Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Республики Крым

Версия для печати

Уважаемые коллеги!

Наше заседание проходит накануне Дня Конституции Республики Крым — праздника, который я бы охарактеризовал как день торжества законности и правопорядка. Хотелось бы, чтобы именно так его воспринимали все крымчане.

Ведь Основной Закон республики — свод правил, по которым мы живём в нашем стремительно преображающемся российском Крыму.

Это — наши правила жизни, придерживаться которых необходимо для сохранения стабильности общества, его устойчивости к внешним и внутренним вызовам.

А жизнь продолжает проверять нас на прочность. Недавняя пиратская выходка Вашингтона в Сирии вновь поставила мир на грань серьёзного обострения.

США в который раз демонстрируют полное пренебрежение нормами международного права, презрением к суверенитету тех стран и народов, которые оказываются на их пути к мировой гегемонии. Таковы и их сателлиты, которых они вскармливают печеньем, растят по своему образу и подобию.

Они пытаются учить весь мир демократии, но, похоже, давно забыли, что это такое.

Тем важнее нам ценить свои демократические завоевания. Одним из них, несомненно, является наша Конституция.

Этот документ — продукт свободного законотворчества нашего депутатского корпуса, в котором принимали активное участие многие из присутствующих сейчас в этом зале.

Три года назад мы впервые после двадцатилетнего перерыва могли разрабатывать свой Основной Закон без опаски, что в готовый документ кто-то грубо вмешается, обесценит его смысл.

Мы все знаем, как это делалось в «украинский» период нашей истории. И это было в традициях украинской власти задолго до государственного переворота 2014 года.

Напомню, как в 1995 году грубо и противозаконно была растоптана и уничтожена наша Конституция 92 года, этот вполне зрелый политико-правовой документ, чётко прописывающий те условия, на которых крымчане согласны были находиться в составе украинского независимого государства.

Это было наше предложение политического компромисса Киеву, на которое он ответил очередным актом правового произвола.

Можно вспомнить, как упразднялись крымские законы и целые институты власти, как уже подготовленный крымскими депутатами в 1995 году текст Основного Закона выхолащивали и согласовывали в кавычках в Киеве.

Уже 1998 году мы практически заставили Киев утвердить наш Основной Закон, смирившись даже с «поправкой Заеца», поскольку понимали: иначе у нас вообще не будет Конституции.

Напомню, народный депутат Украины Иван Заец внёс в принятый крымскими парламентариями текст Основного Закона поправку, по сути обесценивавшую весь этот документ.

Поскольку, согласно ей, любой украинский министр мог принимать постановления, противоречившие крымской Конституции.

И именно Конституцию надо было подгонять под такое постановление, а не наоборот. Вот такой правовой нонсенс!

Но, даже в эту версию своего Основного Закона крымчане смогли заложить, если можно так выразиться, ряд «точек роста», которые никакие Заецы не заметили.

В дни Крымской весны мы сумели воспользоваться этими «точками роста», этим «юридическим мостом», чтобы вернуться домой, в Россию.

Другого способа сохранить в Крыму правопорядок у нас не оставалось: мы уходили от правового хаоса и политического произвола, который захлестнул тогда всю Украину.

Пренебрежение правопорядком, постоянное перекраивание конституционного права под потребности политического момента подготовили почву для взрыва правового нигилизма, который смёл правовое поле украинского государства, разрушил его конституционные основы.

Этот урок следует запомнить и усвоить всем: пренебрежительное отношение к Конституции, к закону ведет ситуацию к разрушению самого государственного устройства.

Организаторы свержения законной власти в Украине ещё предстанут перед судом и ответят за все те преступления, которые были ими совершены в отношении украинского народа и украинского государства.

Мы же с вами три года назад показали пример другим украинским регионам. Правда тогда за нами не пошёл практически никто.

Только Донбасс решительно выступил против государственного переворота, но сумел это сделать не правовым путём, а только через народное восстание.

Но вернёмся к нашему Основному Закону. Добившись возможности самим, без киевских цензоров, писать свою Конституцию, мы отразили в ней свои представления о правопорядке и попытались на законодательном уровне исключить из нашей жизни любые источники конфликтности.

Это — обязательное условие успешного завершения начатых нами масштабных преобразований.

Особенно — сейчас, когда результаты нашей работы становятся видны, а изменения к лучшему — заметны каждому крымчанину.

Для многих наших, как принято сейчас говорить, «партнёров» такая очевидность успехов крымчан крайне нежелательна. И поэтому они будут любым путем внести раскол в наш общий крымский дом.

И выдумывать ничего нового не станут: у них с выдумкой всегда было плохо.

Бить будут по тем местам, которые они традиционно считают у нас слабыми и которыми они неоднократно пользовались в недавнем прошлом.

Одним из таких мест долгое время считалось взаимодействие между ветвями республиканской власти.

Почва для столкновения между ними была заложена в структуру политической системы, не исключено, что не без умысла, поскольку конфликт между парламентом и правительством, между спикером и премьером давал Киеву дополнительные рычаги для вмешательства в крымские дела, для ослабления нашей республики.

Однако сейчас возникновение такого конфликта просто невозможно. Залог устойчивости нашей политической системы — это крымский Основной Закон, чётко разграничивающий компетенции каждого республиканского органа.

У нас просто не остаётся повода для конфликта. Даже для конкуренции.

Образно говоря, мы занимаемся работой на разных площадках на общий результат.

Другая сфера, которая долгое время, и не без оснований, считалась Ахиллесовой пятой Крыма, это межнациональные отношения, а точнее — крымско-татарский фактор.

И её внешние для Крыма силы долгое время держали в напряжении, постоянно подбрасывая нам конфликтные ситуации через свою агентуру, присвоившую себе право говорить от имени крымско-татарского народа.

Сейчас, как известно, сама жизнь вышвырнула меджлисовских авантюристов на обочину той столбовой дороги, которая открылась перед крымско-татарским народом после возвращения в Россию. В своё светлое будущее крымские татары идут без них!

Немалую роль в оздоровлении межэтнических отношений сыграли положения действующего Основного Закона республики, в который мы вернули гарантии свободного и равноправного развития национальных языков, культур, уважительное отношение к согражданам независимо от их этнического происхождения и вероисповедания.

Кстати, наша Конституция юридически закрепляет тот уникальный опыт добрососедства, который крымчане разных национальностей выработали за сотни лет совместного проживания на территории нашего полуострова.

Скажем, на прошлой неделе в рамках проведения дней Государственного Совета в регионах мы посетили Евпаторию.

В этом городе рядом расположены мечеть, православный храм и кенасса. Наши предшественники умели уживаться на этой земле, а теперь мы создаем благоприятные условия для развития всех народов и конфессий в современном Крыму.

Помогает этому и федеральное законодательство.

Так, буквально накануне нашего собрания Госдума приняла в третьем чтении правительственный закон, который предусматривает льготы при получении вида на жительство для граждан, незаконно депортированных с территории Крымской АССР.

Очень важно, что теперь мы ощущаем постоянную, ежечасную поддержку Москвы в деле обеспечения социально-политической стабильности в Крыму.

Это кардинально отличается от подстрекательской политики Киева, направленной на раскол крымчан и стравливание их между собой.

Такое отношение Центра позволило нам впервые в нашей истории разработать и принять такой Основной Закон, по которому хотим жить мы, а не нам предписывает кто-то извне.

Мы благодарны за помощь в подготовке текста нашей Конституции специалистам из Москвы, из многих российских регионов.

Их наработки, опыт позволяли нам быстрее и чётче сформулировать положения Основного Закона, сделать его соответствующим статусу субъекта Российской Федерации.

А этот статус предполагал такие полномочия, о которых мы в рамках Украины и мечтать не могли!

Совсем недавно мы бились в глухую киевскую стену, стремясь получить право обращаться в государственные органы со своими предложениями.

Собственно, в этом и заключается право законодательной инициативы. И даже в этом более чем скромном праве нам, автономной республике, было неоднократно отказано.

Сейчас же мы самостоятельно принимаем региональные законы. Это совершенно другой уровень и статус региона.

Возможно, другим российским гражданам всё это кажется вполне обычным делом, но нам есть с чем сравнивать. И мы можем констатировать: крымчане не только вернулись на Родину, но и обрели совершенно новую Конституцию, новый уровень общественных и политико-правовых отношений.

Конечно, наш Основной Закон обязательно будет совершенствоваться. И делать это будем мы, крымчане, исходя из своего политического опыта и политических потребностей, в рамках предоставленным нам российским законодательством полномочий и во благо нашей Родины — России.

Это и есть главное политико-правовое завоевание Крымской весны, юридически закреплённое в нашей Конституции.

С праздником, дорогие коллеги!