Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова по случаю Дня российского парламентаризма

Версия для печати

Уважаемые коллеги!

Наше заседание проходит в День российского парламентаризма, который отмечается в нашей стране с 2013 года. Думаю, этот день мы с вами вполне можем рассматривать как свой профессиональный праздник. Ведь дело представительства людей в органах власти, максимальное удовлетворение их запросов через законодательную деятельность — работа, требующая высокого профессионализма.

Сегодня хотелось бы сказать несколько слов о том, что есть для нас парламентаризм, как видится его развитие и место в современном обществе и какое место он должен занять в обществе будущего.

Зарождение институтов народного представительства в России восходит к Киевской Руси с её вечевыми традициями, к Руси Московской, важнейшие решения и основы законодательства которой принимались Земскими соборами.

Элементы этих уникальных учреждений были возрождены полтора века тому назад в органах всесословного представительства — земствах, игравших важную роль в системе местного самоуправления второй половины XIX – начала XX века.

Отечественные традиции народного представительства получили своё дальнейшее развитие в деятельности дореволюционной Государственной Думы в 1906-1917 гг. - первого российского парламента.

Отмечу, что во всех четырёх созывах Госдумы имперского периода активно работали депутаты-крымчане, такие как выдающиеся общественные и политические деятели: Соломон Крым и Владимир Оболенский, директор Феодосийского общественного банка Александр Новиков, народоволец Владимир Винберг и многие другие.

Современная Государственная Дума Российской Федерации была учреждена в 1993 году, но было бы неверно утверждать, что процесс отечественного парламентаризма был прерван с 1917 года на долгих 76 лет.

Нет, все эти годы существовала его оригинальная модель — Советы. И в этот советский период нарабатывались традиции и формы народного представительства, связи общества и власти.

Нам не следует отбрасывать этого опыта. Тем более, что многое из него вполне пригодно для сегодняшнего дня и имеет перспективу для организации законодательной власти в будущем.

Точно так же бесценен опыт современной Госдумы, законодательных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, наработанный в рамках ныне действующей Конституции Российской Федерации в течение последних 24 лет.

Теперь эта система парламентаризма развивается и совершенствуется при непосредственном участии крымчан, представленных на всех уровнях власти, во всех парламентских структурах страны.

Но мы вернулись в Россию с собственным уникальным опытом парламентаризма, накопленным нами в ходе становления и развития крымской автономии. Развития противоречивого и непростого, но в целом — успешного. Об этом свидетельствует тот факт, что крымские органы народного представительства выдержали проверку на прочность в условиях жесточайшего политического кризиса, который переживала Украина в 2013-2014 гг.

Только крымские депутаты эту проверку и выдержали, в отличие от своих коллег в областных Советах и Верховной Раде Украины.

Эти структуры или оказались втянуты в беззаконные действия в рамках государственного переворота, или самоустранились от происходящего в стране.

Мы же до конца оставались со своими избирателями, действовали строго в соответствии с Законом, что во многом и обеспечило сохранение мира и стабильности в Крыму.

Тем самым нам удалось обеспечить легитимный процесс возвращения нашего полуострова в Россию, что соответствовало выбору подавляющего большинства крымчан.

Каждый день, прожитый нами после нашего возвращения домой, убеждает нас в том, что тогда мы выбрали единственно правильный путь, сделали верный выбор.

События Крымской весны стали наивысшей точкой развития крымского парламентаризма, но к этой вершине крымчане шли более двух десятилетий — с 1991 года, с момента восстановления республиканского статуса Крыма.

На протяжении всей истории крымской автономии для неё были характерны стремление к максимальному соблюдению законности, парламентским методам политической дискуссии, постоянный поиск коммуникации с обществом.

Все исторические решения крымские парламентарии принимали, опираясь на итоги всенародных голосований.

Референдум для нас, для нашего парламентаризма, для политической и правовой культуры крымчан — своего рода символ веры, высшая инстанция, критерий политической истины. Это — в нашей традиции.

Это — наш уникальный политический опыт, которым мы готовы поделиться со своими вновь обретёнными согражданами — гражданами Российской Федерации.

При этом даже в День парламентаризма нельзя не отметить, что сам по себе парламентаризм — не панацея от политических бед, злоупотреблений власти.

Отдельно взятый, он не гарантирует от свёртывания диалога между властью и обществом, от отстранения общества от власти.

Можно вспомнить, как в Германии нацисты установили свою диктатуру, в том числе и через вполне легитимные парламентские процедуры, что преступный режим современной Украины тоже сохраняет формы парламентаризма, что в мире существует немало стран, в которых органы представительства разных уровней являются всего лишь ширмой для всевластия бюрократии — партийной, корпоративной или даже технократической.

Несколько перефразируя классика, скажу, что при всём несовершенстве института парламентаризма ничего лучшего человечество не придумало.

Но, важна не только и не столько форма, сколько само содержание парламентаризма.

Отечественный, в том числе, и крымский опыт позволяет нам выстраивать сбалансированную парламентскую систему, которая гармонично сочетает интересы государства, общества, политических партий, общественных структур, опирается на социальную активность граждан, на высокий профессионализм народных избранников, на общее чувство ответственности перед законом, перед своей страной, её будущим.

В этом направлении - нам с вами развивать народное представительство, таким содержанием его наполнять.

С Днём парламентаризма, коллеги!