Выступление главы крымского парламента Владимира Константинова на торжественном мероприятии, посвящённом Дню Конституции Республики Крым

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Сегодня — День Конституции Республики Крым, день рождения нашего Основного Закона, принятого ровно восемь лет назад.

Мы разрабатывали этот документ сразу же после того, как вернулись в Россию. Мы торопились, поскольку наше возвращение следовало закрепить юридически и как можно скорее.

Крымская Конституция — это достойный и крайне жизнеспособный документ, к работе над которым мы привлекли лучших крымских специалистов. Нам помогали эксперты по конституционному праву из российских регионов.

Мы получили полномочия и возможности для развития Крыма, о которых могли только мечтать!

Жизненность нашей Конституции подтверждается тем фактом, что около семи лет она просуществовала без каких-либо изменений — особой необходимости в них не возникало. Только в ходе инициированных президентом конституционных изменений на федеральном уровне мы приступили к работе над поправками. Но и теперь они не касаются базовых положений нашего Основного Закона.

С одной стороны, не существует вечных и неизменных конституций. С другой — главный политико-правовой документ тем основательнее, чем дольше он существует. Какое может быть к нему доверие, если его содержание будет постоянно меняться?

Мы могли наблюдать такое отношение к законам страны в период, когда входили в состав Украины. Что только не вытворяли с украинской конституцией!

Её перекраивали вдоль и поперёк при каждом изменении политической конъюнктуры. Причём затрагивались как раз несущие конституционные конструкции.

Например, форму правления страны меняли с президентско-парламентской на парламентско-президентскую и обратно, что все окончательно запутались — какая она в тот или иной момент.

Итог известен. В конституцию просто перестали заглядывать, а затем — наплевали на правовую систему, на само право. Теперь там право у тех, у кого в руках автомат. Это совершенно закономерный итог правового нигилизма, который взращивался в этой стране годами и десятилетиями.

Политические авантюристы и самозванцы из Киева и нас хотели втянуть в такой же процесс. Но Крым упорно шёл правовым путём.

В 1991 году мы восстановили свою республику, опираясь на всенародное голосование. В следующем году мы разработали свою Конституцию, опираясь на наказы наших избирателей.

Согласно её положениям, наша республика входила в состав Украины на основании договоров и соглашений и имела все атрибуты государственности. Что на это ответил Киев? Опираясь на право сильного, он уничтожил наш Основной Закон и всё крымское законодательство. В результате получилась номинальная республика без реальных полномочий.

За самое элементарное право — право законодательной инициативы, мы безрезультатно боролись вплоть до 2014 года.

Тем не менее, нам было позволено разработать новый вариант республиканского Основного Закона. Иначе Киеву стыдно было перед Европой: республика есть, а Конституции у неё нет.

В 1998 году был разработан очень деликатный, компромиссный документ, согласованный с Киевом. Он был принят крымским парламентом, но нуждался в утверждении в Верховной Раде Украины. И вот там украинские нардепы, в нарушение ими же разработанной процедуры, стали вносить изменения в текст документа. С этими противоправными «поправками» он и был ими утверждён.

Не всё, правда, разглядели эти конституционные изуверы. Оказалось, что даже в таком изуродованном ими варианте, наша Конституция сохранила ряд возможностей, которыми мы воспользовались в дни Крымской весны. Поскольку покидали состав Украины мы в соответствии с действующим законодательством, в том числе — и с нашим Основным Законом.

Мы тогда единственные в той стране шли правовым путём.

Куда привёл нас этот путь — можно увидеть, путешествуя по трассе «Таврида», покидая полуостров или возвращаясь домой по Крымскому мосту или через наш красавец-аэропорт. Крым стал автономным в энергетическом плане, успешно преодолел последствия продуктовой, водной и прочих блокад.

Мы ликвидируем последние остатки очередей в детские сады, стремительно модернизируем объекты образования и здравоохранения. С каждым годом всё краше становятся наши города. Всё интереснее и продуктивнее — работа крымчан в промышленности и сельском хозяйстве. Сравним это всё с тем, как живёт сейчас Украина, куда завёл её правовой нигилизм.

Конечно, нам было с ними не по пути. И мы вовремя разошлись с этим тупиковым геополитическим проектом.

Но самое страшное из того, что происходит на Украине — это не политико-правовой или даже экономический кризис. Главное — это полная потеря человеческого облика, настоящее оскотинивание всего и всех.

Отсюда — те мерзкие, поистине людоедские методы, которыми он пытается противостоять нашей спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.

Преступный киевский режим окончательно перешёл к тактике организации масштабных провокаций.

Они должны следовать одна за другой, моментально раскручиваться через СМИ, в том числе и западные. На их основе кураторы режима должны вводить новые и новые санкции против России и поставлять Киеву всё новые и новые горы оружия.

Но есть в провокациях ещё и сопутствующие цели.

Скажем, инсценировка в Буче направлена на запугивание тех граждан Украины, кто на освобождённых территориях идёт на сотрудничество с российскими войсками и военно-гражданскими администрациями. Им подавался сигнал о том, что с ними будет, если укро-нацисты вернутся.

Ведь это общественному мнению Запада можно подавать это как «зверства российских войск», а своих не обманешь, они прекрасно понимают, чьих рук это дело, кто специализируется на карательных акциях и стреляет по собственному народу.

Обстрел «Точкой-У» железнодорожного вокзала в Краматорске не только должен был остановить эвакуацию мирных жителей из этого города, чтобы не лишать оккупантов «живого щита». Он произошёл именно тогда, когда российские войска стали прицельно бить по войсковым эшелонам и железнодорожным узлам, через которых украинским войскам на Донбассе пытаются посылать подкрепления.

Расчёт каждой такой провокации предполагает, что обвинённая в ней российская сторона под натиском международного общественного мнения остановит проведение спецоперации — чтобы избежать дальнейших жертв. Тактика, которую мы помним ещё по «евромайдану» с его сакральными жертвами.

Тогда, как вы помните, после того, как в центре Киева были убиты десятки людей, Янукович дрогнул и пошёл на уступки экстремистам. Они воспользовались этим и при помощи своих «западных партнёров» его дожали.

Но в данном случае режиссёры провокаций просчитались.

Они привыкли действовать по шаблону и не учли, что имеют дело вовсе не с Януковичем и его клиптократическим режимом.

Мы свою спецоперацию не остановим! Её необходимо довести до конца, до полной и окончательной демилитаризации и денацификации Украины.

Бесчеловечные провокации, готовность хладнокровно убивать пачками своих собственных граждан, изуверские издевательства над нашими пленными, всё это не оставляет никаких сомнений в том, с каким врагом мы имеем дело. С ним никакие договорённости не имеют смысла, никакие компромиссы невозможны.

Впрочем, западные хозяева Зеленского и не позволят ему никаких компромиссов. На самом высоком уровне руководители Европейского союза и Великобритании, руководящие Украиной, дали понять, что хотят продолжать войну. А раз так — у нас нет другого варианта, как только довести дело до полного военного разгрома обезумевшего государства-зомби.

Только так мы можем спасти из его костлявых лап своих соотечественников.

Те из них, кто раньше других распознал звериный оскал киевского режима, приложили все усилия для того, чтобы из этих лап выскользнуть ещё восемь лет назад.

Не так давно мы с вами отметили 8-летнюю годовщину нашего возвращения в Россию, а на прошлой неделе аналогичную годовщину провозглашения независимости от Киева отметили в Донецке и Луганске.

Народные республики Донбасса завоевали своё право на самоопределение. Долгих восемь лет они стоят на передовой борьбы за Русский мир. И ни разу не дали оснований усомниться в твёрдости и неизменности своего выбора. Выбора России.

Крымчанам посчастливилось вернуться в Россию, а им выпало на долю тяжёлое испытание: многочисленные жертвы, неопределённый государственный статус, не оставляющий шансов на мирную жизнь, на нормальное экономическое развитие.

И то, что люди Донбасса всё это вытерпели и не согнулись, делает их настоящими героями. Народные республики не только научились воевать. Они в абсолютно неблагоприятных для этого обстоятельствах сумели выстроить свою государственность.

Сегодня она гораздо более легитимна и жизнеспособна, чем тот режим, который слепили западные кураторы в Киеве.

В 2014 году региональные элиты Донбасса фактически предали своих избирателей. Возможно, если бы этого не случилось, у Донецка и Луганска была бы совсем другая судьба. Но предательство тех, кто тебе доверял, бесследно не проходит.

И теперь у народных республик другая политическая элита, выкованная на полях сражений, закалённая в испытаниях. А те, кто восемь лет назад предал Донбасс — вычеркнуты из его настоящего и им нет места в его будущем. У Крыма и Донбасса — общая судьба. Мы сотни лет находились в составе единого государства, которое называлось по-разному, но всегда являлось в сущности Россией.

Мы 22 года стояли плечом к плечу, борясь с подымавшим голову нацизмом, находясь в составе независимой Украины. И в 2014 году мы решительно выступили против нацистского переворота в Киеве.

И в дальнейшем наши судьбы никогда не расходились диаметрально. Крым все долгие восемь лет войны на Донбассе оказывал всевозможную помощь нашим сражающимся соотечественникам.

Среди них всегда было немало крымчан-добровольцев, не иссякала гуманитарная помощь Донбассу из Крыма, мы активно контактировали с лидерами республик, нас с ними связывает крепкая дружба и полное взаимопонимание.

После признания Российской Федерацией независимости Донецкой и Луганской Народных республик перед нами открываются новые возможности взаимодействия. Мы их уже прорабатываем и используем в полной мере.

Наших людей не надо убеждать в необходимости оказания жителям Донбасса гуманитарной помощи. Крым не бросит в беде тех, кто делом доказал свою верность идеалам, завещанным нам нашими предками.

У меня никогда не было сомнений, что Донбасс, рано или поздно, вернётся в Россию.

Именно этого хотели его жители, когда голосовали восемь лет назад за независимость от Украины, именно за это они сражаются сегодня с украинскими нацистами. Сейчас имеются все основания ожидать, что мечта Донбасса исполнится очень скоро. Но сначала необходимо завершить полное освобождение народных республик от укро-нацистских оккупантов.

Так уж исторически сложилось, что весна для нацистов — самое ненавистное время года.

Именно весной 1945 года наши великие предки придушили самый мощный вариант нацизма — германский. А за год до этого, весной 1944 года, от этой мерзости был освобождён Крым.

Мы с вами вступили в череду годовщин освобождения крымских городов.

8 апреля отметил 78-ю годовщину освобождения Армянск, сегодня свой праздник отмечает Керчь, послезавтра День освобождения придёт в Симферополь, Евпаторию, Саки и Феодосию, а в последующие дни — в Судак, Ялту и Бахчисарай.

Каждый год мы с гордостью и благодарностью вспоминаем о том, как в Крым пришла армия-освободительница. Но в этом году вспоминаем те далёкие события по-особому — ещё и с надеждой. Как бы хотелось, чтобы в эти весенние дни от нацистской оккупации были освобождены Мариуполь, Лисичанск, Северодонецк, Краматорск, Славянск. Чтобы мир пришёл на израненную землю Донбасса.

Никаких сомнений в том, что так и будет, у нас нет. Просто очень хочется, чтобы случилось это как можно скорее, чтобы как можно больше невинных жизней было спасено, чтобы российский воин-освободитель покончил с этой заразой сначала на Донбассе, а затем и по всей территории Украины.

Давайте каждый на своём месте сделаем для этого всё от нас зависящее. И тогда — наша победа неизбежна.

Дорогие друзья! Мы с вами сумели добиться того, что над Крымом сегодня — мирное небо, что наши люди могут растить детей, трудиться, строить планы на будущее.

Что всё это — величайшее достояние убеждает нас трагическая судьба Украины, где люди всего этого сегодня лишены.

Наши завоевания надёжно закреплены юридически, поскольку мы сами всерьез относимся к своей Конституции и каждое слово в ней наполнено реальным смыслом.

Мы живём в правовом государстве, где так же как мы к законности относится подавляющее большинство наших сограждан.

Именно поэтому для нас День Конституции — настоящий праздник.

С ним вас всех и поздравляю!

11.04.2022