Обращение Председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова по случаю Дня Республики Крым

Дорогие друзья! Крымчане! Сограждане!

Сегодня мы отмечаем 31-й День Республики Крым. Каждый раз при этом мы вспоминаем о первом на территории СССР референдуме, который подготовили и провели именно крымчане. И не просто провели, а сделали это так, что он получил высшую степень легитимности. Его результаты были утверждены актом Верховного Совета СССР и законом Украинской ССР.

В этот день мы также вспоминаем о том, какие тревоги и надежды подтолкнули нас к решению о необходимости воссоздания крымской государственности, рассуждаем о том, какие ожидания, возлагавшиеся на неё оправдались, а какие — ещё нет. День Республики также хороший повод для того, чтобы поговорить о наших перспективах. Так происходит каждый год.

Но есть нечто, что из года в год меняется. Это та политическая обстановка, в которой мы встречаем наш республиканский праздник. Она оттеняет его, позволяет лучше рассмотреть историческое значение акта восстановления республики в контексте происходящего вокруг нас и в мире в целом.

Сегодня, на мой взгляд, наиболее важно подчеркнуть политическую мудрость и последовательность, проявленную крымчанами 31 год назад.

Возрождая Республику Крым как субъект союзного государства, мы делали всё от нас зависящее, чтобы спасти свою Родину — историческую Россию, которая носила тогда название «СССР».

Кстати, тогда у нас было немало единомышленников. Достаточно вспомнить, что буквально через два месяца после нашего референдума, в марте 1991 года, состоялось всенародное голосование в масштабах всего Советского Союза — о сохранении союзного государства. На нём более 77% наших сограждан в девяти союзных республиках высказались за СССР.

Однако, буквально в течение нескольких месяцев после проведения этого референдума, страну потряс пресловутый «парад суверенитетов». Например, в Украинской ССР уже в декабре того же судьбоносного 1991 года те самые люди, которые в марте голосовали на Союз, массово поддержали независимость Украины.

Эта неожиданно поразившая советских людей беспечность дорого им обошлась. Уже в первые годы после распада единого государства стало ясно, что это — трагедия миллионов: массовое обнищание, толпы беженцев, десятки тысяч погибших в региональных войнах и межэтнических столкновениях. Практически все постсоветские государства оказались отброшены в своём развитии на десятилетия, потеряли перспективу дальнейшего роста.

Люди хотели вовсе не этого. И их вина в том, что они заблуждались, минимальна. Иное дело — партийно-государственная элита СССР, совершившая тогда невиданное в мировой истории предательство своей страны, своего народа. Растоптана была и законность, поскольку выход из СССР повсеместно (в том числе и на Украине) происходил с грубыми нарушениями легитимной процедуры.

Руководители союзных республик шли на прямой подлог, маскируя решения, ведущие к неизбежному распаду страны россказнями о том, что это необходимо якобы для создания нового, более совершенного, союза. Все хорошо помнят враньё первого президента Украины Леонида Кравчука, беззастенчиво вравшего о том, что в новом независимом государстве русские будут жить лучше, чем в России, а евреи — лучше, чем в Израиле.

Но это сейчас к его вранью все привыкли и сказанное Кравчуком никто всерьёз не воспринимает. Тогда же заверения государственного деятеля такого уровня воспринимались совсем иначе.

Одним словом, людей запутали, обманули, сбили с толку. Но так было не везде.

В Приднестровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии люди активно выражали своё несогласие с уничтожением единой страны.

Залихорадило и Крым, тем более, что, согласно результатам референдума 1991 года, мы становились субъектом Союза и не должны были выходить из СССР по решению Киева.

С этим положением вещей мы так и не смирились вплоть до 2014 года, когда смогли восстановить историческую справедливость и вернуть Крым домой.

Наше упорство, верность идеалам и своему представлению о справедливости стало залогом успеха Крымской весны. Крымчане не шарахались из стороны в сторону согласно политической моде, не велись на разные мифы.

А нас соблазняли то зажиточной жизнью в независимой Украине, которая после выхода из СССР якобы станет «второй Францией», то процветанием, которое каким-то чудесным образом должно было наступить сразу же после подписания украинской стороной документов о евроинтеграции.

Эти сказки многих сбили с толку, но не крымчан. Мы никогда не продавали свою Родину за корзину печенья. Это не в нашем крымском характере.

И вот сегодня крымский опыт вновь востребован на постсоветском пространстве. Что такое Родина, что такое настоящее братство на своём опыте узнают наши соотечественники, разделённые сегодня государственными границами. Так было в Белоруссии в 2020-м, так случилось совсем недавно, в начале этого года, в Казахстане.

Ещё более красочно этот вывод иллюстрируют современные Грузия и Украина, которые от полного краха пытаются спастись срочно куда-то вступив. В ЕС или НАТО — всё равно куда слить остатки своего суверенитета.

Иллюзии о счастье и благополучии в своём национальном закутке рассеиваются, и всё более очевидной становится необходимость нашего единства перед внешними и внутренними вызовами.

Единства всех соотечественников, независимо от национальности и вероисповедания. А это означает, что правы все эти годы и десятилетия были именно мы, крымчане.

Ведь что такое наша республика? Это политическое оформление крымского регионального сообщества, сформировавшегося на основе единства крымчан разных национальностей и вероисповеданий. Нас объединяет наша любовь к своей земле, общие ценности, стремление быть самими собой и самим определять свою судьбу.

Мы помним, какой эмоциональный подъём охватил буквально всю Российскую Федерацию после нашего возвращения.

Медленно, но всё более уверенно к признанию российского статуса Крыма приближается руководство Белоруссии. Уверен, после известных событий на этот же путь неизбежно станет и Казахстан.

Сама жизнь подбрасывает ситуации, которые лучше любых словесных аргументов убеждают наших соотечественников в нашей правоте.

В верности того курса, который Крым взял 31 год назад и с которого никуда не сворачивал. Это и есть крымская идентичность. Она же - в ощущении сопричастности к его неповторимому историческому прошлому, в высоком чувстве ответственности за настоящее и будущее Крыма.

Всё это в совокупности не раз приводило нас к тому, что мы сами становились творцами новейшей крымской истории, оказывались в эпицентре мировых политических событий.

Буквально накануне нашей встречи вышло очередное интервью президента США Байдена. Они сейчас наперегонки дают интервью по поводу России.

И что в этом интервью нового? Ничего. Всё те же попытки демонстрации того, как Байден «разгадал» Путина, угрозы катастрофическими санкциями в ответ на российское «вторжение на Украину» - самый популярный сегодня их параноидальный бред.

Всё это уже неоднократно было сказано. Предшественник Байдена, у которого он был на подтанцовке (в должности вице-президента) заявил как-то, что они разорвали нашу экономику «в клочья». Но невиданная инфляция при этом почему-то в США, а не в России. А нас они боятся сегодня гораздо больше, чем 7-8 лет назад. И это с нашим возвращением домой Россия стала мощнее, заявила о том, что без неё ничего в мире не решается. Конечно, дело не только в нашем возвращении. Но его значение на мировую политику огромно.

Мы — первые в СССР провели референдум. Мы — первый регион постсоветского пространства, разработавший и принявший демократическую Конституцию (май 92 г). Это был Основной Закон суверенного государства, готового уже тогда начать свой путь возвращения в Россию. И пусть тогда не вышло, но мы — первый регион постсоветского пространства, вернувшийся в состав России.

И не для того, чтобы в ней попросту раствориться, а чтобы занять в ней достойное место, внести максимальный вклад в укрепление державной мощи и процветание нашей Родины.

Мы — первопроходцы на этом пути и должны пройти его до конца, показав пример тем, кто последует за нами. А что такие регионы появятся — нет никаких сомнений. Наш пример позволит им двигаться по уже разведанному фарватеру.

Такая сложная и благородная задача — как раз для крымчан. Ведь мы привыкли быть первыми. Первыми в СССР опробовали референдум, первыми вернулись в Россию.

Нам первыми предстоит показать всему миру, что реинтеграция некогда единого пространства Русского мира — вещь неизбежная, естественная, а главное — справедливая.

И мы это обязательно сделаем, ведь мы — крымчане. А значит — победа будет за нами!

С Днём Республики!

20.01.2022