В Парламенте Крыма обсудили поправки к законопроекту об экскурсоводах и инструкторах-проводниках

В Государственном Совета Республики Крым прошло обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников», а также профессионального стандарта к законопроекту «Инструктор-проводник». Инициатором рассмотрения данного вопроса выступил председатель Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.

В мероприятии приняли участие председатель Комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Нина Пермякова, депутат крымского парламента, член профильного Комитета Анатолий Жилин, заместитель министра курортов и туризма РК Людмила Бабий, первый заместитель министра культуры РК Татьяна Манежина, представители крымских туроператоров, общественных организаций в сфере туристической, экскурсионной деятельности, высших учебных заведений республики.

Представляя законопроект, глава профильного парламентского комитета напомнил, что Республика Крым, один из немногих субъектов Российской Федерации, где до вступления в силу 1 января 2017 года Федерального закона от 2 марта 2016 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» проводилась обязательная аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В результате чего, по состоянию на 31 декабря 2016 года аттестацию получили 1394 экскурсовода (гида), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

«Республика Крым имеет богатый опыт аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Поэтому вопрос введения обязательной аттестации имеет особую актуальность для дальнейшего эффективного развития экскурсионной деятельности в Крыму, обеспечения надлежащего нормативного правового регулирования экскурсионного дела в целях повышения качества обслуживания и безопасности российских и иностранных туристов», - уверен А. Черняк.

Вместе с тем, объяснил парламентарий, предлагаемый к обсуждению законопроект имеет значительно иной подход аттестации вышеперечисленных категорий специалистов. В частности, изменяются сами понятия «экскурсовод», «гид-переводчик», «инструктор-проводник».

«Если в действующей редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и экскурсовод, и гид-переводчик, и инструктор-проводник - это профессионально подготовленное лицо не понятно где и кем, то в предлагаемой редакции – это физическое лицо, которое работает в организации, осуществляющей туристскую и музейную деятельность либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем», - уточнил А. Черняк.

Кроме того, отдельными статьями предлагается установить условия для осуществления деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В частности, экскурсоводы, как минимум, должны иметь среднее профессиональное образование и получить дополнительное профессиональное образование по типовой дополнительной профессиональной программе. Он заметил, что в Республике Крым до 2017 года экскурсовод должен был иметь только высшее образование.

В свою очередь, гид-переводчик должен иметь только высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по типовой дополнительной профессиональной программе. К инструктору-проводнику предъявляются требования обязательного наличия среднего профессионального образования и получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе. Дополнительное профессиональное образование будет осуществляться в высших образовательных организациях, а также учебных центрах профессиональной квалификации.

Парламентарий проинформировал, что порядок аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, отказа в аттестации, приостановления и прекращения действия аттестации, а также форма аттестата устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Министерством культуры Российской Федерации.

А. Черняк рассказал и о дифференцированных требованиях. Так, аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков предлагается осуществлять органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма. В случае Республики Крым – это Министерство курортов и туризма. «Экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие аттестацию, имеют право осуществлять деятельность на туристских маршрутах и объектах показа только того субъекта Российской Федерации, в котором был получен аттестат, а также сопровождать группы на территории всей России. Это распространенная европейская практика, например, в Италии, где аттестованный экскурсовод может работать на территории только своей области», - акцентировал внимание присутствующих он, добавив, что срок действия аттестата экскурсоводов и гидов-переводчиков пять лет.

Для инструкторов-проводников предлагается значительно отличающийся механизм проведения аттестации. «Их аттестация будет осуществляться общероссийскими туристскими федерациями – общественными организациями в сфере активного туризма, которые получили аккредитацию на проведение на проведение аттестации инструкторов-проводников. Единый перечень аккредитованных общероссийских федераций будет размещен на официальном сайте Министерства культуры России. Аттестаты, выданные общероссийскими туристскими федерациями, позволят осуществлять деятельность инструкторам-проводникам без ограничения на территории всей Российской Федерации, срок их действия – три года», - сообщил А. Черняк.

Одной из основных новелл документа, считает А. Черняк, является введение административной ответственности за осуществление деятельности в качестве экскурсовода, гида-переводчика или инструктора-проводника без получения аттестата.

Отдельно депутат остановился на профессиональном стандарте «Инструктор-проводник», который разработан с целью обеспечения деятельности по подготовке, сопровождению, обслуживанию и обеспечению безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов. Им устанавливается характеристика обобщенных трудовых функций: сопровождение туристов при занятиях пешеходным туризмом и трекингом; альпинизмом и горным туризмом; лыжами и сноубордом на неподготовленных склонах; водным туризмом; велосипедным туризмом; спелеотуризмом; конным туризмом; на транспортных средствах (автотуризм, мототуризм, квадротуризм, снегоходный туризм); сопровождение туристов при прохождении маршрутов на горных лыжах или сноуборде на подготовленных склонах.

В свою очередь, представители турбизнеса республики высказали ряд замечаний и предложений к данному проекту федерального закона. В частности, их волновал вопросы, связанные с получением специального образования экскурсоводами, так как в Крыму пока что отсутствует преподавание профильных специальностей. Кроме того, обсуждение вызвали отдельные положения понятийного аппарата документа. По мнению руководителей туристических предприятий, само понятие «экскурсовод» необходимо расширить и конкретизировать, и, возможно, добавить термин «специалист туристского сопровождения», под которым принято считать работника, сопровождающего группы туристов, но не ведущего экскурсии.

Также были озвучены просьбы о передаче субъекту больше полномочий в сфере аккредитации, а также добавлении в законопроект возможности прохождения аттестации инструкторов-проводников в региональных отделениях общероссийских федераций, а не в центральных, поскольку в таком случае данное мероприятие станет весьма затратным. Отдельно затрагивались вопросы распределения полномочий в части составления протоколов об административных правонарушениях, были озвучены предложения о создании общего реестра аккредитованных инструкторов-проводников, а также унифицированного бейджа для экскурсоводов с целью исключения их деятельности за пределами субъекта, где они прошли аттестацию.

В целом, участники совещания сошлись во мнении, что меры, прописанные в проекте федерального закона необходимы для того, чтобы повысить качество предоставляемых услуг, обезопасить туристов и сделать отдых туристов более интересным и содержательным.

Все замечания и дополнения, озвученные в ходе дискуссии, будут детально изучены и собраны в пакет предложений. Затем их направят авторам законодательной инициативы с просьбой по возможности учесть в федеральном документе пожелания представителей крымского туристского бизнеса.

Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым
 

27.06.2018