Выступление Председателя Госсовета Республики Крым Владимира Константинова на внеочередном пленарном заседании по утверждению Конституции Республики Крым 11 апреля 2014 года

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит ответственная и очень почётная миссия – принятие Основного Закона нашей Республики.

Этот торжественный акт должен завершить этап новейшей крымской истории, в который мы с вами вступили 27 февраля. С того памятного момента прошло всего 43 дня, но сколько событий они в себя впитали!

За это короткое время мы прошли путь от бесправной автономии в составе унитарной Украины (я бы сказал – бесправной среди бесправных украинских регионов) к республике - субъекту Российской Федерации - равному среди равных.

Именно таким государственным образованием мы окончательно станем после принятия нашей Конституции.

В эти дни мы неоднократно становились очевидцами и непосредственными участниками поистине исторических событий, к которым было приковано внимание всего мира.

В их ходе Крым смог убедиться в том, кто его настоящие друзья, а кто – непримиримые недруги. Жизнь показала, кто сдал экзамен на звание настоящего крымчанина, а кто оказался в Крыму случайным постояльцем и в ходе этих событий навсегда порвал связь с нашим полуостровом.

Депутаты крымского парламента в сложный политический момент, когда ничего ещё не было ясно и окончательно определено, взяли на себя смелость разорвать отношения с нелегитимной киевской властью.

Затем, шаг за шагом, мы вели крымчан к осуществлению их мечты – возвращению домой - в состав России.

Роль нашего парламента в этом историческом свершении огромна.

Сформированное нами правительство свободного Крыма действовало согласованно с Верховным Советом. Не будем забывать также, что и премьер Сергей Аксёнов, и его заместители были выдвинуты нами именно из депутатской среды.

Мы прошли этот славный путь вместе с нашим народом, ни в чём ему не изменив, строго в соответствии с мечтами и чаяньями наших избирателей, решительно отстаивая их интересы. Я не сомневаюсь, что и впредь мы будем действовать исходя исключительно из этих побудительных мотивов.

Наше возвращение в Россию – закономерный финал истории, которая началась 60 лет назад – с вопиющей несправедливости, когда наш полуостров вместе со всеми его жителями, вопреки их желанию, передали в дар Украине.

Для нас это обернулось 23 годами существования в отрыве от нашей Родины, которая когда-то называлась СССР, а теперь – снова, как и столетие назад, называется Россией.

Но мы сумели вернуться. И сегодня мы окончательно перелистываем эту страницу нашей истории, а точнее – начинаем писать новую. И первой её строкой будет Основной Закон нашей Республики – субъекта Российской Федерации.

Мы благодарны всем, кто поддерживал нас в нашей борьбе за свободу, за историческую справедливость, за право самим определять свою судьбу.

Без всесторонней помощи России мы не смогли бы добиться успеха так быстро и с такими минимальными потерями. В критический момент Родина пришла нам на помощь, взяла под своё крыло. И это сделало нас непобедимыми!

Также мы выражаем искреннюю благодарность всем тем одиннадцати государствам, которые в ходе рассмотрения вопроса о Крыме в Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций поддержали наш референдум 16 марта.

Мы не забудем также, что своим прорывом к свободе, к осуществлению крымской мечты мы обязаны и нашим братьям по духу и крови, которые остались на Украине.

Прежде всего, это касается наших единомышленников и соратников из регионов сражающегося Юго-Востока. Наш успех – это и их победа. Наш путь – это ориентир и для них.

Мы должны оказать любую доступную нам помощь всем тем, кто ведёт сейчас неравную борьбу с киевской хунтой.

Мы вернулись домой, но мы не бросили своих украинских соотечественников. И они всегда могут рассчитывать на нашу поддержку.

Не будем забывать и того факта, что сделанное нами – уникально. Ведь мы отстояли право находиться в составе России в многолетней борьбе, выстрадали его. Мало того, наше возвращение в Россию вызвало подъём патриотизма и дало импульс к обновлению по всей огромной стране.

Такая миссия почётна, но она же накладывает на нас дополнительную ответственность: на Крым внимательно смотрят, с нас готовы брать пример. А значит – нам надо соответствовать той исторической роли, которую взяла на себя наша Республика.

Коллеги, сегодня мы с вами завершаем конституционный процесс. Он получился стремительным. Впрочем, всё, что мы делаем последние полтора месяца, происходит стремительно. Это уже становится своеобразным крымским стилем.

Конечно, в других обстоятельствах проект Конституции следовало бы не торопясь обсуждать в экспертном сообществе, выносить на суд широкой общественности.

Но жизнь диктует нам предельно сжатые сроки: без Основного Закона мы не являемся полноценным субъектом федерации, а предыдущая Конституция, по понятным причинам, себя изжила.

Без Конституции мы не имеем возможности двигаться дальше в построении своей Республики: в формировании нормативно-правового фундамента, создании необходимых для её полноценного функционирования институтов.

Неотложность всего этого вынуждает нас торопиться. Но это вовсе не означает, что мы подошли к делу принятия Основного Закона Республики с недостаточной тщательностью.

Созданная нами Конституционная комиссия фактически совместила в себе профессиональную и общественную экспертизу. Все приглашённые к работе в комиссии специалисты получили возможность внести свои предложения, высказать свои замечания по тексту. Тот его вариант, который предлагается вам сегодня, учитывает эту работу.

Что касается моей оценки, я считаю, что перед нами документ, открывающий совершенно новые перспективы развития крымской государственности.

Совсем недавно мы упорно и безрезультатно добивались для себя права законодательной инициативы, хотели быть услышанными в Киеве. Добивались соблюдения государственных гарантий языковых и культурных прав крымчан, восстановления прав народов, переживших репрессии, экономических и финансовых полномочий автономии.

В ответ нас принуждали забыть свой родной язык, отказаться от своей культуры. Автономию экономически уничтожали. Её лишили права собственности на землю и природные ресурсы на собственной территории, собственных источников доходов. Пределом мечтаний была ситуация, когда исполнительная власть республики была бы ответственна перед законодательной. Точнее - представительной, поскольку законодателями в той – украинской - действительности мы с вами не были. Точно так же, как не имели права даже заикаться о своей государственности. Теперь мы всё это и многое другое закрепляем за собой сами - принятием нашей Конституции.

Особо хочу остановиться на том, как в предлагаемом вам документе прописан баланс полномочий и характер взаимодействия ветвей республиканской власти. Знаю, что именно эта часть Основного Закона вызвала наиболее оживлённую дискуссию в ходе его разработки. Прежде всего, речь идёт о введении нового для нас института Главы Республики.

В предложенном вам варианте взаимодействие ветвей крымской власти и распределение полномочий между ними прописаны таким образом, чтобы оптимально совместить две конституционные традиции: ту, которая сложилась в Российской Федерации и ту, которая была выработана крымским законодателем за годы существования нашей республики после её восстановления в 1991 году.

Не исключено, что в предложенный вариант документа вами, уважаемые коллеги, будут вноситься существенные правки.Это ваше неотъемлемое право, которым, я уверен, вы распорядитесь с максимальной пользой для Крыма и крымчан.

Но убеждён также, что мы именно сегодня сделаем уверенный шаг к построению нового Крыма. Кстати, вовсе не обязательно все имеющиеся у вас мысли и предложения в спешке вносить в тот документ, который будет нами приниматься сегодня. У нас будет такая возможность по мере продвижения и развития нашей республики. Нас ждет работа по разработке целого ряда конституционных законов. В ходе их подготовки и принятия мы будем совершенствовать и нашу Конституцию. Но чтобы приступить к работе над этими законами мы должны принять сам Основной Закон.

Подчёркиваю: мы уже не в составе Украины. Конституционный процесс не завершается сегодняшним днём. Он теперь для крымских законодателей осуществляется непрерывно. Поэтому предлагаю по возможности не торопиться с поправками. Для них ещё будет время и место, особенно тогда, когда положения Конституции заработают, и мы с вами сможем на практике убедиться, где и что следует изменить.

Хочу ещё раз подчеркнуть: принимая Конституцию, мы завершаем один очень важный и насыщенный этап нашей истории, но одновременно начинаем новый – не менее важный и насыщенный.

Нас ждёт этап активного законотворчества, основная нагрузка которого ляжет на Государственный Совет Республики Крым.

Так что – расслабляться не время.

За работу, товарищи!

 

11.04.2014