Выступление Владимира Константинова на торжественном мероприятии, приуроченном ко Дню Конституции Российской Федерации

Дорогие друзья! Сограждане!

Сегодня мы отмечаем 30-ю годовщину принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации.

30 лет для человека — это своего рода качественный переход в новый возрастной период. А для Основного Закона государства — это много или мало? Давайте попробуем разобраться.
Конституционный строй в нашей стране начался в 1918 году, когда была принята первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Конечно, документы устанавливающего и учредительного характера существовали и в дореволюционной России, но единого нормативного документа до 10 июля 1918 года не было.
Этот Основной Закон продержался до 1925 года — каких-то семь лет. Тогда вслед за принятием первой Конституции СССР (в 1924 году), была реформирована и Конституция самой большой союзной республики.

Обе конституции — и союзная, и республиканская — прожили 12 лет.

Им на смену пришли Основные Законы т.н. «сталинской редакции». Те, в свою очередь, продержались по тридцать одному году, а сменившие их «брежневские» варианты, исковерканные многочисленными поправками, продержались до 1993 года, просуществовав соответственно 16 и 15 лет. Именно им на смену пришёл нынешний Основной Закон.

Таким образом, наша Конституция — пока не рекордсмен в истории отечественного конституционализма, но уже в следующем году имеет все шансы повторить рекорд продолжительности существования. Так подробно останавливаюсь на сроках существования Основных Законов, поскольку они являются своего рода индикаторами политической стабильности.
Это можно объяснить тем, что длительное существование документа, неизменность правил «политической игры» делает всё это понятным и привычным обществу, что способствует жизни в соответствии с конституцией.

Если же этот документ многократно переписывается — в силу политической конъюнктуры или чьих-то личных амбиций — отношение к нему становится более легковесным, конституционная дисциплина падает. Иногда — до нуля.

Мы наблюдали подобный процесс на Украине — ещё до того, как она окончательно превратилась в государство-зомби.

С самого начала своего существования в качестве независимой «державы», в ней никто не намерен был жить по закону, вчитываться в положения собственной конституции.
При этом её постоянно переписывали, многократно меняя, скажем форму правления: с президентско-парламентской на парламентско-президентскую и наоборот.
Приходили к власти новые силы и тут же отменяли положения, принятые их предшественниками, а затем — те, кто приходил после них или восстанавливали отменённое, или писали поверх исправленного что-то своё.

Конституционная чехарда предшествовала здесь политической. До чего это довело страну — видит сейчас весь мир. Хотя и это состояние бывшей Украины — лишь промежуточный этап её деградации.
Вместо того, чтобы прописать в Основном Законе территориальные, языковые, культурные особенности своих регионов, политические приоритеты своих граждан, украинские горе-законодатели устроили из конституционного процесса этакое перетягивание канатов. Вот и доперетягивались до полного беззакония.

Другой пример, тоже нам близкий — распад СССР. По советским законам выход союзной республики из единого государства был предусмотрен, но никто в эти законы в декабре 1991 года не заглядывал.
Одни — провозгласили конец СССР, собравшись «на троих» в Беловежской Пуще, а главный защитник конституционного строя — забился в какой-то кремлёвский угол и был озабочен не исполнением свои обязанностей, а условиями своей отставки.
Так четыре человека решили развалить страну, не имея на это ни прав, ни полномочий.

История жестоко наказала тех, кто допустил это беззаконие. Всех его последствий мы и сегодня ещё не преодолели. А имена могильщиков Советского Союза навсегда покрыты позором в народной памяти.

Из приведённых примеров очевидно: следование конституционным нормам и требованиям - это необходимое условие, если общество хочет жить без потрясений, катастроф.
Наверное именно поэтому мы так осторожно относимся к конституционному процессу и стараемся наш Основной Закон без острой необходимости не трогать.

Наш президент как-то сказал, что мы исчерпали свой лимит на революции. Думаю, это общее мнение граждан России.

Мы вынесли из прошлого века богатый политический опыт, сделали правильные выводы и теперь относимся к политике, в том числе — к политически-правовому устройству своего государства предельно ответственно и серьезно.

У крымчан в деле конституционного строительства свой уникальный опыт.
Почти четверть века нам пришлось противостоять украинскому правовому нигилизму, всё это время мы пытались легальными методами защитить нашу региональную идентичность, свою русскость — всё то, за что официальный Киев так ненавидел Крым.

В ходе этой борьбы была сознана Конституция Крыма 1992 года — зрелый и полноценный документ, наверное именно поэтому Киев его «скасувал».

В 1998 году мы разработали новый Основной Закон республики, опираясь на который повели борьбу за сохранение своей автономии. Эта борьба логично привела нас к Крымской весне и возвращению в Россию. Подчеркну — в строгом соответствии с положениями нашей республиканской Конституции1998 года.

Крымчан отличает высокая правовая культура и политическая мудрость. Мы видели, к чему приводит легкомысленное отношение к законности и правопорядку.
Вернувшись в Россию, мы перестроились под её нормативные акты и стандарты, а потому — мы их знаем, может быть, лучше всех в России.
В ходе всенародного волеизъявления в 2014 году мы дали обязательство жить по российской Конституции. И мы его свято соблюдаем.

Конституция — это основополагающий документ для любого государства, главная норма поведения его гражданского общества. Но важно, чтобы у людей сохранялось живое отношение к этому документу — не как к своего рода литературному памятнику, а как к основным правилам собственной жизни.
Такое отношение к Основному Закону является показателем уровня развития общества.

Вспоминаю свою поездку в одну из стран Африки, в которой местные жители хвастались, что их конституция - один к одному копирует конституцию Франции. А чему тут хвастаться? Что в этом хорошего?
Взяли, передрали и — положили на полку. Жить-то по такому документу они не смогут, потому что и они — не французы, и страна их — не Франция. А французский Основной Закон как раз для Франции и французов писан.

Вот и наша Конституция — для России и её граждан. Она не должна быть похожа на какой-то аналогичный документ из чужой правовой практики.
Кстати, именно поэтому Основной Закон не может окостенеть, он должен меняться — когда того требует жизнь.
Это происходит и с нашей российской Конституцией, в которую недавно внесены существенные поправки — выверенные многолетней политико-правовой практикой и поддержанные на всенародном голосовании.

Но не только так преобразуется наша российская Конституция. Напомню, что крымчане вписали в неё свою строку — когда вошли в состав Федерации в качестве двух новых субъектов: Республики Крым и города Севастополя. Вслед за нами свои автографы в главном законе страны оставили Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области.
Уверен, вскоре в ней отметятся и другие регионы исторической России, последующие нашим путём.

Дорогие друзья!
Россия огромное и сложное государство, государство-цивилизация. Она давно стала родным домом для десятков живущих на российской земле народов. Ясные, понятные и непротиворечивые правила общежития нам просто необходимы.
Мы имеем собственную уникальную историю, свой неповторимый политический опыт, что тоже должно быть отражено И ОТРАЖЕНО в тексте нашего Основного Закона.

Мы имеем свои устойчивые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо и не имеем обыкновения называть чёрное белым и наоборот.
Мы понимаем семью как союз мужчины и женщины, а ЧЕЛОВЕКА — как творение Божие, а не поделку пластических хирургов и банды фармакологов.
Всё это — нас объединяет. Всё это — прописано в нашей Конституции. Именно поэтому день её рождения для нас — важная дата.
С Днём Конституции России!

12.12.2023