Выступление главы крымского парламента Владимира Константинова на торжественном заседании, посвящённом Дню Конституции Республики Крым

Уважаемые коллеги! Друзья! Сограждане!

Семь лет назад Государственный Совет нашей республики принял Основной Закон для Крыма – как субъекта Российской Федерации. Тем самым было юридически закреплено наше возвращение в Россию, обозначено наше место в составе Российского государства, наши полномочия, права и обязанности крымчан.

Текст Конституции Республики Крым был разработан в крайне сжатые сроки. Таково было требование времени. Тогда всё приходилось делать быстро, брать на себя ответственность за поистине исторические решения. При этом следует отметить, что Конституционная комиссия Республики Крым в этих сложных условиях качественно выполнила свою работу, создав вполне жизнеспособный документ. Важной задачей было не просто написать Конституцию, а совместить наработанные за четверть века принципы российского законотворчества с нашим уникальным политико-правовым опытом. Ведь не мог наш Основной Закон принципиально отличаться от аналогичных документов других субъектов федерации. С другой стороны, крымская Конституция должна была отражать специфику и неповторимость нашего региона. Эта задача была с честью выполнена. При этом следует поблагодарить специалистов из российских регионов, оказавших нам неоценимую помощь в разработке текста Конституции. Без их активного участия едва ли удалось бы выполнить эту работу так качественно и в срок.

Наша Конституция стала третьим документом в новейшей истории крымской государственности, старт которой был дан Общекрымским референдумом 20 января 1991 года, восстановившим республиканский статус Крыма. Идеи первого крымского референдума были развиты в Конституции Республики Крым, принятой нашими предшественниками 6 мая 1992 года. Этот документ можно рассматривать как своего рода договор с Киевом — изложение условий, на которых крымчане соглашались находиться в составе независимой Украины.

Подчёркиваю это: не мы выбирали для себя украинское государство. В его составе мы оказались в силу стечения ряда случайностей и недоразумений. Это важно помнить и сегодня, когда клоуны, возомнившие себя политиками, вопят о каких-то «законных» правах Украины на Крым, называют наш полуостров «сердцем Украины». А параллельно перерезая все артерии (энергетические, товарные, водные), которые от украинского тела к этому сердцу вели. Уже не ведут.

Итак, пребывание в составе Украины — не наш выбор. Но мы пытались правовым путём добиться условий, на которых мы могли бы согласиться в этом составе находиться.

Эти условия не были чрезмерными. Они были необходимы и достаточны для того, чтобы мы могли сохранить свою идентичность, будучи отрезаны от российских соотечественников украинской границей.

Со стороны Киева эти попытки, до поры до времени, не вызывали жёстких протестов. Но, тем не менее, в середине 90-х годов, воспользовавшись нашим ослаблением, Украина в одностороннем порядке и вне какой-либо правовой процедуры уничтожила всю правовую базу нашей республики. Была отброшена и наша Конституция 1992 года.

Около четырёх лет после этого Крым существовал вообще без Основного Закона.

Похоже, правовой беспредел — вообще стихия современного украинского политикума. Он и свою конституцию затаскал настолько, что не понятно, функционирует ли она.
Впрочем, в её текст не заглядывают и свои действия с ней не согласовывают даже украинские президенты — её гаранты.

Потому нет ничего удивительного в том, что нашу республику оставили на годы вообще без Основного Закона.

Наконец, в 1998 году новая крымская Конституция была принята — по унизительной процедуре, навязанной нам Киевом, с массой ограничений и усечением наших автономных прав. Если Конституцию 1992 года можно сравнивать с договором об условиях нахождения Крыма в составе Украины, то Конституция-1998 может быть оценена как акт нашей капитуляции перед Киевом. Капитуляции почётной, но всё же – фиксирующей наше поражение в борьбе за отстаивание своих прав и принципов.

Тем не менее, и этот Основной Закон республики заслуживает добрых слов: в нём нашлись положения, позволившие нам правовым путём покинуть Украину, утратившую в результате государственного переворота свою легитимность, и вернуться в состав Российской Федерации.

Ныне действующая Конституция Республики Крым принципиально отличается от своих предшественниц. Главным образом — тем, что она отражает не степень противостояния с Центром, а является документом, фиксирующим условия взаимодействия с ним. Впервые Крым чётко знает, как распределены полномочия между республиканским и федеральным уровнями.При этом наши полномочия неизмеримо больше тех, которые оставила нам Украина в 1998 году.

О такой самостоятельности мы даже не мечтали, когда безрезультатно пытались приподнять планку своих полномочий, для чего необходимо было получить «добро» Киева. Но то был ещё тот, домайданный Киев. Трудно себе даже представить, что бы осталось от нашей автономии в условиях современного украинского режима. Не могу обойти молчанием украинскую политическую ситуацию. Ведь она напрямую касается близких нам людей, наших соотечественников, до недавнего времени — сограждан. Поэтому нельзя без содрогания наблюдать за агонией украинского государства.

Это — наглядный урок для тех, кто легкомысленно относится к букве закона, к необходимости не просто иметь, а строго придерживаться правового, конституционного порядка. Но без этого, как оказалось, – прямая дорога к деградации общества, его неспособности справиться с внешними и внутренними вызовами. Для того, чтобы этому противодействовать, необходимо иметь своего рода иммунитет. Но он растворяется в правовом нигилизме, открывая дорогу для гражданских конфликтов, территориального распада, потере суверенитета, попадания под внешнее управление. Об этом следует помнить всегда. Иначе — можно не заметить, как впадаешь в такое ничтожество, когда ради звонка заокеанского хозяина готов идти на убийство своих граждан, смерть детей. Как очень верно заметил Дмитрий Николаевич Козак, это действия на грани, когда стреляют себе не в ногу, а в висок.

Судя по тому, что происходит с военнослужащими украинской армии, такая «забава» вполне может быть названа «украинской рулеткой». Но это, слава Богу, их проблема. Мы с вами определённо и жёстко заявили, что не намерены находиться в этом сумасшедшем доме.

Не менее жёстко об этом заявляют народные республики Донбасса. И, считаю, они заслужили право сами определять, в составе какого государства им находиться. Расправиться с ними Россия не позволит. Об этом твёрдо заявлено на самом высоком уровне.

Но обострение ситуации вокруг Донбасса, вызванное политическим нарциссизмом вашингтонских марионеток в Киеве, остро ставит вопрос о необходимости в кратчайшее время покончить с угрозами безопасности и с политической неопределённостью наших соотечественников и сограждан, проживающих в ДНР и ЛНР. Выражая свою солидарность с ними, оказывая им всестороннюю поддержку, мы с вами всегда имеем перед глазами пример того, какой участи избежал Крым, вернувшись в Россию, правовым подтверждением чего стал Основной Закон нашей республики.

Конституция не может сама по себе решить всех проблем, стоящих перед обществом, обеспечить его успешное развитие. Но правовые рамки для всего этого она, несомненно, создаёт.

Основной Закон, в том числе и наш республиканский, не является неприкосновенным текстом, данным раз и навсегда. Напомню, что начатая в стране в прошлом году конституционная реформа потребовала внесения изменений и в наше республиканское законодательство. Это нормальный живой процесс, свидетельствующий о развитии государства и общества. Главное — строгое соблюдение процедуры внесения таких изменений, сохранение уважения к закону: то, что обозначается как правовая культура. Крымчане доказали, что им она присуща в полной мере.

Дорогие друзья! Наша Конституция — символ нашей победы, исполнения нашей мечты о возвращении в Россию. Она предоставляет нам все возможности, необходимые для дальнейшего развития, для построения Крыма нашей мечты. Это и будем праздновать 11 апреля, в День Конституции Республики Крым.

С праздником, дорогие крымчане!

09.04.2021