Нам не жить на одной земле с наследниками нацистских палачей, - Владимир Константинов

22 марта 2022 года — 79-я годовщина трагедии в белорусской деревни Хатынь, где от рук нацистов погибло 149 человек, из которых 75 детей в возрасте до 16 лет.

Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов подчеркнул, что название белорусского села Хатынь, сожжённого нацистскими карателями разных национальностей, стало именем нарицательным. «Во всех землях нашей Родины, оказавшихся под пятой оккупантов, есть своя Хатынь. В Крыму — это 127 сел, выжженных дотла, из которых 36 были сожжены вместе с жителями. Мы помним о судьбе сел Лаки, Курортное, Мангуш Бахчисарайского района и многих других. Это наша общая боль и общая история, забывать которую нельзя», - убежден он.

«Список таких населённых пунктов множится и сегодня. Нацисты с годами не меняются и пытаются оставить после себя выжженную землю. В белорусской Хатыни в огне сгорели 149 мирных жителей, половина из которых — дети. Мы помним о них. Мы не простили. Мы не имеем права ни забыть, ни простить. Потому и сегодня готовы безжалостно уничтожать наследников нацистских палачей 1943 года. И они будут уничтожены, зачищены под ноль. Нам с ними на одной земле не жить!», - сказал Владимир Константинов.

В память обо всех жертвах нацизма и тех, кого забрала война, Владимир Константинов и депутаты крымского парламента возложили цветы к Вечному огню на территории Мемориального комплекса «Концлагерь «Красный».

Трагическая история белорусской деревни Хатынь началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан повредила линию связи фашистов. На ликвидацию повреждения отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона, который состоял в подавляющем большинстве из полицаев-украинцев. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке - офицер, который был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством.

Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню, согнали всех жителей в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался бежать, расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей в возрасте до 16‑ти лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Спастись тогда удалось двум девушкам — Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.

Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым

22.03.2022