовать на текущие нужды. При этом условия реструктуризации, отметила В.Матвиенко, не должны быть избыточными.

Председатель Совета Федерации напомнила, что в следующем году должна быть разработана стратегия пространственного развития. «Это чрезвычайно важный документ, от которого во многом зависит будущее развитие экономики, в том числе субъектов Федерации», - заключила она, призвав коллег из регионов к совместной работе над документом.



Кроме того, В.Матвиенко предложила ускорить разработку методики оценки эффективности региональных льгот.

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак сообщил, что в 57 регионах налоговый потенциал не позволяет покрыть нормативные расходы исходя из среднероссийского уровня, 24 территории, даже после получения дотаций на выравнивание, тоже не могут выполнить свои расходные обязательства. Но 28 регионам такая задача по плечу. При этом, «впервые исходя из модельных бюджетов удалось сбалансировать бюджеты всех регионов». В частности, в полном объеме учтены расходы на повышение заработной платы бюджетникам, на медстрахование неработающего населения.
Задача федерального центра - найти ресурсы и отрегулировать полномочия субъектов Федерации так, чтобы первоочередные расходы не финансировались в ущерб другим обязательствам, - сказал министр финансов Антон Силуанов.

По его данным, ситуация с исполнением региональных бюджетов в текущем году будет лучше, чем в 2016-ом. Но в целом ряде регионов сохраняются риски, связанные с низким качеством управления государственными финансами. Министр пообещал со следующего года ввести казначейское сопровождение бюджетов в тех субъектах, где долг превысит 140%.

Вячеслав Володин, со своей стороны, просил А.Силуанова оказать «точечную» помощь регионам, где накопилась большая кредиторская задолженность.

«Ее пытаются закрывать за счет новых кредитов, что еще более ухудшает положение, - констатировал В.Володин. - Нужен точечный подход по тем территориям, где ситуация особенно сложная. Это должна быть не общая помощь, а конкретная, чтобы вывести территории из трудного положения. Без вашей помощи они вряд ли справятся», - сказал В.Володин, обращаясь к министру.

Он также акцентировал внимание А.Силуанова на проблемах финансирования дорожного строительства.

«При балансировке бюджета мы, как правило, не учитываем целевой характер средств, которые должны направляться на дорожное строительство, - пояснил Председатель Государственной Думы. - И у нас зачастую средства, которые подлежат использованию на дорожное строительство, используются для балансировки бюджета в части выплаты зарплаты. Когда возникает своего рода ответственность либо перед Министерством транспорта за те показатели, которые каждый регион должен исполнить, либо перед Министерством финансов, понятно, что Министерство финансов здесь оказывается более влиятельным ведомством. Но от этого страдают дороги».

Кроме того, В.Володин обратил внимание Правительства на существующие проблемы при проведении экспертизы проектов. «Это реальный тормоз, - сказал он. - Все может закончиться тем, большое количество проектов так и останется на бумаге».

В.Матвиенко просила Минэкономразвития в 2018 году подготовить информацию о том, сколько проектов отменено и на какие суммы. Глава ведомства Максим Орешкин пообещал, что такой доклад будет готов уже в феврале.

Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская пожаловалась на трудное положении регионов, где есть консолидированные группы налогоплательщиков и вертикально интегрированные компании. Ситуация усугубляется тем, что с прошлого года субъекты фактически не получают экологические платежи, пояснила она. В результате 64 территории из-за финансовых проблем не могут выполнить ни медицинскую программу госгарантий, ни федеральные образовательные стандарты.

«Консолидированная группа налогоплательщиков - это ошибка», - согласился В.Володин, предложив к 2018-2019 годам скорректировать законодательство о КГН.

Подводя итоги дискуссии, В.Володин призвал регионы внимательнее относиться к законопроектам совместного ведения.

«Когда идет в регионы рассылка законов, просьба к этому относится серьезно, - сказал он, - потому что иногда подписывают заместители, иногда вообще не реагируют. Если мы с вами воспринимаем законодательный процесс как ответственность и регионов, и федерального центра, и вместе будем участвовать, обсуждать и при этом понимать, что ответственность в любом случае совместная, то у нас другое качество законов будет».

В.Володин заметил, что в истории Госдумы седьмого созыва был только один случай, когда законопроект приняли сразу во втором и третьем чтении.

«Мы делаем все для того, чтобы закон соответствовал концепции, изначально внесенной, - подчеркнул он, - чтобы концепция была обсуждена, чтобы, если есть необходимость, мы проводили оценку регулирующего воздействия. Нам крайне важно, чтобы по наиболее чувствительным законам проводились парламентские слушания, и мы это делали на протяжении последнего времени».
«Но давайте, коллеги, исходить из того, что мы должны быть обоюдно самокритичны, истина, она, как правило, лежит посередине. Давайте исходить из того, что это улица с двусторонним движением», - сказал В.Володин, обращаясь к руководителям региональных законодательных собраний.

Одновременно он призвал председателей комитетов Госдумы «слышать посыл регионов» и, принимая те или иные решения, прогнозировать результат и последствия.


Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
 

19.12.2017