Владимир Константинов: Для меня "крымская весна" началась еще под Новый год в 2013Зимой прошлого года Крым не признал легитимность захватившей в ходе государственного переворота в Киеве новой антироссийской власти и принял решение о проведении референдума по вопросу своего дальнейшего будущего. 16 марта 2014 года на голосование были выставлены два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» Владимир Андреевич, с начала Майдана осенью 2013 года - зимой 2014 года, вы несколько раз бывали в Москве. Можно ли сказать, что эти поездки накануне решающих событий подтолкнули ваших собеседников в России к пониманию, что история пребывания Крыма в Украине заканчивается? Владимир Константинов: Наши поездки, достаточно многочисленные на тот период, - это была наша реакция на те события, которые разворачивались в Украине. Эти события были неадекватными, они нас очень серьезно испугали. Мы понимали, что даже в такой противоречивой стране, какой казалась Украина, эти событии не являются нормой. Точного понимания в тот период у нас не было. Мы понимали, например, что разворачивается технологический, политический проект, целью которого является свержение власти, но дальнейший ход событий, конечно, нам тогда не был известен, могли только предполагать. Реакцией на многочисленные проявления этого кризиса была, конечно, поездка в Москву, и наши встречи с политиками федерального уровня. Мы участвовали во многих форумах, разнообразных ток-шоу, частных беседах, пытаясь понять, как реагирует политический истеблишмент на те события, которые происходят в Украине, и какое у них отношение к крымчанам в этой связи. Уже тогда нам было понятно, что дело идет к тому, что нам придется делать выбор. И этот выбор исторически был неизбежен, это как поезд, который мчится на большой скорости и подъезжает к какой-то развилке. Было очевидно, что мы подъезжаем к какому-то очень важному судьбоносному периоду своей истории. Конечно, эти контакты были для нас тогда очень важны. - В советские годы коллектив Института истории СССР раскололся, условно, надвое – «утренников» и «вечерников». Одни считали, что Октябрьская революция началась утром, другие, что вечером. Когда лично для вас началась «крымская весна»? - Первый этап «крымской весны», если взять хронологию, по моим ощущениям, начался с идеологической борьбы еще зимой, когда фашистские проявления неожиданно начали проявляться с какой-то нетрадиционной остротой. Мы на это начали очень быстро реагировать, мы надеялись, что это чисто идеологический спор и нужно ему противостоять на гражданском уровне. Мы проводили большой объем разных встреч, объездили практически все университеты и школы в Крыму, выступали с разными обращениями. И мощным, как бы завершающим пиком этого всего стало проведение антифашистского митинга в Симферополе, где горожане, совершенно не сговариваясь, без всякого административного влияния, собрали, с легкостью, более семи тысяч человек. На митинге мы заявили, что «все, что угодно мы вам позволяли в Киеве, и так слишком много, но только не это. Это тот Рубикон, за который перейти невозможно будет, не извинившись». - Это очень сложный процесс под названием «крымский феномен». Уникальность крымского референдума в этом и состоит, что появился какой-то один быстрый источник решения проблем, и он у нас сработал. На самом деле, все произошло настолько стремительно, только потому, что 23 года мы жили совершенно в другой среде, чем сегодня. Люди, особенно политики, не понимают крымчан в этом плане, даже российские. Кажется, совершенно все быстро так всё решили, не понимая вот атмосферы, в которой мы жили, не зная внутренней тяги крымчан к возвращению на родину. Не понимая агрессивности украинской власти, и что самое страшное, изменения ментальности самих украинцев. Это все и стало причиной принятия такого быстрого решения. Нужно не забывать о том, что киевская политическая элита, которая хотела сменить власть на Украине, и совершила это путем военного переворота, ставила целью уничтожение Крыма. Они этого не скрывали, это было официальная их программа, они на этом зарабатывали очки, электоральную поддержку. Чем резче высказываются в отношении Крыма, крымчан, тем они всегда больше зарабатывают. Было понятно, что нас будут уничтожать. Все дальнейшие уничтожения, методы их, мы видим своими глазами. Не нужно было быть сильным политиком, или каким-то мудрым человеком, чтобы понять, что с нами произошло бы в ближайшем будущем. Все вот эти условия и сделали референдум, порыв крымчан, мощным, безапелляционным, мужественным, и самое главное, своевременным. Конечно, здесь все сработало: и депутаты не подвели, и крымчане, и самооборона, которая самоотверженно боролась. В общем, все, здесь сложно сказать, что кто-то был решающим. И, безусловно, сегодня никто в Крыму, ни один человек, не скажет, что без помощи России и президента страны, это тоже было бы невозможно. Ведь в 1991 году крымчане тоже провели референдум вопреки киевской власти, и что дальше? Он не был имплементирован. Мы понимали, что нынешний президент, он уже, конечно, совершенно другой человек, совершенно другого рода политик, и он, конечно, поддержит крымчан. - Вы сказали о менталитете, который все 23 года пребывания Крыма на Украине, сохранялся у крымчан. А развивался ли в эти годы Крым или он был лишь объектом разворовывания? Иными словами был ли экономический стимул к украинскому патриотизму? - Скажу об отношениях с крымскими татарами, что даже в период обострения украинского кризиса, когда власти Украины ставили прямые задачи крымским татарам и их лидерам, с помощью более радикальной части создать здесь конфликт, руководители Меджлиса впрямую говорили в Киеве, что их задания не выполняют и в Крыму нет сопротивления действующей власти Януковича. «Сделайте что-то, выходите, сталкивайтесь с людьми, вступайте в перепалки, чтоб было видно, что есть так называемая «крымская картинка», - отвечали им. И в период попытки проведения внеочередной сессии 26 февраля, когда была ими предпринята эта попытка эскалировать конфликт и довести его до политой крови и гибели людей, чтоб произошел настоящий бунт, даже тогда у них ничего не получилось. Поэтому реальной опасности такой не существует. Традиции народа Крыма - это традиции многонационального народа, многоконфессионального народа. Вы не найдете в истории Крыма ни одного упоминания о каком-либо межнациональном конфликте, потому что Крым создавался, как регион с многонациональной культурой. Но это не означает, что власти должны расслабиться и ничего не делать, что проблем в национальной сфере нет. Мы сейчас ставим другой вопрос - «что мы еще не сделали для развития национальностей, населяющих Крым, в том числе и крымских татар»? У нас и армянская община очень мощная, и греческая, и белорусская, я уже не говорю об украинской, которая вторая по численности. Поэтому власти есть чем заниматься. - Довольны ли вы, в целом, первым годом Крыма в Российской Федерации? Что удалось, а что не удалось, на ваш взгляд? - Безусловно, определенные потери наша экономика понесла от таких неадекватных действий. Наблюдается неадекватное поведение властей Украины во взаимоотношениях уже с новым Крымом, попытка не искать контактов и способов договариваться, а попытка противостояния, то, что нынешняя украинская власть очень хорошо умеет делать. Они не умеют разговаривать, это их особенность. Просто еще не все политики это понимают. Мы понесли определенные потери в экономике, в транспортной сфере, безусловно, в курортной сфере, в водоснабжении. Это наиболее сильные потери. А вот западных инвестиций у нас никогда не было, нам нечего терять, поэтому в этом плане никаких потерь у нас не произошло. Беседовал Иван Скориков. 19.03.2015 |