Выступление Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции АРКУважаемые участники торжественного собрания, коллеги, сограждане! Мы собрались в этом зале в День15-й годовщины принятия Конституции нашей Республики. Вот уже полтора десятилетия это – главный документ Автономной Республики Крым, которым мы руководствуемся в своей каждодневной работе. Казалось бы, пятнадцать лет – не такой уж длинный срок. Но стоит вспомнить, сколько всего они в себя вместили, чтобы осознать степень живучести крымской Конституции образца 1998 года. Конституция – это всегда компромисс. Её принятие подразумевает уступки со стороны сил, участвующих в политическом процессе, каждая из которых вынуждена от чего-то отказаться, с чем-то смириться. А потому редко кто когда-либо бывает полностью удовлетворён содержанием таких документов. Вот и наш основной юридический документ весь период своего существования подвергается критике с самых разнообразных позиций. Одни считают его слишком формальным, не закрепляющим за Крымом реальных полномочий. По мнению других – в нём нечётко сформулирован статус русского языка, а есть и такие мнения, что никакая Конституция, да и вообще автономный статус, Крыму не нужны. Правда, эти голоса раздаются исключительно из-за пределов Крыма: у нас в Республике достигнуто согласие ее жителей, независимо от социального положения и этнической принадлежности, по вопросу о необходимости автономии. В случае пересмотра Конституции позиции одних групп и этно-культурных сообществ могут быть усилены за счёт ослабления позиций других. Причём, заранее определить, кто выиграет, а кто проиграет – практически невозможно. Но баланс интересов будет нарушен. Именно в силу соблюдения этого баланса крымская Конституция образца 1998 г. дожила до своего пятнадцатилетия и не проявляет каких-либо признаков скорой своей кончины. Наша Конституция стала также компромиссом в построении отношений между регионом и центральной властью. Не секрет, что пятнадцать лет назад многие в Киеве хотели, чтобы в Крыму вообще не было никакой автономии. В какой-то степени это можно понять. Центр боялся «крымского сепаратизма», беспокоился за целостность украинского государства. Отсюда – настороженное отношение к Крыму. Отсюда же – и стремление свести к минимуму наши полномочия. Правда, разум взял тогда верх над фобиями и искушением избавиться от них одним росчерком пера. С другой стороны, крымский политикум был в тот момент максимально ослаблен внутренними противоречиями и оказался просто не в состоянии добиться для Крыма больших полномочий. Прекращение «холодной войны» с Киевом на любых условиях было в тот момент единственной возможностью спасения автономии. Но это реальное положение вещей нужно было ещё признать и, исходя из него – пойти Киеву на уступки, зачастую – болезненные. Следует отдать должное тогдашнему составу крымского депутатского корпуса – он смог сделать этот непростой, непопулярный но единственно верный в тех обстоятельствах шаг. Итогом достигнутого компромисса стало достижение стабильности в отношениях между центром и регионом. Мы к ней за последние годы привыкли и зачастую считаем её чем-то само собой разумеющимся. Почти забыты годы «войны законов», принятия взаимоисключающих политико-правовых документов, годы взаимного недоверия и противостояния. Теперь наша автономия органично вписана в политическую систему Украины, делает её более современной демократичной, европейской. Мы показали Киеву свою лояльность, центр стал спокойно относиться к наличию в составе государства автономной республики. Но, к счастью, их воздействие на реальную политику близко к нулю и, не сомневаюсь, никогда более значительным не станет. Достигнутая стабильность в отношениях Крыма с центральной властью позволяет нам укреплять основы крымской автономии. Ещё одним шагом в этом направлении стало недавнее принятие Закона Украины об особенностях осуществления инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым. Этот закон – важное приложение к нашей Конституции, развивающее заложенные в ней «точки» роста», что способствует продвижению Крыма к экономической самостоятельности и самодостаточности. Теперь мы должны эффективно воспользоваться своими новыми полномочиями. Только так – шаг за шагом - мы можем наполнить нашу автономию реальным содержанием, делом доказать её состоятельность и целесообразность. Сейчас, когда власть в стране принадлежит нашим единомышленникам, такой путь видится не только возможным, но и наиболее естественным. Сегодня высшее руководство Украины – партнёр и союзник крымской автономии, заинтересованный в её дальнейшем развитии. Мы ощущаем всестороннюю поддержку со стороны Президента Украины Виктора Фёдоровича Януковича, председателя Верховной Рады Украины Владимира Васильевича Рыбака, главы Кабинета Министров Николая Яновича Азарова, руководителей центральных министерств и ведомств. Нашим ответом на это внимание должна стать эффективная деятельность по осуществлению масштабных преобразований, в полосу которых вступила Украина. От того, насколько успешно мы справимся с поставленными перед нами задачами, во многом зависит и то, какие полномочия будет иметь в дальнейшем наша Республика, как будет выглядеть крымская автономия в будущем. Опыт крымского автономизма имеет и международное значение. Буквально через неделю мне предстоит представлять наши достижения в Страсбурге, на сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Считаю, что сохранение межэтнического мира в той сложнейшей ситуации, в которой развивалась крымская автономия, является выдающимся достижением. Мировому сообществу ещё предстоит оценить его по достоинству, внимательно изучить и – извлечь для себя уроки. А нам, всем крымчанам, есть чем гордиться! Конечно, изменения в Крыму и во всём государстве, произошедшие с момента принятия Конституции автономии, преобразования, проводимые в стране, требуют внесения в нее определённых корректив. Но это вовсе не значит, что мы отбросим документ, выдержавший испытание временем, чтобы заменить его принципиально новым. В редактировании мы будем двигаться от достигнутого: закрепим в тексте Конституции доказавшие свою эффективность положения, отбросим те из них, что не работают. И обязательно заложим новые «точки роста», позволяющие не только обозначить круг полномочий крымской автономии на момент принятия документа, но и обеспечивающие возможность для их поступательного развития. Впереди у нас – большая и напряжённая работа! Её результаты важны не только для ныне живущих. Они заложат основы для жизни и деятельности последующих поколений крымчан. Мы обязаны ощущать свою ответственность и перед ними. Не сомневаюсь, что Крым имеет замечательные перспективы в современном непростом и быстро меняющемся мире. Но, чтобы их реализовать, нам с вами следует достойно ответить на вызовы современности, быть готовыми во всём находить и упорно отстаивать крымские интересы. Дорогие крымчане! С Днем Конституции! Вдохновения, упорства и успехов вам во всех ваших делах на благо Крыма! 21.10.2013 |