РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний

РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний по проекту закона Республики Крым
"О бюджете Республики Крым на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов"

22 ноября 2021 года
город Симферополь

Рассмотрев и обсудив проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее – законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, одобренными распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 октября 2021 года № 1365-р, Прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, одобренным распоряжением Совета министров Республики Крым от 27 октября 2021 года № 1433-р, государственными программами (проектами государственных программ, проектами изменений в государственные программы) Республики Крым с учетом реализации национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития республики.

Первоочередными задачами бюджетной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов являются увеличение инвестиций в экономику, своевременное и в полном объеме выполнение социальных обязательств перед населением, повышение качества жизни и благосостояния граждан, создание комфортных условий для их проживания.

Приоритетным направлением бюджетной политики в 2022–2024 годах является реализация региональных проектов в Республике Крым, что обеспечит выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

В Республике Крым осуществляется реализация мероприятий в рамках 11 национальных проектов, утверждены паспорта 43 региональных проектов. Планируемая финансовая обеспеченность реализации региональных проектов на период до 2024 года – 39,6 млрд руб., из них за счет средств федерального бюджета – 22,7 млрд руб., бюджета Республики Крым – 16,3 млрд руб., внебюджетных фондов – 646,9 млн руб.

Достижение целей развития и ключевых целевых показателей региональных проектов в рамках национальных проектов будет осуществляться по основным направлениям развития республики: модернизация промышленного комплекса, развитие сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, экологическое оздоровление, туризм, энергосбережение, развитие гуманитарной и социально-культурной сфер.

В 2022–2024 годах будет продолжена работа по выполнению стратегических задач, определенных Главой Республики Крым Аксёновым С. В. для выполнения сформированного плана работы Правительства Республики Крым на 5 лет.

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, который разработан на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2021 года (протокол № 29 часть 1) и Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017. На 2021 год валовый региональный продукт прогнозируется в объеме 542,1 млрд руб. В прогнозном периоде до 2024 года ожидается рост экономики, ведущим фактором которого является наращивание объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционная активность. Индексы физического объема валового регионального продукта в 2022–2024 годах прогнозируются на уровне 101,7–102,5 % по базовому варианту.

Позитивное влияние на обеспечение устойчивого развития региона будет оказывать реализация на территории Республики Крым новых инвестиционных проектов и принятые Правительством Российской Федерации решения о продлении срока реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 (далее – ФЦП). С учетом продления ФЦП до 2025 года финансирование объектов ФЦП увеличено на 122 млрд руб. Предусмотрено включение таких социально значимых объектов, как объекты и мероприятия комплексного плана по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым, развитие инфраструктуры Крымской железной дороги, реконструкция и строительство подъездов от автомобильной дороги "Таврида" к Южному побережью Крыма в четырехполосном исполнении. Бюджетные ассигнования будут направлены в первую очередь на объекты, строительство которых предполагается завершить в очередном финансовом году, в целях сокращения объемов незавершенного строительства.

В 2022 году продолжится реализация заключенного с Правительством города Москвы Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и предоставление из бюджета города Москвы бюджету Республики Крым межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории, обновлению наземного пассажирского транспорта и коммунальной техники, а также модернизации объектов здравоохранения.

Перечень государственных программ Республики Крым утвержден распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 октября 2021 года № 1327-р и предусматривает реализацию с 1 января 2022 года 31 государственной программы Республики Крым, в рамках которых будут реализовываться 68 подпрограмм.

Общий объем доходов бюджета Республики Крым на 2022 год составит 199,2 млрд руб., общий объем расходов – 202,1 млрд руб.; общий объем доходов и расходов бюджета Республики Крым на 2023 год составит 237,1 млрд руб., на 2024 год – 195,7 млрд руб. Дефицит бюджета Республики Крым в 2022 году составит 2,9 млрд руб., или 5,1 % от общего прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов на очередной год, который в полном объеме обеспечен источниками финансирования – прогнозным объемом остатков на едином счете бюджета республики (без учета целевых средств) на начало года. На 2023 и 2024 годы планирование бюджета Республики Крым осуществлено без дефицита.

Участники парламентских слушаний отмечают, что проект бюджета Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по доходам реален к исполнению при условии достижения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, обеспечения устойчивого наращивания темпов роста производства предприятиями основных отраслей экономики.

На финансирование отраслей социально-культурной сферы бюджета Республики Крым на 2022 год предусмотрено 96,0 млрд руб. (удельный вес в общем объеме расходов – 47,5 %), в том числе:

на образование – 40,9 млрд руб.;

на социальную политику – 33,6 млрд руб.;

на здравоохранение – 14,2 млрд руб.;

на культуру и кинематографию – 5,0 млрд руб.;

на физическую культуру – 1,4 млрд руб.;

на средства массовой информации – 0,9 млрд руб.

Кроме того, значительная часть расходов в процентном отношении к общему объему на 2022 год – 48,4 % предусмотрена:

на национальную экономику – 72,3 млрд руб.;

на жилищно-коммунальное хозяйство – 25,5 млрд руб.

Данные объемы финансирования говорят о социальной направленности бюджета, о бюджете, способствующем развитию Республики Крым.

Поддержка муниципальных образований Республики Крым, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости их бюджетов, а также повышение прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов остается приоритетом бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений.

По итогам рабочих поездок председателя Государственного Совета Республики Крым Константинова В. А. в регионы республики поступили предложения и инициативы жителей по социально-экономическому развитию их территорий, которые вошли в Народную программу. Это в первую очередь вопросы, касающиеся ремонта дорог, газификации, создание комфортной городской среды, установка детских и спортивных площадок, развитие сельских территорий, организация общественных пространств, ремонт фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, ремонт больниц, школ, учреждений культуры, строительство детских садов, установка уличного освещения, ремонт систем водоснабжения и многое другое.

Участники парламентских слушаний считают необходимым сосредоточить усилия органов власти и муниципальных образований Республики Крым на разрешении проблемных вопросов развития регионов в целях повышения уровня, качества жизни, роста доходов жителей Республики Крым.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Государственному Совету Республики Крым рассмотреть проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Главой Республики Крым Аксёновым С. В., на заседании Государственного Совета Республики Крым.

2. Комитету Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике:

1) обобщить поступившие замечания и предложения по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и направить их в Совет министров Республики Крым для рассмотрения и внесения предложений по их реализации;

2) при подготовке проекта закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" ко второму чтению уточнить параметры бюджета Республики Крым на 2022 год по объемам безвозмездных поступлений в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов с соответствующей корректировкой объема расходов проекта бюджета.

3. Совету министров Республики Крым:

3.1. Рассмотреть поступившие замечания и предложения по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и внести предложения по их реализации.

3.2. В процессе исполнения бюджета Республики Крым в 2022 году при подготовке проектов законов Республики Крым о внесении изменений в Закон Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период на 2023 и 2024 годов" рассмотреть возможность:

1) выделения средств на строительство третьей очереди музейного комплекса в с. Мирное Симферопольского района в 2022 и 2023 годах в сумме 127,24 млн руб. на разработку проектно-сметной документации, в 2023–2024 годах в сумме 1,5 млрд руб. на выполнение строительно-монтажных работ;

2) включения дополнительных расходов на капитальный ремонт дошкольных и общеобразовательных учреждений (замена оконных блоков и ремонт кровель), капитальный ремонт пищеблоков и закупку в них технологического оборудования, обеспечение безопасности в образовательных организациях, капитальный ремонт спортзалов и установку модульных спортзалов;

3) дополнительного финансирования на обеспечение гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) дополнительного финансирования потребности на организацию оздоровления и отдыха детей в Республике Крым в сумме 364 млн руб., приобретение путевок, обеспечение государственного задания по оздоровлению детей в сумме 92,4 млн руб.;

5) дополнительного финансирования на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в сумме 40,0 млн руб.;

6) дополнительного финансирования на формирование дополнительных 25 бригад скорой медицинской помощи и на осуществление стимулирующей выплаты водителям автомобилей скорой медицинской помощи в сумме 227,0 млн руб.;

7) дополнительного финансирования на проведение лабораторных исследований на определение вируса SARS-CoV-2 в сумме 207,9 млн руб.;

8) выделения средств на приобретение объектов недвижимого имущества для обеспечения жильем медицинских работников (врачей, фельдшеров) государственных учреждений здравоохранения в сумме 100,0 млн руб.;

9) финансирования дополнительной потребности на развитие массового спорта и спорта высших достижений в Республике Крым в сумме 78,4 млн руб.;

10) выделения средств на строительство общежития на 300 мест на территории ГБПОУ "Крымское высшее училище (техникум олимпийского резерва) Симферопольского района, с. Краснолесье" в сумме 376,9 млн руб.;

11) финансирования расходов, связанных с реализацией предложений граждан Республики Крым, вошедших в Народную программу, в том числе:

выделения средств на комплексный капитальный ремонт Тенистовского Дома культуры в селе Тенистое Бахчисарайского района в сумме 42,2 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт крыши здания МКУДО "Бахчисарайская детская музыкальная школа" в сумме 2,6 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт концертного зала в здании МКУДО "Бахчисарайская детская музыкальная школа" в сумме 2,3 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт по замене оконных блоков в МБДОУ "Детский сад "Жемчужина" села Долинное Бахчисарайского района в сумме 1,6 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт по замене оконных блоков в МБДОУ "Детский сад № 8 "Гнездышко" города Бахчисарай в сумме 1,5 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт крыши здания МБОУ "Межшкольный учебный комбинат с общим и средним (полным) образованием" села Вилино Бахчисарайского района в сумме 5,9 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт крыши здания МБОУ "Танковская основная общеобразовательная школа" Бахчисарайского района в сумме 6,3 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт крыши здания МБОУ "Железнодорожненская средняя общеобразовательная школа" Бахчисарайского района в сумме 7,9 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт крыши здания МБДОУ "Детский сад № 14 "Вишенка" города Бахчисарай в сумме 8,8 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт крыши здания МБДОУ "Детский сад "Родничок" села Верхоречье Бахчисарайского района в сумме 7,0 млн руб.;

выделения средств на капитальный ремонт двух групп МБДОУ "Детский сад "Солнышко" села Табачное Бахчисарайского района в сумме 3,5 млн руб.;

капитального ремонта общежития по адресу: ул. Ленина, 12 в селе Яркое Джанкойского района, в сумме 7,7 млн руб.;

выделения средств на строительство нового корпуса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13, расположенного по адресу: г. Симферополь, Евпаторийское шоссе, 39, в сумме 332,04 млн руб.;

выделения средств на строительство блока начальных классов МБОУ "Таврическая школа-гимназия № 20 имени Святителя Луки Крымского", расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Кечкеметская, 4А, в сумме 313,0 млн руб.;

12) выделения средств на капитальный ремонт систем водоснабжения села Тургенево Медведевского сельского поселения Джанкойского района протяженностью 6,54 км в сумме 20,0 млн руб.;

13) выделения средств на строительство котельной мощностью 300 кВт с инженерными сетями МДОУ "Ермаковский детский сад "Теремок" Джанкойского района в сумме 13,9 млн руб.;

14) выделения средств на капитальный ремонт крыши в МОУ "Мирновская школа" Джанкойского района в сумме 3,9 млн руб.;

15) выделения средств на капитальный ремонт крыши в МОУ "Кондратьевская школа" Джанкойского района в сумме 6,0 млн руб.;

16) выделения средств на капитальный ремонт кровли в МДОУ "Медведевский детский сад "Солнышко" Джанкойского района в сумме 6,4 млн руб.;

17) выделения средств на строительство объекта "Строительство сетей водоснабжения сел Трехпрудное – Трудолюбовка – Камышинка – Новозбурьевка Чистенского сельского поселения Симферопольского района" в сумме 150,0 млн руб.;

18)  финансирования мероприятий государственной программы Республики Крым "Газификация населенных пунктов Республики Крым", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 5 декабря 2017 года № 658, в сумме 2,1 млрд руб.;

19) финансирования мероприятия проектов по реконструкции/ капитальному ремонту объектов уличного освещения населенных пунктов Республики Крым в рамках государственной программы Республики Крым "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Крым", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года № 694, в сумме 608,0 млн руб.;

20) выделения средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного на ул. Гагарина, 8, кв. 2 в селе Новоульяновка Куйбышевского сельского поселения Бахчисарайского района, в сумме 2,8 млн руб.;

21) выделения средств на капитальный ремонт фасада здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия № 1 имени К. И. Щелкина города Белогорска Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Белогорск, ул. Луначарского, 46 А, в сумме 11,5 млн руб.;

22) выделения средств на капитальный ремонт объекта МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 "Березка" г. Белогорска Республики Крым в сумме 50,9 млн руб.;

23) финансирования дополнительной потребности Министерству сельского хозяйства Республики Крым расходов на поддержку и развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса в сумме 21,7 млн руб.;

24) выделения дополнительных расходов Государственному комитету ветеринарии Республики Крым:

на привлечение специалистов в области ветеринарии для работы в сельской местности в целях устранения дефицита кадров в сумме 3,5 млн руб.;

на укрепление материально-технической базы ветеринарии Республики Крым в сумме 3,0 млн руб.;

25) финансирования дополнительных расходов по Министерству юстиции Республики Крым:

на субвенцию бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Крым в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе по выдаче направлений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в сумме 2,8 млн руб.;

на осуществление расходов по проведению работ по капитальному ремонту объектов недвижимости и строительству модульных зданий, предназначенных для размещения участков мировых судей Республики Крым и отделов ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым, в сумме 13,5 млн руб.;

26) финансирования дополнительных расходов по Министерству чрезвычайных ситуаций Республики Крым:

на увеличение технической обеспеченности в сумме 208,5 млн руб.;

на создание системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (услуги по обслуживанию ГИС "Системы-112" Республики Крым (по ГКУ РК "Безопасный регион")) в сумме 7,5 млн руб.;

27) увеличения объема бюджетных ассигнований Министерству культуры Республики Крым на оснащение и укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры в сумме 250,1 млн руб.;

28) выделения средств на капитальный ремонт, реконструкцию, реставрацию объектов культуры, имеющих разработанную ПСД, в сумме 3,5 млрд руб.;

29) дополнительного выделения бюджетных средств на реализацию мероприятий "субсидия на финансовое обеспечение деятельности (докапитализацию) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О промышленной политике Российской Федерации" Государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 12 декабря 2017 года № 665, в сумме 100,0 млн руб.

3.3. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить приведение государственных программ Республики Крым в соответствие с законом Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" не позднее трех месяцев со дня его вступления в силу.

3.4. Продолжить работу по наращиванию доходной базы бюджета, осуществлять мероприятия по оптимизации расходов бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов, по снижению необоснованных и неэффективных расходов в целях обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Республики Крым и социально- экономического развития Республики Крым в финансовой и бюджетной сферах.

4. Аппарату Государственного Совета Республики Крым разместить настоящие рекомендации на официальном сайте Государственного Совета Республики Крым в сети Интернет и обеспечить их опубликование в газете "Крымские известия".

В. КОНСТАНТИНОВ,
председательствующий
на парламентских слушаниях
в Государственном Совете
Республики Крым, Председатель
Государственного Совета
Республики Крым

22.11.2021