Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова

Уважаемые коллеги!

Ровно 76 лет назад Крым был центром мировой политики. Мало того, в момент проведения Крымской (Ялтинской) конференции, наш полуостров являлся своего рода сборочным цехом послевоенного мироустройства.

Завершена эта работа была через полгода в Потсдаме, но основа конструкции собрана именно в Ялте. И она оказалась удивительно прочной. Сами её создатели — лидеры стран антигитлеровской коалиции — говорили о мире на 50 лет вперёд, но и сегодня ничего более эффективного для поддержания миропорядка не появилось и даже на горизонте не наблюдается.

Для того, чтобы доказать высочайшую эффективность Ялтинской системы, приведу только два примера.

Первый касается Германии. Многие наши союзники по Второй мировой войне предлагали расчленить и фактически уничтожить это государство. Только жёсткая позиция СССР обеспечила принятие решений, согласно которым единое германское государство должно было быть сохранено.

Все вы знаете, что в ходе начавшейся через несколько лет конфронтации бывших партнёров по антигитлеровской коалиции, эти решения выполнить не удалось, а на политической карте Европы появилось два германских государства: ФРГ и ГДР. Но 30 лет назад, когда для этого сложилась благоприятная внешнеполитическая ситуация, немецкий народ смог воссоединиться - во многом благодаря решениям, принятым в Ялте в феврале 1945 года.

Другой пример касается непосредственно нашей республики. В Ялте было принято решение о членстве в ООН Украинской ССР. Замечу, что в тот момент Ялта, как и весь Крым в состав УССР не входила, а УССР входила в состав Советского Союза. А вот выходила из состава СССР Украина уже с Крымом. Но в 2014 году, не без нашего с вами участия, Крым был возвращён туда, где ему положено быть — в Россию. Как это было на момент проведения Ялтинской конференции.

Это всё свидетельствует о том, что Ялта зафиксировала очень важные, базовые моменты. От них потом отходили в силу волюнтаризма, политического авантюризма и неуёмных амбиций. Но всё в итоге возвращается именно к этим истокам. Разного рода политические зигзаги со временем спрямляются и всё возвращается на круги своя.

Эта основательность и живучесть Ялтинской системы нами, крымчанами, воспринимается как воздействие на принятые решения места её проведения — нашей уникальной крымской земли. Она веками примиряет, учит совместному существованию самые разные народы, носителей разных религиозных традиций и цивилизационных основ. А ведь конференция глав антигитлеровской коалиции могла состояться и в другом месте. И то, что её принял Крым, было связано вовсе не с особыми качествами Крымской земли. Как возможное место проведения конференции рассматривались разные уголки Средиземноморья и Шотландия. Но Сталину было важно провести конференцию именно на территории Советского Союза, где главы делегаций и их окружение смогли лично убедиться в размере того масштабного ущерба, который нанесла немецко-фашистская оккупация СССР. Но главное — это давало ему стратегические преимущества в ходе переговоров. В итоге выбор пал на Ялту, которая и стала в результате эталоном политического реализма.

Сейчас как никогда, пожалуй, в мировой политике ощущается дефицит государственной мудрости, доброй воли, умения находить правильные пути решения самых сложных проблем: всего того, что с таким блеском было продемонстрировано в ходе Ялтинской конференции «Большой тройки».

Мало того, не будет преувеличением сказать, что всё, что осталось сегодня от мировой стабильности, несёт на себе маркировку: «Сделано в Ялте». Прежде всего, это касается единственной существующей ныне универсальной международной организации — ООН. Сегодня Организация Объединённых Наций переживает далеко не самый лучший период своего существования. Она подвергается вполне справедливой критике, многие её институты стали своего рода филиалами так называемого «Вашингтонского обкома».

США откровенно спекулируют тем обстоятельством, что штаб-квартира Организации расположена на их территории. Представим на минуту, что ООН базируется не в Нью-Йорке, а в том месте, где было принято решение о её создании — в Ялте.
Согласитесь, многое в мировой политике пошло бы совсем по-другому. Это далеко не самая назревшая новация, но очевидно одно: ООН явно нуждается в капитальном ремонте, что и не удивительно после 75 лет. Но тут важно вместе с грязной водою не выплеснуть и ребёнка.

О необходимости бережного отношения к универсальным структурам, поддерживающим миропорядок, говорил и наш президент в своей давосской речи: «Эти структуры обладают уникальным опытом работы и большим, во многом нереализованным потенциалом. И его нужно, безусловно, аккуратно адаптировать к современным реалиям. Но еще рано выбрасывать на свалку истории. С ним нужно работать, использовать его».

Но будет ли ООН реформирована или продолжит медленно деградировать, главное для нас, нашей страны, нашего народа - НЕ ДОПУСТИТЬ РЕВИЗИИ ИТОГОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вот этого мы позволить не имеем права!

Слишком дорогую цену наши отцы и деды заплатили за Победу, чтобы мы могли себе позволить отказаться от их завоеваний.

Они нам нужны как основа безопасности нашей страны, гарантия от повторения трагедии Великой Отечественной войны.

Мы имеем право на то, чтобы ни один принципиальный вопрос мировой политики не решался бы без нашего участия, без учёта наших национальных интересов.

В русле этой политической максимы находится и инициатива Владимира Владимировича Путина по проведению встречи представителей пяти держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Все эти страны — участницы клуба великих держав, куда они вошли как победительницы во Второй мировой войне, основная ударная сила антигитлеровской коалиции. После победы именно они взяли на себя основное бремя ответственности за послевоенный мир, за глобальную безопасность. Именно им, наиболее мощным и авторитетным государствам начала XXI столетия, по силам вернуть мировой политике предсказуемость, а глобальным процессам — управляемость.

Напомню, что статус великих держав за пятью постоянными членами Совета Безопасности тоже был определён в ходе Ялтинской конференции. Причём детали этого статуса, например - право вето для каждой из пяти держав, были установлены по настоянию советской стороны. Тогда ни у кого не возникало сомнений в том, что мы имеем право на этом настаивать, поскольку никто не смел сомневаться насчёт весомости вклада нашего народа в общую победу. Президент США Рузвельт не стеснялся тогда высказывать откровенные симпатии Сталину, не опасаясь, что кто-нибудь в его стране за это будет обвинять его в предательстве и добиваться его импичмента. И даже такой откровенный враг СССР как Уинстон Черчилль, не раз давал высочайшие оценки подвигу советского народа.

К сожалению, этот дух взаимопонимания и политического реализма в последующие годы был утрачен. Ялтинская система стала активно расшатываться, что позволило улизнуть от ответственности многим нацистским недобиткам, но главное — не позволило довести до конца дело искоренения нацистских идей. Иначе, думаю, сегодня их семена не могли бы давать новых ядовитых всходов.

Эту расшатанную систему могут подпереть собой только державы-победительницы, по-прежнему сохраняющие особый статус и заметное влияние на мировые процессы.

Такая опора напрочь отбрасывает все спекуляции и иллюзии по поводу построения пресловутого «нового мирового порядка» без России и за счёт России, что так часто и громогласно провозглашалось в 90-е годы, после крушения СССР. Так виделось тем, кто возомнил себя победителем в глобальном послевоенном противостоянии, а нас объявил побеждёнными. Несостоятельность этих заблуждений доказана временем. Пусть даже не мечтают, что им по силам победить Россию. Не такие пытались и только зубы обломали!

Нашим «партнёрам» пора бы уже понять, насколько опасно и недальновидно выстраивать миропорядок, игнорируя при этом Россию. Но ведь все эти атаки на историческую память, попытки ревизии итогов Второй мировой войны — направлены именно на это.

Ещё в 70-е годы прошлого века такое и представить себе было невозможно. А теперь нас пытаются заставить смотреть на события прошлого и настоящего через кривые зеркала, в которых виновность России всегда и во всём подаётся как нечто не требующее доказательств.

Два первых десятилетия нашего века наглядно продемонстрировали, что без России вместо мирового порядка получается мировой БЕСпорядок. Кому-то в этой мутной воде выгодно половить геополитическую рыбку, но в итоге, в долгосрочной перспективе, в проигрыше окажутся все, не говоря уже о вполне реальной угрозе глобальной катастрофы. Путин как раз и предлагает сделать шаг назад от края этой пропасти, на котором балансирует человечество.

Ставка на победителей в последней глобальной войне даёт также надёжную гарантию от всех этих реваншистов и неонацистов, которые всё более нагло и безнаказанно заявляют о своих намерениях пересмотреть итоги Второй мировой войны или хотя бы переписать её историю. Они воскрешают память о своих «национальных» убийцах и садистах, пытаются вытащить из могилы идеи Гитлера и его приспешников.

Для того, чтобы вымести вон с нашей планеты весь этот идеологический мусор как раз и нужна генеральная уборка системы мироустройства. Все эти призраки прошлого - всего лишь осколки дьявольской машины, разбитой нашими дедами в 1945 году. Они сделали основную, наиболее тяжёлую, работу. Наша задача — просто убраться за ними и проветрить помещение. Думаю, нам, потомкам Победителей, это вполне по силам. Мало того, это наш долг как перед теми, кто одержал Великую Победу, так и перед последующими поколениями, которым мы должны передать более безопасный и стабильный мир.

Дорогие друзья! Уверен, наше заседание — не просто дань памяти событию всемирно-исторического масштаба, состоявшемуся на нашей земле ровно 76 лет назад.

Крым является местом, где свято хранится и приумножается память о нашем славном прошлом, о наших победах, как ратных, так и дипломатических.

Не сомневаюсь, вы согласитесь со мной, что Крым может и должен стать площадкой активного научного поиска основ и принципов более справедливого и устойчивого мироустройства. К ней мы должны пригласить наших единомышленников и союзников и даже шире - всех, кто готов принять участие в такой работе, кого принято называть «людьми доброй воли».

Надеюсь, что дальнейшая работа Ливадийского клуба пойдёт именно в этом направлении.

09.02.2021