Выступление Владимира Константинова на сессии Государственного Совета Республики Крым

Уважаемые коллеги!

Сегодня на сессии Государственного Совета в первом чтении мы принимаем проект бюджета Республики Крым на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.

Наша работа над бюджетом проходит в непростой политической обстановке, которая, несомненно, повлияет на его окончательный вид и ход его исполнения.

Конечно, Крым испытывал постоянное внешнее давление после нашего возвращения в Россию. Нас проверяли на прочность санкциями, блокадами, информационными диверсиями. Мы научились жить без днепровской воды и поставок электроэнергии с территории бывшей Украины. Мы вынуждены были полностью развернуть нашу логистику с традиционного для Крыма направления «Север — Юг», на новое: «Восток — Запад», нашли новых контрагентов для совместного ведения бизнеса, приспособились к особенностям российского рынка. Всё это тормозило наше развитие, отвлекало усилия и ресурсы на преодоление искусственно создаваемых нам трудностей. Но это ни в какое сравнение не идёт с масштабом того вызова, с которым мы столкнулись в этом году. И который будет определять следующий и, вполне вероятно, не один и не два.

Неслучайно наш президент характеризует грядущее десятилетие как «самое опасное, важное и непредсказуемое со времен Великой Отечественной войны».

После ухода нашей армии из Херсона Крым в ещё большей степени, чем до этого, становится прифронтовым регионом, что требует от нас повышенной бдительности и предельной готовности на решительные действия как по всесторонней поддержке наших войск, так и по отражению разного рода провокаций и террористических атак со стороны боевиков преступного киевского режима.

Существуют и более глобальные угрозы. Буквально на прошлой неделе мы все наблюдали, как мир балансировал на грани перерастания конфликта на территории бывшей Украины в ядерную войну. Это потом начали шутить, что Украина наконец-то попала в ЕС. Но пока не стало ясно, что попытка втащить в борьбу с Россией весь Северо-Атлантический блок — личный экспромт Зеленского, было не до смеха.

Подобные ситуации могут повторяться вновь и вновь. Мало того, не гарантировано, что всякий раз удастся избегать эскалации конфликта.

Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что против нас воюет вовсе не Украина, снискавшая себе титул несостоявшегося государства, не режим клоунов и наркоманов. Против России воюет весь коллективный Запад. И он всё глубже втягивается в конфликт, всё более отчётливо его непосредственное участие в нём.

Цель этого участия — вовсе не отбрасывание нас на рубежи до 24 февраля 2022 года.

Запад стремится нанести нам тяжёлое поражение, которое вывело бы Россию из числа великих держав, а при возможности — покончило бы с существованием единой Российской Федерации. Именно таковы ставки в развернувшейся борьбе. И каждый из нас обязан это осознавать.

В таких условиях профессиональная работа над основным финансовым документом года и предельная бюджетная дисциплина, строгое выполнение бюджета, рачительное отношение к каждой бюджетной копейке — наш вклад в общую победу. В ней мы не сомневаемся, но при этом — должны сделать на своём месте всё для её достижения и максимального приближения.

Со спецификой нашей политической ситуации напрямую связаны и особенности бюджета следующего года.

Сохранение социального мира, доверия людей к власти, что всегда является одной из основных функций проводимой нами политики, сегодня становятся важнейшим фактором нашей победы.

Победить нас на поле боя наши враги не способны. Они это знают и делают ставку на наше разобщение, на раскол нашего общества. Как это было в 1917-м или в 1991-м годах, когда им это удалось. Наша задача — не допустить, чтобы это удалось им в этот раз.

Считаю, что именно поэтому наш бюджет является оптимистичным с учётом реалий сегодняшнего дня. Особенно — если учесть, что мы по-прежнему не можем полноценно наполнить доходную часть бюджета собственными доходами республики.

За 10 месяцев 2022 года в бюджет поступило 57,9 млрд рублей, что на 20% выше прошлогоднего показателя. В течение года собственные доходы республики имеют тенденцию устойчивого роста. Это — в целом позитивная тенденция, но при этом из федерального бюджета Крыму были выделены дотации в сумме, превышающей 134,4 млрд рублей, что на 40 млрд больше аналогичного периода прошлого года. Это практически в два с половиной раза выше собственных доходов.

Кроме того, мы имеем положительную динамику основных показателей социально-экономического развития в этом году. Так, рост объёма сельскохозяйственного производства составил 12,8%, в том числе объёмов растениеводства на 19,9%. Объём выполненных строительных работ увеличился на 37,9%.

В курортной сфере за 9 месяцев текущего года мы имеем минус 29,5% при 6 миллионах туристов. Но это связано с объективными причинами, которые тормозят развитие рекреационной сферы. Здесь важно, что сама эта отрасль сохранена, модернизируется. А значит — при восстановлении военно-политической стабильности, при нормальной работе транспорта мы имеем все основания ждать здесь прорыва.

Несмотря на указанные сложности, сохраняются позитивные тенденции в инвестиционной сфере. В республике реализуется 249 инвестпроектов. Заявлено инвестиций более чем на 233 млрд рублей. В этом году заключено 41 соглашение на сумму 140 млрд рублей.

В структуре бюджета на 2023 год доходы запланированы в размере 230,5 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые — 65,2 млрд рублей; безвозмездные поступления – 165,3 млрд рублей.

Расходы запланированы в пределах 238,6 млрд рублей. Дефицит бюджета составит, таким образом, 8,1 млрд рублей. Примечательно, как соотношение доходов и расходов видится в перспективе ближайших трёх лет.

В 2024 году доходы бюджета должны составить 199,9 млрд рублей, при этом безвозмездные поступления по-прежнему будут превышать наши собственные заработки в два раза. Но — не в два с половиной — три, как в предыдущие годы.

Расходы останутся примерно на уровне 2023 года и составят 200,1 млрд рублей. Дефицит бюджета сократится до 175 млн рублей.

В 2025 году при росте налоговых и неналоговых поступлений до 71,5 млрд рублей общая доходная часть сократится до 179,1 млрд и окажется полностью уравновешенной с расходами.

Выводы из этого очевидны: мы с каждым годом должны приближаться к тому моменту, когда станем жить по средствам.

В связи с этим необходимо отнестись со всей ответственностью к использованию бюджетных средств. Каждый рубль должен быть потрачен с учётом наших приоритетов и дать максимальный социальный эффект.

23.11.2022