Выступление главы Конституционной комиссии Григория Иоффе в ходе обсуждения проекта Конституции Республики Крым на заседаниях постоянных комиссий Госсовета

11 апреля поистине исторический день в новейшей истории Крыма. Мы принимаем первую Конституцию нашего государства в составе Российской Федерации. И этим определяется не только историческая значимость этого события, но и содержание этого документа. В достаточно короткие сроки разрабатывался этот документ, он продолжает еще подвергаться различным правовым процедурам именно из-за сжатых сроков. Я думаю, что еще сегодня и, может быть, сегодняшней ночь будут работать наши специалисты и эксперты, наши коллеги из других регионов России, которые помогают нам работать над текстом Конституции.

В чем главное отличие этого документа от тех трех Конституций, которые у нас уже были в новейшей истории?

Во-первых, порядок принятия этого документа. По украинскому законодательству мы принимали Конституцию в Верховном Совете автономии, а потом отправляли ее в Верховный Совет Украины. Там на неё пристально исподлобья смотрели, брали красный карандаш и вычеркивали все, что им казалось неприемлемо. Доходило порой и до смешного. В Конституции 1998 года, которая была направлена в Киев, к примеру, говорилось о том, что Верховная Рада автономии может присваивать наиболее выдающимся гражданам звание «Почетный гражданин Крыма». Слово «гражданин» тогда вызвало бурную реакцию в Киеве. И у нас появилось довольно странное звание: «Почетный крымчанин». Я думаю, что когда-то это войдет в Книгу рекордов Гинесса. Это при том, что звание почетный гражданин села Ивановка, например, существует. Или, скажем, у нас до 1998 года все время присуждалась Государственная премия Крыма. Слово «государственная» было вычеркнуто и у нас осталось просто – Премия Крыма. Я уж не говорю о том, что Конституция 1998 года была превращена в некое опереточное подобие правового документа поправкой депутата Заяца. Ею весь смысл этой Конституции вообще был перечеркнут.

Сегодня государственное образование Республика Крым в составе федеративного государства Россия принимает свою Конституцию, и она никем и нигде не утверждается, не согласовывается. Мы принимаем ее сами, и сами будем вносить в нее изменения. Теперь мы не просто парламентарии, а законодатели, и это исключительно наша обязанность – сделать этот документ таким, чтобы он был разработан и принят в полном соответствии со всем сводом законодательства Российской Федерации и с Основным Законом Российской Федерации. Вот если мы где-то выйдем за эти рамки, а рамки эти не просто широкие, они очень широкие, то тогда эту Конституцию нам придется менять. Вот тогда те органы, которые будут наблюдать за этим, будут вправе нас поправить.

Второе главное отличие – это то, что эта Конституция предполагает наличие в Республике Крым законодательного органа. Не представительного, который был в прошлые годы, а законодательного. Достаточно трудно было крымским разработчикам, перестроиться. Потому что в прошлые годы мы в крымскую Конституцию пытались втиснуть все, что только можно было, вплоть до мелочей. Потому что мы понимали, что другого Закона о Крыме не будет. Сегодня мы принимаем документ, который является основой для принятия нескольких десятков конституционных законов. Например, нам предстоит принять законы о выборах в Республике Крым, о Государственном Совете Республики Крым, об административно-территориальном устройстве Республики Крым и многие другие.

Есть несколько вопросов, которые задают мне как председателю Конституционной комиссии. В частности, вопросы, связанные с судьбой депортированных народов, межнациональной сферой. Крым – это многонациональный регион. То большое количество этносов, которые проживают на полуострове – это наше богатство, богатство культур, языков, основа нашего добрососедства. Думаю, будет принят отдельный закон Республики Крым, регулирующий сферу межнациональных отношений. В нынешнем проекте Конституции четко и ясно прописано, что все нации, народности и этносы в Крыму равны, что они все имеют право на развитие своей культуры, языков, истории и что никто не может ограничить их в этом праве. Наша Конституция строго основывается не только на большом объеме российских законов и российской Конституции, но и учитывает все международные конвенции, другие документы, которые ратифицированы Российской Федерацией и стали частью российского законодательства. Наибольшие по численности крымские национальные группы – это русские, украинцы и крымские татары получили возможность, чтобы их языки были государственными. Это положение внесено в Конституцию. Но, в то же время очевидно: нам предстоит принять закон о языках в Республике Крым, где мы пропишем применение не только этих трех государственных языков, но и языков остальных народностей и этносов. У нас в Крыму есть исчезающие народы – это караимы и крымчаки. Они тоже требуют различных программ, своеобразного отношения. У нас есть народы, которые подверглись депортации. Очевидно и это потребует специального закона.

Еще один важный момент связан с правом законодательной инициативы. Депутаты помнят, как мы последние несколько месяцев упорно добивались этого права в парламенте Украины. В Конституции, которую мы завтра будем принимать, наше право законодательной инициативы в парламенте Российской Федерации прямо предусмотрено. Это даст возможность крымскому парламенту определиться с теми законами, которые необходимо принять в рамках всей Российской Федерации, которые на федеральном уровне обеспечат решение тех проблем, которые сегодня есть в Крыму.

Уверен, что Госсовет конституционным большинством примет крымскую Конституцию, которая откроет новую страницу в нашей жизни и день 11 апреля будет считаться Днем Конституции Республики Крым. Если кто-то считает, что мы торопимся, что не вынесли текст на всенародное обсуждение, отмечу, что когда речь идет о серьезных правовых документах, популизм только мешает. Мы специально внесли в Конституцию пункт, которым определено, что она вступает в действие только после опубликования. И если в результате обсуждения появятся предложения, которые улучшают или где-то изменяют текст этого документа, у нас есть возможность и право вносить поправки в Конституцию. А что касается достаточно сжатых сроков, то это связано с тем, что Республика Крым как субъект Российской Федерации не может существовать без Основного Закона. Переходный период не может длиться долго. Нам нужно немедленно приступать к обустройству нашего крымского дома. Без Основного Закона это сделать невозможно.
 

10.04.2014