Выступление Владимира Константинова на заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании России о ходе интеграции новых субъектов РФ в правовую систему РФ

Уважаемые коллеги!

Комиссия Совета законодателей по вопросам интеграции новых субъектов Российской Федерации в российскую правовую систему создана в декабре прошлого года. За полгода работы нами было проведено два заседания, на которых обсуждались наиболее актуальные проблемы этого процесса.

При Комиссии создана рабочая группа по вопросам координации законотворческой деятельности новых субъектов Российской Федерации, в которую вошли представители законодательных органов субъектов Российской Федерации и представители научного сообщества. Всё это подготовило необходимую организационную базу для поддержки усилий новых регионов, направленных на их скорейшую интеграцию в российское правовое, социально-политическое и экономическое пространство.

Остановлюсь на нескольких аспектах предстоящей нам работы.

1. Опора на крымский опыт необходима. Но зачастую новые регионы должны будут идти своим путём.

Это связано со спецификой ситуации в них. Мало того, стартовые позиции интеграционного процесса в ДНР и ЛНР отличаются, нередко разительно, от положения в Запорожской и Херсонской областях. Собственно, в республиках этот процесс уже давно идёт и они сегодня находятся куда ближе к общероссийским стандартам, чем мы в 2014 году. А вот наши северные соседи практически начинают с нуля.

Тем не менее, уверен, что крымский опыт новым регионам пригодится. Тем более, другого, более им близкого, всё равно нет.

Напомню, за 9 лет только Государственным Советом Республики Крым было принято порядка тысячи двухсот законов и более трёх тысяч двухсот постановлений.

Мы смогли быстро и эффективно пройти свой путь, не потеряв ни одного предприятия, сохранив нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности, несмотря на многочисленные вызовы, включая разного рода блокады, которые нам регулярно устраивали наши киевские «доброжелатели».

Этим опытом мы готовы делиться и всегда подставим дружеское плечо нашим братским регионам.

Многие их проблемные вопросы схожи с нашими в 2014 году – обращение с архивами предприятий, учреждений и организаций; учёт стажа и соответствующей квалификации граждан; выстраивание бюджетной системы и системы налогообложения; организация системы осуществления государственных и муниципальных закупок; запуск системы обязательного медицинского страхования; лицензирование медицинской деятельности; разработка и принятие градостроительной документации; завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов; восстановление объектов культурного наследия и многое другое.

Вместе с тем, одно дело разработать и принять необходимые нормативные правовые акты, с этим вопросом мы точно справимся, а совсем другое – обеспечить их применение в реальной жизни, как говориться – на земле.

Этот путь за новые субъекты никто не пройдёт. А для того, чтобы они смогли это сделать ключевой задачей является формирование региональных органов власти. Собственно, только после того, как они будут сформированы или произойдёт их перезагрузка уже по российскому законодательству, можно будет в полной мере приступить к работе по их интеграции.

2. Ключевая тема — формирование представительных органов власти и проведение региональных выборов.

Напомню, выборы назначены на 10 сентября. Это будет настоящим экзаменом на политическую зрелость региональных сообществ.

Федеральным Собранием Российской Федерации в мае текущего года была устранена коллизия в законодательстве о выборах, поскольку на данных территориях введено военное положение, в период действия которого ранее законом проведение выборов не допускалось. Правовая коллизия устранена, однако от этого процедура не становится проще, учитывая текущую обстановку.

Остро стоит вопрос об организации избирательного процесса, особенно — в Запорожской и Херсонской областях. Если у наших коллег из ДНР и ЛНР имеются активно функционирующие парламенты (уже в российском статусе они приняли 41 законов в ДНР и 28 законов в ЛНР), а также сформированные и укомплектованные аппараты парламентов, то в Запорожской и Херсонской областях всё это приходится формировать, что говорится, на марше. Этим областям особенно необходима кадровая поддержка из других российских регионов.

Нашим коллегам из соседних областей следует готовить проекты областных Уставов, положений о рабочих органах парламента, регламента, базовых законов в соответствии с тщательно разработанными дорожными картами. Эти вопросы мы держим на контроле и участвуем в их проработке.

3. Не менее важной проблемой, чем формирование представительных органов региональной власти, является работа по формированию органов регионального управления.

Одним из самых острых вопросов в этой теме является кадровый. Конечно, подготовка кадров для новых регионов уже проводится, в том числе на территории Республики Крым. При необходимости (а она очевидна) мы эту работу готовы расширять. Но не только она должна решить проблему.

Главное — мобилизация кадровых ресурсов новых регионов, для чего необходим учёт стажа государственной и муниципальной службы управленцев, уровня их образования, ученых степеней и ученых званий, страхового стажа для определения права на страховую пенсию и ее размера и т.д. Естественно, всё это ими приобретено в период до вхождения в состав Российской Федерации.

Но чтобы не разбрасываться кадрами, всё это необходимо учитывать в новом для них государстве.

И в этом вопросе вполне уместна аналогия с крымской ситуацией. Для крымчан сохранение перечисленных статусных позиций в образовательной сфере гарантировалось 84-м Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

При этом отмечаю, что в отношении лиц, которые вынуждены были покинуть территорию, временно оккупированную Украиной, и получили с 2014 года гражданство Российской Федерации на иных основаниях, механизм учёта стажа, образования и иных условий пока отсутствует. Это несоответствие должно быть устранено и как можно скорее.

Предлагается рассмотреть возможность урегулирования данного вопроса путем закрепления соответствующих норм в Указе Президента Российской Федерации от 6 декабря 2022 года № 886 «Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

4. Не менее важно не допустить дискриминации в переходный период, в связи с тем, что далеко не все из них успели обзавестись всей необходимой гражданину Российской Федерации или негражданину документацией.

Речь идёт о договорах (полисах) добровольного медицинского страхования, разрешениях на работу или патентах, разрешениях на временное проживание, разрешениях на временное проживание в целях получения образования, видах на жительство и т.п.

В этом же ключе находится и механизм определения и сохранения групп инвалидности, ранее установленных гражданам, в том числе без указания срока переосвидетельствования и без прохождения медико-социальной экспертизы для лиц, которым группа инвалидности установлена бессрочно. Их статус должен быть сохранён до получения ими документов, выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Жизненно важно установление максимально комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территории новых субъектов, а также реальных сроков перехода на общие для всех нас стандарты.

Например, в Республике Крым даже в мирных условиях за 9 лет завершить в полном объеме процедуру прохождения лицензирования нашими медицинскими учреждениями не удалось. Ситуация с материально-технической базой учреждений здравоохранения на новых территориях точно не лучше нашей в 2014 году.

Поэтому чрезвычайно важно провести работу с контрольно-надзорными органами, направленную на смещение подходов в их деятельности. Они должны не столько выполнять собственно контрольно-надзорную функцию, сколько – оказывать организационно-методическую помощь.

Наши коллеги озвучили проблемные вопросы, которые стоят на повестке дня особенно остро.

Так, следует установить, что для субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Донецкой Народной Республики, которые являлись плательщиками налога с оборота, суммы предоплат не являются объектом налогообложения (с обязательным предоставлением уточненной налоговой декларации по налогу с оборота).

В 2022 году отдельными субъектами хозяйствования была уплачена предоплата, и соответственно, начислен налог с оборота. Отгрузка же товаров производится в 2023 году. Однако, с 1 января 2023 года субъекты предпринимательской деятельности, уплатившие налог с оборота, обязаны уплатить налог на добавленную стоимость, то есть по одному и тому же доходу осуществляется двойное налогообложение.

В деловой сфере на весь переходный период необходимо буквально ручное управление. Только так можно сохранить отрасли, имеющие огромное социальное или экономическое значение регионов. В этом деле главное — не гонки на скорость, а сохранение жизнеспособности предприятий.

Также предлагается учесть особенности правового регулирования отношений в культурной сфере на переходный период. Он потребует:

- установления возможности проведения работ по сохранению отдельных объектов культурного наследия в особом (упрощенном) порядке;

- упрощения процедуры (стандартизация требований) к установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия;

- предоставления органам государственной власти новых субъектов Российской Федерации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов археологического наследия (за исключением выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия);

- разрешения на проведение текущих ремонтных работ на объектах культурного наследия без разработки проектной документации и проведения государственной историко-культурной экспертизы при условии сохранения первоначального облика. Проведение работ осуществлять по согласованию с региональным органом охраны культурного наследия и предоставлением исполнителем работ в региональный орган охраны культурного наследия отчетной информации.

Уважаемые коллеги!

Безусловно, краеугольными проблемными вопросами интеграции новых регионов является их полное освобождение от украинской оккупации, обеспечение их безопасности, после чего возможен полноценный процесс возвращение населения регионов, инвестиции в их развитие и восстановление инфраструктуры.

Но это вовсе не значит, что мы должны сидеть и ждать, когда всё это произойдёт. Наоборот, успешная интеграция новых регионов должна показать всем необратимость их вхождения в состав Российской Федерации, чем способствовать восстановлению их территориальной целостности и возвращению их к нормальной мирной жизни.

Нашу же задачу вижу в том, чтобы помочь регионам Новороссии пройти все процессы интеграции максимально быстро, эффективно и комфортно.

Благодарю за внимание!

21.07.2023