Профильный Комитет ЮРПА одобрил перенос сроков перехода на проектное финансирование в жилищном строительстве для Крыма до 1 января 2021 года

Комитет Южно-Российской Парламентской Ассоциации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи одобрил Обращение к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимиру Якушеву по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части установления особенностей применения на территории Республики Крым законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Документ инициирован депутатами Государственного Совета Республики Крым.



Представляя документ, председатель Комитета Госсовета Крыма по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Леонид Бабашов отметил, что с 18 марта 2014 года большинство застройщиков адаптировались к работе в соответствии с требованиями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Он сообщил, что в соответствии с данным Законом в Крыму 30 застройщиков осуществляют строительство 62-х объектов.

«Вместе с тем, изменения, внесенные в 2017 и 2018 годах в законодательство Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, устанавливающие обязательность использования счетов эскроу при привлечении средств дольщиков и получения банковских кредитов в форме проектного финансирования для завершения строительства объектов, которые вступают в силу с 1 июля 2019 года, фактически заблокируют строительство», - заявил парламентарий.

Председатель профильного Комитета крымского парламента напомнил, что во исполнение майских указов Президента РФ Владимира Путина, Республике Крым поставлена задача достичь целевых показателей по вводу в эксплуатацию 926 тыс. кв. м. жилья в 2019 году и 1263 тыс. кв. м. – в 2024 году, что будет невозможно без внесения изменений в федеральное законодательство.

Леонид Бабашов рассказал, что существует ряд факторов, препятствующих внедрению на территории Республики Крым установленных требований. В первую очередь, это отсутствие конкуренции в банковской сфере (аккредитованы для предоставления «проектного финансирования» всего два банка) и недоступность дополнительных финансовых инструментов, стимулирующих строительство жилья (беспрепятственно действующих на территории иных субъектов Российский Федерации), в связи с опасениями попасть под зарубежные санкции.



Кроме того, земельные участки во многих случаях используются застройщиками на основании договоров, заключенных до 18 марта 2014 года, либо в соответствии с особенностями регулирования отношений в земельной и градостроительной сферах, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», что вызывает опасение банков при рассмотрении вопросов оформления залога права аренды в соответствии с условиями кредитования заемщиков-застройщиков, использующих счета эскроу, установленными Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным Банком России.

«На полуострове только четыре застройщика из тридцати работающих на данный момент ведут реализацию проектов комплексного освоения территории, и они уже начали получать отказы в финансировании по причине неудовлетворенности банка финансовой моделью объекта. Такая ситуация может свидетельствовать о том, что не исключен массовый характер отказов банковскими учреждениями Крыма в проектном финансировании действующих проектов по строительству многоквартирных жилых домов. Подобное может привести к отсутствию финансирования большого количества объектов и, как следствие, к остановке строительных работ и появлению обманутых дольщиков», - констатировал депутат.

К тому же он добавил, что ситуация усугубляется наличием у многих крымских застройщиков разрешительных документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, что существенно влияет на принятие банком решения о финансировании проекта. Таким образом, переход с 1 июля 2019 года исключительно на «проектное финансирование» ставит проекты строительства в прямую зависимость от кредитной политики банковских учреждений.

Учитывая изложенное, депутаты крымского парламента предложили отложить переход к проектному финансированию в республике до 1 января 2021 года. По итогам обсуждения, депутаты рекомендовали XXX Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации поддержать соответствующее обращение.

Кроме того, парламентарии рассмотрели восемь законодательных инициатив, внесенных другими субъектами-членами ЮРПА.

Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым

29.05.2019