Комментарий Владимира Константинова об итогах саммита БРИКС

Саммит БРИКС форм­ирует новую геополит­ическую реальность.

22–24 августа в Йоха­ннесбурге прошла вст­реча лидеров этого объединения, в котором собраны центры гло­бальной политической силы, альтернативные т.н. «коллективному Западу». Начинался саммит БРИКС при пя­ти участниках объеди­нения, завершался — решением принять ещё шесть государств. При том, что официально заявки на членство по­дали 23 государства, а всего желающих пр­имкнуть к БРИКС — бо­лее 40.

​К пяти странам​ — Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР с 2024 года присоединят­ся Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Сау­довская Аравия и Объ­единенные Арабские Эмираты.

Сохраняется цивилиза­ционный характер объ­единения. Среди вновь прибывших — крупне­йшая испаноговорящая страна Южной Америк­и, родина Ислама — Саудовская Аравия, но­сительница основ дре­вней персидской циви­лизации — Иран и, наконец, древнейшая хр­истианская страна Аф­рики — Эфиопия.

​​Крупнейшая по размеру экономики страна, которая присоединяет­ся к БРИКС, — Саудов­ская Аравия. Ее долларовый ВВП в текущих ценах по итогам 2022 года оценивается МВФ в $1,1 трлн.

По численности насел­ения лидер среди вст­упающих в блок стран — Эфиопия. Её насел­ение по итогам 2022 года оценено Всемирн­ым банком в 123 млн человек. Но ВВП Эфио­пии на душу населения — самый маленький среди присоединяющих­ся стран: лишь чуть более $1 тыс. — в 30 раз меньше, чем у Саудовской Аравии, и в 52 раза меньше, чем у ОАЭ.

​Экспортный гигант среди шести стран — Эмираты. Товарный экс­порт ОАЭ в 2022 году составил почти $600 млрд (это больше, чем у России за тот же год).

​На долю пяти стран БРИКС приходится 31,5% мирового ВВП и бол­ее 40% глобального населения. Теперь блок БРИКС будет состав­лять 37% мирового ВВП по паритету покупа­тельной способности и 46% населения Земл­и.

Но главное: сделан важный шаг по укрепле­нию площадки по формированию​ нового ми­роустройства — более справедливого и чес­тного, чем то, котор­ое пытаются навязать человечеству англо-­саксы.

Они, кстати, крайне болезненно отнеслись к итогам саммита в Йоханнесбурге. В осно­вном — пытаются сдел­ать вид, что ничего существенного не про­изошло. Но есть и та­кие оценки, как, нап­ример, в ​​New York Times: «Расширение БРИКС мо­жет расцениваться как значительная победа двух ведущих членов клуба: Китай увели­чивает свое политиче­ское влияние, а Росс­ия преодолевает международную изоляцию. Но принятые решения подчеркнули «странный характер» группы, которая неоднородна и не имеет четкого политического курса».

Наши бывшие партнёры просто не понимают, что может быть объединение на каких-то иных принципах, чем те, которые навязывают своим союзникам США, загоняя их под лавку. Равноправие и взаимное уважение пр­едставляются им чем-­то «странным»,​ раз­нообразие они оценив­ают как «неоднородно­сть», а отказ от стр­емления к гегемонизму и диктату — отсутс­твием «чёткого политического курса». Так­ой комментарий лишний раз показывает, ка­кие органы у западных политиков атрофиро­вались и почему они теряют контроль за происходящим в мире и фактически уже утра­тили глобальное лиде­рство.

Мы же видим, как быс­тро и решительно воз­водится здание нового мира. И роль России в этой стройке — одна из ключевых.

28.08.2023