Выступление Владимира Константинова на парламентских слушаниях по бюджету Республики Крым на 2023 год и плановый период на 2024-2025 годовУважаемые коллеги! Сегодня мы проводим общественные слушания по бюджету республики на 2023 год и плановый период на 2024-2025 гг. Рассмотрение проекта основного финансового документа позволяет обсудить не только параметры его расходов, но и рассмотреть их с точки зрения приоритетности и эффективности бюджетных трат с учётом реалий сегодняшнего дня. А они таковы, что, с одной стороны, перед страной во весь рост стали проблемы, требующие напряжения всех сил, перераспределения ресурсов на укрепление обороноспособности, поиска и переориентации на новые рынки. А с другой — в этот тяжёлый период значительно возрастает запрос в обществе на социальную справедливость, на внимание власти к конкретным заботам конкретного человека. Наши противники, несмотря на все их усилия в военной сфере, прекрасно осознают, что победить Россию на поле боя у них не получится. Все наши национальные катастрофы всегда были связаны с внутренним разладом, с назреванием социального конфликта внутри страны. Вот на это они рассчитывают и в этот раз. Всё остальное — отвлекающие манёвры, призванные вызвать недовольство в обществе, породить в нём недоверие к власти. Всё это демонстрирует, насколько в нынешних условиях важна сильная, я бы сказал — наступательная социальная политика. А значит — мы должны продолжать курс, ориентированный на реальное улучшение жизни людей. Вот и проект бюджета следующего года традиционно остается социально направленным. Мало того, тенденцию по увеличению социальных расходов мы планируем сохранить в 2024 и в 2025 годах. Анализ структуры расходов в трехлетней перспективе даёт следующую динамику: расходы на образование должны вырасти с 16,6% в 2023 году до 19,5% в 2025 году, расходы на проведение социальной политики — с 13,9 % до 16,7%. Это — общие цифры, но крайне важно, чтобы они предусматривали финансирование социально значимых объектов, позволяли незамедлительно вводить их в эксплуатацию, а не растягивать реализацию того или иного проекта на годы. Для того, чтобы сделать наш бюджет максимально реалистичным, мы регулярно посещаем все города и районы республики, причём добираемся до самой глубинки. За годы таких поездок, контактов с людьми накоплен огромный фактический материал, который должен лечь в основу корректировки бюджета. Только в этом году мы посетили 19 городов и районов и 75 населённых пунктов. Эта работа является основным инструментом мониторинга выполнения Народной программы развития Крыма, принятой в 2019 году. Кроме того, это важнейшая форма работы Государственного Совета республики с нашими гражданами. Напомню, что в Народную программу вошли мероприятия по ремонту дорог, газификации и догазификации населенных пунктов, их освещения, текущего и капитального ремонта систем водоснабжения, учреждений культуры, здравоохранения, детских садов и школ. Необходимо отметить, что большая часть наших предложений к проекту бюджета, связана именно с реализацией предложений крымчан, вошедших в Народную программу и зафиксированных в протоколах по итогам рабочих поездок в регионы. В рамках РАИП и Плана капитального ремонта на 2023-2025 годы на реализацию объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта запланирован 31 млрд рублей. В разрезе отраслей эти средства распределяются следующим образом: - Дороги — 20,7% — 6,4 млрд рублей. - Здравоохранение — 14,9% — 4,6 млрд рублей. - Жилищно-коммунальное хозяйство — 14,8% — 4,6 млрд рублей. - Образование — 13,9 % — 4,3 млрд рублей. - Энергетика — 12,8% — 3,9 млрд рублей. - Газоснабжение — 5,4% — 1,7 млрд рублей. - Спорт — 5,1% — 1,6 млрд рублей. - Социальная защита — 4% — 1,2 млрд рублей. - Культура –— 3,6% — 1,1 млрд рублей. Прочие объекты, берегоукрепление, административные здания, приобретение жилья депортированным гражданам — 4,8% — 1,6 млрд рублей. Отдельно остановлюсь на сфере образования, которая находится под нашим пристальным вниманием. Нами достигнуты неплохие результаты в плане модернизации школ. Так, с 2014 по 2021 год в республике построено 6 новых школ (это лицей в поселке Мирный Симферопольского р-на, школа №4 г. Судака, №17 г. Евпатории, №44 г. Симферополя, Маловидненская школа Бахчисарайского района, Заречненская школа Симферопольского р-на. Закончена реконструкция Зеленогорской школы Белогорского района). До конца 2024 года планируется ввести в эксплуатацию 15 школ: построить 14 новых и реконструировать одну. Наши поездки по регионам показывают, что мы не решили полностью проблемы модернизации школ в части спортивных залов и по безопасности. Нам необходимо уделить внимание вопросам ремонта спортивных залов в школах и установки спортивных площадок. В предыдущий период нам удалось отремонтировать 45 спортзалов. Но на сегодняшний день 49 школ всё ещё нуждаются в установке модульных спортивных залов. В трехлетних планах по бюджету зафиксированы следующие цифры: провести капитальный ремонт 5 спортзалов, приобрести 39 открытых плоскостных сооружений. Кроме этой темы, осуществлялись ремонтные работы в образовательных учреждениях. Так, с 2014 года были: - заменены окна в 296 школах (60% школ республики), - заменены кровли в 183 школах, - утеплены фасады у 4 школ. Безусловно, на достигнутом останавливаться никто не собирается. В рамках регионального проекта «Модернизация школьных систем образования в Республике Крым» проводится капитальный ремонт 14 объектов образования (в 12 — замена кровель, в 5 — замена окон, в 13 — утепление фасадов). Общая сумма средств на продолжение этой работы, предусмотренная на 2022-2023 годы, составляет 1 млрд 162 млн рублей. Отмечу, что на такой острый вопрос, как обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, требуется 3 млрд 194 млн рублей. Насколько это важная тема, мы, к сожалению, знаем из своего горького опыта. Считаю, что не менее важно обеспечить все школы спортивными залами. На установку 49 модульных спортзалов необходимо 1 млрд 744 млн рублей. Ещё одна важная социальная тема — детские сады. В предыдущие годы нами совершён настоящий прорыв, позволивший довести доступность дошкольных учреждений до 96%, из них: для детей до 3 лет — 86%, от 3 до 7 лет — 98%. Полностью обеспечена доступность дошкольных учреждений в 16 регионах республики. Это города Алушта, Армянск, Джанкой, Красноперекопск, Саки, а также районы – Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский, Советский, Черноморский. Близки к полной загрузке Евпатория, Керчь, Судак, Феодосия, Кировский и Сакский районы. Такое положение дел достигнуто за счёт того, что в Крыму с 2014 года построены 113 дошкольных учреждений, из них 76 — модульных детских садов. Но, как видно из приведённых цифр, проблема обеспечения крымских семей местами в детских садах полностью ещё не решена. Поэтому нас в ближайшие годы следует продолжить её решение. В 2023 году запланирован ввод 40 дошкольных учреждений, а в 2024 году — девяти. С учетом ввода данных объектов 100% доступность дошкольного образования будет достигнута к концу 2024 года во всех 25 муниципальных образованиях Республики Крым. Ещё одна важная сфера, в которой мы должны качественно повысить республиканские стандарты — здравоохранение. Здесь идёт активная модернизация первичного звена. Из общего количества 667 объектов модернизировано и уже оказывают медпомощь 155. В бюджете на 2023 год и плановый период сохраняется та же положительная динамика. Но перед нами остается глобальная задача - привести в соответствие с российскими стандартами все медицинские лечебные учреждения республики. Мы можем назвать массу положительных примеров новых ФАПов и амбулаторий, которые мы посещаем в ходе рабочих поездок. Можно назвать также Сакскую и Черноморскую ЦРБ, которые не уступают, а в чем-то и превосходят городские клиники. Но есть и неприемлемые ситуации. Например, остро нуждается в проведении капитального ремонта Куйбышевская участковая больница Бахчисарайского района. По итогам нашей системной работы в Бахчисарайском районе она включена в перечень объектов, ремонтируемых за счёт средств бюджета Москвы в 2023 году. Неприемлемое состояние зафиксировано в Ленинской районной больнице. В бюджете она не предусмотрена, но, тем не менее, учреждение остро нуждается в капитальном ремонте. Необходима поддержка профильного министерства. Нужно проработать вопрос о внесении Ленинский ЦРБ в перечень объектов, нуждающихся в дополнительном финансировании и внести предложения ко второму чтению закона о бюджете. Актуальной проблемой для ряда крымских регионов остаётся водоснабжение. На 2023 год на развитие водоснабжения населенных пунктов в Республике Крым предусмотрено 420 млн рублей, при том, что дополнительная потребность на финансирование этой сферы в 2023 году составляет 4 млрд. рублей. Наша поездка, например, в Ленинский район показала, что в республике есть территории, где, к сожалению, так и не приступили к системному решению таких важных проблем, как обеспечение населения водой. Обращаю внимание на объекты по системе водообеспечения, которые зафиксированы в протокольных поручениях по итогам рабочих поездок на территории и должны быть реализованы: - Строительство водовода от села Ароматное до села Репино Бахчисарайского района; - Капитальный ремонт системы водоснабжения в селе Славянка Джанкойского района и в пгт Октябрьское Красногвардейского района; - Капитальный ремонт наружных сетей водоснабжения микрорайона Курчатова в пгт Ленино; - Капитальный ремонт водопровода в селе Борисовка Марьевского сельского поселения Ленинского района и в селе Родниковое Симферопольского района; - Капитальный ремонт сетей водоснабжения села Желябовка Нижнегорского района; - Капитальный ремонт водопроводной сети сёл Задороное, Медведево, Окуневка, Громово Черноморского района. Ещё раз подчёркиваю, что максимальное приближение наших планов к потребностям реального человека, рядового крымчанина является сегодня не просто благим пожеланием. Это важная ПОЛИТИЧЕСКАЯ задача, решение которой должно обеспечить стабильность нашего общества, его социальное благополучие. На улучшение бюджета с учетом именно этой задачи предлагаю и направить наши усилия по подготовке этого документа ко второму чтению. 23.11.2022 |