Рекомендации парламентских слушаний по проекту закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

23 ноября 2022 года                                                                               город Симферополь

Рассмотрев и обсудив проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее – законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренными распоряжением Совета министров Республики Крым от 4 октября 2022 года № 1517-р, Прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренным распоряжением Совета министров Республики Крым от 31 октября 2022 года № 1711-р, государственными программами (проектами государственных программ, проектами изменений в государственные программы) Республики Крым, с учетом реализации национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития республики.

Приоритетным направлением бюджетной политики Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов является реализация региональных проектов в Республике Крым в целях выполнения задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Первоочередными задачами бюджетной политики являются выполнение своевременно и в полном объеме социальных обязательств перед населением, повышение качества жизни и благосостояния граждан.

В Республике Крым осуществляется реализация мероприятий в рамках 12 национальных проектов, утверждены паспорта 47 региональных проектов. Планируемая финансовая обеспеченность реализации региональных проектов на период до 2025 года – 35,9 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 27,9 млрд рублей, бюджета Республики Крым – 7,7  млрд  рублей, внебюджетных источников – 0,2 млрд рублей.

Наиболее ресурсоемкими являются национальные проекты: "Безопасные качественные дороги" – 13,9 млрд рублей (38,7 % всех ассигнований на национальные проекты), "Демография" – 9,9 млрд рублей (27,6 %), "Жилье и городская среда" – 4,6 млрд рублей (12,8 %), "Здравоохранение" – 4,0 млрд рублей (11,1 %).

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, который предусматривает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Республики Крым и базируется на адаптации экономики к новым условиям и переходу к восстановительному росту, в том числе благодаря эффективной реализации комплекса мер по повышению устойчивости экономики Республики Крым.

Восстановительному росту экономики и ее дальнейшему выходу на траекторию устойчивого роста будет способствовать реализация Плана первоочередных мероприятий (действий) по повышению устойчивости экономики Республики Крым, утвержденного распоряжением Главы Республики Крым от 17 марта 2022 года № 243-рг, в который вошли мероприятия, направленные на поддержку занятости населения, системообразующих предприятий, отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства, а также меры по стабилизации ценовой ситуации.

Позитивное влияние на обеспечение устойчивого развития Республики Крым окажет реализация мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года № 63.

В 2023–2025 годы продолжится реализация заключенного с Правительством города Москвы Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Новый инвестиционный ресурс в виде инфраструктурных кредитов из федерального бюджета в размере 7,4 млрд рублей позволит реализовать 5 инвестиционных проектов. Привлечение средств планируется поэтапно, с 2022 года по 2025 год, из них в 2022 году – 2,5 млрд рублей, в 2023 году – 4,3 млрд рублей, в 2024 году – 425,0 млн рублей и в 2025 году – 250,0 млн рублей. Средства планируется направить на строительство наружных сетей и сооружения водоотведения; строительство детских дошкольных учреждений на 250 мест и 280 мест; строительство улично-дорожной сети; реконструкцию электроподстанции.

Общий объем доходов бюджета Республики Крым на 2023 год составит 230,5 млрд рублей, общий объем расходов – 238,6 млрд рублей; общий объем доходов на 2024 год составит 199,9 млрд рублей, общий объем расходов – 200,1 млрд рублей, общий объем доходов и расходов бюджета на 2025 год – 179,1 млрд рублей.

Дефицит бюджета Республики Крым в 2023 году составит 8,1 млрд рублей, в 2024 году – 175,0 млн рублей, на 2025 год планирование бюджета Республики Крым осуществлено без дефицита.

Покрытие дефицита в 2023 году планируется осуществить за счет остатка бюджетных средств на едином счете бюджета Республики Крым на  начало года в сумме 3,9 млрд рублей, который сформировался за счет дополнительно полученных доходов и неиспользованной экономии по расходам, привлечения инфраструктурного кредита из федерального бюджета, – 4,2 млрд рублей.

Участники парламентских слушаний отмечают, что проект бюджета Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по доходам реален к исполнению при условии достижения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, обеспечения устойчивого наращивания темпов роста производства предприятиями основных отраслей экономики и улучшения ими расчетов с бюджетом, а также продолжения работы, направленной на снижение накопившейся задолженности в бюджет.

На финансирование отраслей социально-культурной сферы бюджета Республики Крым на 2023 год предусмотрено 95,1 млрд рублей (удельный вес в общем объеме расходов – 39,8 %), в том числе:
на образование – 39,5 млрд рублей;
на социальную политику – 33,1 млрд рублей;
на здравоохранение – 15,5 млрд рублей;
на культуру и кинематографию – 4,3 млрд рублей;
на физическую культуру – 1,6 млрд рублей;
на средства массовой информации – 1,0 млрд рублей.

Кроме того, значительная часть расходов в процентном отношении к общему объему на 2023 год – 56,5 % предусмотрена:
на национальную экономику – 97,8 млрд рублей;
на жилищно-коммунальное хозяйство – 36,9 млрд рублей.

Данные объемы финансирования говорят о социальной направленности бюджета, о бюджете, способствующем развитию Республики Крым.

Поддержка муниципальных образований Республики Крым, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости и сбалансированности их  бюджетов, а также повышение прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов остается приоритетом бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений. Так, объем межбюджетных трансфертов на 2023 год составляет 39,4 млрд рублей, 2024 – 35,8 млрд рублей, 2025 – 34,4 млрд рублей.

По итогам рабочих поездок Председателя Государственного Совета Республики Крым Константинова В.  А. в регионы республики поступили предложения и инициативы жителей по социально-экономическому развитию их территорий, которые вошли в Народную программу, это в первую очередь вопросы, касающиеся ремонта дорог, газификации, создание комфортной городской среды, установка детских и спортивных площадок, развитие сельских территорий, организация общественных пространств, ремонт фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, ремонт больниц, школ, учреждений культуры, строительство детских садов, установка уличного освещения, ремонт систем водоснабжения и многое другое. Предложения по финансированию объектов и мероприятий учтены в протоколах по итогам посещения муниципальных образований Республики Крым в рамках рабочих поездок Председателя Государственного Совета Республики Крым Константинова В.  А.

Участники парламентских слушаний считают необходимым сосредоточить усилия органов власти и муниципальных образований Республики Крым на разрешении проблемных вопросов развития регионов в целях повышения уровня качества жизни и роста доходов жителей Республики Крым.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

1.  Государственному Совету Республики Крым рассмотреть проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", внесенный Главой Республики Крым Аксёновым С. В., на заседании Государственного Совета Республики Крым.

2. Комитету Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике:
1) обобщить поступившие замечания и предложения по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и направить их в Совет министров Республики Крым для рассмотрения и внесения предложений по их реализации;
2) при подготовке проекта закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" ко второму чтению уточнить параметры бюджета Республики Крым на 2023 год по объемам безвозмездных поступлений в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов с соответствующей корректировкой объема расходов проекта бюджета.

3. Совету министров Республики Крым:
3.1. Рассмотреть поступившие замечания и предложения по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и внести предложения по  их  реализации.
3.2. Поручить министерствам и государственным комитетам Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым рассматривать в течение 2023 года проблемные вопросы развития регионов Республики Крым и предложения по финансированию объектов и мероприятий, указанные в протоколах по итогам посещения муниципальных образований Республики Крым в рамках рабочих поездок Председателя Государственного Совета Республики Крым Константинова  В.  А., принимать меры по решению вопросов, а  также в ходе исполнения бюджета Республики Крым в 2023 году вносить предложения по финансированию этих объектов и мероприятий.
3.3.  В процессе исполнения бюджета Республики Крым в 2023 году при подготовке проектов законов Республики Крым о внесении изменений в Закон Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период на 2024 и 2025 годов" рассмотреть возможность:
1)  включения дополнительных расходов на обеспечение безопасности образовательных организаций;
2)  дополнительного финансирования на обеспечение гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) финансирования дополнительной потребности на возмещение затрат в связи с реализацией мер по льготному лекарственному обеспечению по перечню групп населения и категорий заболеваний в сумме 533,6 млн рублей;
4)  дополнительного финансирования на обеспечение детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом, изделиями медицинского назначения в сумме 271,4 млн рублей;
5) финансирования мероприятий, предусмотренных дорожной картой, "Об организации паллиативной помощи детям в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка";
6) финансирования дополнительной потребности на организацию льготного проезда в сумме 368,67 млн рублей;
7) финансирования дополнительной потребности на предоставление государственной социальной помощи в виде социального пособия малообеспеченным семьям в сумме 480,23 млн рублей;
8) финансирования дополнительной потребности на приобретение путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей в Республике Крым в сумме 156,99 млн рублей;
9)  финансирования дополнительной потребности на обеспечение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления, создаваемой на базе имущества обособленного подразделения Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма "Прибрежный", передаваемого в собственность Республики Крым, в сумме 60,0 млн рублей;
10) увеличения субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы в организациях дошкольного образования;
11) финансирования дополнительной потребности на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Крым в рамках Государственной программы Республики Крым "Газификация населенных пунктов Республики Крым";
12) финансирования дополнительной потребности Министерству строительства и архитектуры Республики Крым на строительство 16 детских образовательных учреждений в сумме 97,26 млн рублей;
13) финансирования дополнительной потребности на субсидии государственным унитарным предприятиям Республики Крым на обеспечение бесперебойной деятельности по оказанию транспортных услуг на железнодорожном транспорте в сумме 41,22 млн рублей;
14)  строительства новых пешеходных переходов через железнодорожные пути в населенных пунктах Республики Крым в сумме 0,64 млн рублей;
15) финансирования расходов Министерству транспорта Республики Крым по территориальной обороне (включая наращивание инженерно-технической защищенности объектов) в сумме 0,74 млн рублей;
16) дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятие 7.7 "Предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на реализацию мероприятий по созданию новых производств, модернизации производственных мощностей, повышению энергоэффективности производства" Государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 837, в сумме 100,0 млн рублей;
17) дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятие 7.3 "Субсидия на финансовое обеспечение деятельности (докапитализацию) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О промышленной политике Российской Федерации" Государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 837, в сумме 300,0 млн рублей;
18) финансирования дополнительной потребности на предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за  многолетними эфиромасличными насаждениями в сумме 1,9 млн рублей;
19) финансирования дополнительной потребности на предоставление субсидии на возмещение затрат на энергоносители для производства овощей защищенного грунта в сумме 7,2 млн рублей;
20) финансирования дополнительной потребности на предоставление субсидии на поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на  территории Республики Крым, в сумме 20,0 млн рублей;
21) увеличения объема бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы Республики Крым "Информационное общество", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года № 702, в части покрытия расходов Автономной некоммерческой организации "Телерадиокомпания "Крым", связанных с оплатой услуг трансляции и обеспечения системой защитной (противодымной) вентиляции аппаратно-студийного корпуса, в сумме 36,95 млн рублей;
22) увеличения объема бюджетных ассигнований Министерству культуры Республики Крым на оснащение и укрепление материально-технической базы в сумме 53,9 млн рублей;
23) увеличения объема бюджетных ассигнований на субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Крым на капитальный ремонт объектов культуры муниципальной собственности в сумме 64,1 млн рублей;
24) увеличения объема бюджетных ассигнований на оцифровку архивных и учетных документов государственных архивов Республики Крым на 20,0 млн рублей;
25) дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление расходов по проведению работ по капитальному ремонту объектов недвижимости и строительства модульных зданий, предназначенных для размещения участков мировых судей Республики Крым и отделов ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым, в сумме 111,32 млн рублей;
26)  дополнительных бюджетных ассигнований Министерству чрезвычайных ситуаций Республики Крым на создание системы вызова экстренных оперативных служб но единому номеру "112" (услуги по  обслуживанию ГИС "Системы-112" Республики Крым) (по ГКУ РК "Безопасный регион") в сумме 0,52 млн рублей;
27)  финансирования ремонта кровли муниципального общеобразовательного  учреждения "Кондратьевская школа" Джанкойского района Республики Крым в сумме 5,3 млн рублей;
28) выделения средств на завершение третьей очереди капитального ремонта Ровновского детского сада Красногвардейского района Республики Крым в сумме 23,0 млн рублей;
29) финансирования капитального ремонта поликлиники №  2 ГБУЗ РК "Ленинская центральная районная больница", расположенной по адресу: ул. Мира, 4, п. Багерово, Ленинский район;
30)  разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы на объект "Капитальный ремонт водовода диаметром 300 мм. по ул. Шмидта г. Джанкоя Республики Крым, протяженность 1,2 м. (от ул. Крупской до Набережной)".
3.4. Принять действенные меры по достижению плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственных программ Республики Крым.
3.5. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить приведение государственных программ Республики Крым в соответствие с законом Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" не позднее трех месяцев со дня его вступления в силу.
3.6. Принять действенные меры по обеспечению реализации Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта, а также недопущению образования и наращивания объемов незавершенного строительства.
3.7. Продолжить работу по наращиванию доходной базы бюджета, осуществлять мероприятия по оптимизации расходов бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов, по снижению необоснованных и неэффективных расходов в целях обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Республики Крым и социально- экономического развития Республики Крым в финансовой и бюджетной сферах.

4. Аппарату Государственного Совета Республики Крым разместить настоящие рекомендации на официальном сайте Государственного Совета Республики Крым в сети Интернет и обеспечить их опубликование в газете "Крымские известия".

Председательствующий
на парламентских слушаниях
в Государственном Совете
Республики Крым, Председатель
Государственного Совета
Республики Крым                                                                                       В. КОНСТАНТИНОВ

23.11.2022