Восстановление судеб узников концлагеря «Красный» - долгий путь познания, который нам необходимо пройти, - Владимир Бобков

Научно-исследовательская работа по восстановлению судеб узников концентрационного лагеря, располагавшегося в годы Великой Отечественной войны на территории бывшего совхоза «Красный» в Симферопольском районе, — это важнейшая задача и долгий путь познания истории родной земли. Такое мнение выразил заместитель Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимир Бобков, рассказывая на заседании Президиума о работе по установлению фактов и обстоятельств гибели советских граждан на территории концентрационного лагеря «Красный».

По словам вице-спикера крымского парламента, сегодня научные исследования ведутся сразу по нескольким направлениям, включая подготовку черновика книги, освещающей историю концентрационного лагеря, и создание проекта топографической реконструкции лагеря в «Красном». Вместе с тем, наиболее масштабным и сложным направлением Владимир Бобков считает возрождение из небытия имен тысяч жертв фашизма, поиск сведений об узниках и подтверждений их пребывания или гибели в «Красном».

«Цифра в пятнадцать тысяч погибших — это величина скорее оценочная, чем точно математическая. Благодаря исследованию актов опознания тел во время эксгумации массовых захоронений, опубликованных данных «Книг памяти», обращениям родственников удалось собрать персональные данные лишь 1018 узников концлагеря. Их имена, нанесенные на мемориальную стену музея, - немое подтверждение того, насколько скупы и фрагментарны наши знания о страшном периоде оккупации», - сказал В. Бобков.

Зампред Госсовета подробно остановился на основных вехах истории концентрационного лагеря, который в самом начале войны — с ноября 1941 года по лето 1942 года — использовался как место временного содержания советских военнопленных, силами которых и было начато строительство будущего лагеря смерти. Затем «Красный» функционировал как место содержания гражданского населения. В числе узников доминировали подпольщики, партизаны и члены их семей, а также все, кто вызывал подозрение у оккупационных властей или же имел коммунистическое прошлое. После практически полного уничтожения узников лагеря в конце октября - начале ноября 1943 г. подавляющее большинство заключенных поступало в лагерь в результате активизации антипартизанских акций оккупационный властей. Объектом террора вплоть до апреля 1944 года становились жители сел, прилегающих к лесу.

Владимир Бобков подчеркнул, что именно временная периодизация функционирования концлагеря позволила сконцентрироваться на изучении ранее не затронутых документов Крымской Комиссии по истории ВОВ, Штаба партизанского движения, Крымской Чрезвычайной комиссии по установлению злодеяний и Центральной Чрезвычайной комиссии.

«На сегодняшний день получены документальные подтверждения гибели в лагере боле 150 узников, сведениями о которых мы ранее не обладали. Важно при этом, что нам удается не только устанавливать факты присутствия в «Красном» того или иного узника, но и определять обстоятельства и причины его ареста, борьбы за жизнь в лагере. Во многих же случаях именно обращение к архивным документам позволяет пересмотреть и откорректировать уже имеющиеся в нашем распоряжении факты», - убежден вице-спикер ГС РК.

Владимир Бобков рассказал, насколько сложные биографии раскрывает изучение архивных документов, как сильно лагерь коверкал судьбы людей, формируя страшные немыслимые в обычное мирное время сценарии жизни.

«Вспомним хотя бы прокурора, командира Сейтлерского и Зуйского партизанских отрядов Федора Верещагина, который судил за дезертирство и выносил приговоры партизанам в 1942 г., а затем перешел на сторону врага и оказался в лагере «Красный». Он попытался вернуться на путь служения Родине, но заплатил за это собственной жизнью и жизнями членов своей семьи. Судьба узницы переводчицы Надежды Гончаровой, которая, как ей показалось, нашла свой путь и даже перевезла в лагерь по собственному желанию малолетнего ребенка и мать, однако оплатившая своей жизнью и жизнью своего чада за такой выбор. Трагедия Николая Деревянко - «бригадира», лагерного водителя, попытавшегося «искупить вину кровью», арестованного и расстрелянного за считанные дни до освобождения Симферополя. Документы повествуют и о подвиге сопротивления Тамары Васильевой - парашютистки, до последнего дня не склонившей голову перед оккупантами, о борьбе за жизнь членов феодосийской подпольной группы Листовничей, симферопольских групп Лошнякова, «Сокол»», - привел ошеломляющие даже для военного времени примеры Владимир Бобков.

«Красный» был лагерем смерти, подчеркнул В. Бобков, но все же очень и очень многим удавалось вырваться из него. «Результатом поиска становится обобщение сотен свидетельских показаний и воспоминаний узников. Без них просто не возможно воссоздать картину тотального ужаса в «Красном», ощутить атмосферу лагеря. Сегодня в нашем распоряжении имеются краткие или же, напротив, дательные описания. Читая практически любое из них, замираешь. Так, один из выживших узников лагеря, который был отправлен из Крыма в Европу и в итоге оказался в Бухенвальде, оставил собственную оценку увиденного, которая меня поразила до глубины души, он сказал, что в Бухенвальде было лучше», - поделился своим восприятием человеческой трагедии депутат.

Владимир Бобков отметил, что, помимо работы с архивными документами, ценным источником знаний и фактов становятся воспоминания выживших узников концлагеря и их родственников, с которыми удается пообщаться лично. В качестве примера парламентарий привел встречу с сыном узника концлагеря «Красный» Евгения Дмитриевича Александрова, который только благодаря проведенной исследовательской работе смог узнать о судьбе и обстоятельствах гибели своего отца. «Мы проходим важный и необходимый путь, но впереди еще большая часть дороги — дороги познания своего прошлого», - подвел итог выступления В. Бобков.

Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов подчеркнул, что исследовательская деятельность, которая выполняется, в том числе силами попечительского совета Мемориального комплекса «Концлагерь «Красный», ложится в основу крупного проекта с условным названием «Крым в войне». «Цель этой большой работы — восстановить целые страницы истории полуострова и нашего народа. В 1945 году Крым представлял собой выжженную землю с разрушенными городами и стертыми с лица земли селами. По объективным причинам было потеряно много времени для следствия, поиска виновных и опознания тел погибших. Все, что мы делаем сегодня, — это дань памяти и уважения всем жертвам фашизма», - заявил Владимир Константинов.

Решением Президиума крымского парламента Совету министров Республики Крым предложено поручить Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым организовать вовлечение в процесс поисковой работы, связанной со сбором и систематизацией информации, освещающей основные этапы функционирования концентрационного лагеря «Красный», учащихся общеобразовательных организаций Республики Крым и  муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Крым, а также студентов образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Крым.

Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым

08.12.2020