20.01.2015 Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова на торжественном собрании, посвященном Дню Республики Крым

Версия для печати

Дорогие друзья, коллеги! Сограждане!

Крымчане празднуют сегодня ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ – праздник нашего регионального единства, нашего умения действовать сообща, проявлять коллективную политическую волю и государственную дальновидность.

Жизнь доказала, что Крым – особый регион, своеобразие которого нуждается в особом статусе. Наша автономия – не чья-то прихоть или выдумка чиновников.

Мы все были свидетелями, как люди поднимались под крымскими флагами на защиту своей чести и достоинства, своих убеждений и неотъемлемых прав – рискуя при этом жизнью.

Мы убедились в том, что статус автономии, даже низведённый центральными властями Украины до ничтожного уровня, позволил нам отстоять своё право самим распоряжаться своей судьбой.

Наша республика доказала свою жизнеспособность и необходимость для крымчан!

Она родилась как протест крымчан против угрозы разрушения огромной страны – СССР. Наш Президент Владимир Владимирович ПУТИН как-то заметил, что кто не жалеет о разрушении Советского Союза, у того нет сердца.

Да, мы не смогли остановить катастрофу великой державы. Но мы продемонстрировали всему миру, что у крымчан с сердцем всё в порядке.

Кстати, не лишним будет напомнить и о том, на какой вопрос отвечали крымчане на первом в истории СССР референдуме, состоявшемся 20 января 1991 года. Вопрос этот звучал так: "Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора?".

Именно за это проголосовало тогда более 93 процентов наших сограждан. Заметьте: ни слова об Украине в формулировке вопроса референдума нет.

Кстати, это следовало бы иметь ввиду разного рода поборникам демократии из стран, которые присвоили себе монопольное право называться "мировым сообществом".

Они предпочитают "забыть" о референдуме 20 января, поскольку суть народного волеизъявления была реализована не в последующие годы нашего пребывания в составе независимой Украины, а как раз тогда, когда мы этот состав покинули.

Фактически волю крымчан извратили, итоги референдума реализованы не были. Однако руководство Украинской ССР, уже взявшее курс на независимость, вынуждено было считаться с практически единодушно выраженной волей наших сограждан. И Республика Крым была воссоздана.

Но вскоре после своего рождения и – до недавних пор – наша республика развивалась в крайне неблагоприятных условиях. В составе независимого украинского государства крымская автономия была падчерицей, нелюбимым ребёнком, которого терпят только по необходимости.

Воспользовавшись нашими трудностями, официальный Киев лишил республику всех признаков государственности и практически всех полномочий.

И даже после этого Киев не оставлял попыток всячески ущемить наши интересы, унизить крымчан, растоптать наши духовные ценности.

К чему приводит такого рода политика полного игнорирования региональных особенностей, видит теперь весь мир.

Даже самые лицемерные "друзья" нынешнего киевского режима не могут не признавать очевидного: жёсткая модель унитарной украинской державы оказалась нежизнеспособной.

Для нас это было очевидно уже давно. Мы неоднократно посылали сигналы об этом в Киев, до последнего пытались дать импульс преобразованиям, способным спасти украинское государство.

В феврале прошлого года в Ливадии мы предложили немедленно приступить к реформе государственного устройства – к "сшивке Украины по горизонтали".

По реакции на это предложение стало очевидно: ни на какие преобразования украинская власть, как центральная, так и местная, не пойдёт. Нам фактически ещё раз дали понять, что мы в составе такой Украины – инородное тело.

А другой Украины её правители себе просто не представляют…Они скорее выберут путь распада и разложения, чем откажутся от унитарной модели украинского государства, которая позволяет придворным олигархам безнаказанно грабить свой народ.

Именно этот процесс распада и разложения Украины мы сейчас наблюдаем. Но очевидный для нас вариант выхода из тупика, в который уткнулось украинское государство, для Киева по-прежнему неприемлем.

Уже оказавшись без Крыма и с пылающим Донбассом, глава украинского государства Пётр Порошенко заявил о необходимости "децентрализации".

И вот более полугода он – президент Украины. Хоть что-то для децентрализации сделано? Хоть что-то начато? Ровным счётом ничего!

Скажу больше: никто ничего и не собирался в этом направлении делать. А – по поводу обещаний о децентрализации: крымчане лучше, чем кто-либо знают цену словам официального Киева.

Систематически нарушать взятые на себя обязательства – его фирменный стиль. В украинский период истории нашей республики против неё велась и более изощрённая подрывная работа.

Крымчанам пытались внушить мысль, что остатки автономии, не добитые Киевом, для них никакой ценности не представляют, что наша республика – не более чем антинародный заговор номенклатуры, а лишение Крыма особого статуса станет благом для жителей полуострова.

Но крымчане доказали, что у них всё в порядке не только с сердцем, но и с головой!
Мы сохранили свой автономный статус и смогли в полной мере использовать его возможности в период Крымской весны.

Именно наличие у Крыма автономии позволило нам, сохраняя полную легитимность, покинуть дом мачехи-Украины и вернуться в свой родной дом – в Россию.

Крымская автономия стала незаменимым механизмом этого возвращения, сделавшим его быстрым и максимально безболезненным.

И всё это – последствия исторического решения, принятого нами, всем нашим многонациональным полуостровом, 24 года назад.

Если вам когда-то понадобится объяснить, что такое политическая мудрость – расскажите новейшую историю крымской автономии!

У всех нас в памяти славные дни Крымской весны, светлый день Всекрымского референдума 16 марта, первую годовщину проведения которого мы вскоре будем отмечать. Но не будь 20 января, не было бы и 16 марта.

Крымчане продемонстрировали редчайший пример политической последовательности, верности идеалам и культурным ценностям.

Спустя целое поколение, в марте 2014 года они подтвердили свой выбор, сделанный в январе 1991-го, показав практически такие же результаты. Нам есть чем гордиться, есть что рассказать своим детям и внукам. МЫ ВИДЕЛИ ЭТО, МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!

Вернувшись в Россию, мы за неполный год сумели получить столько полномочий, сколько не смогла упразднить Украина за 23 года. Мы оказались не просто на Родине.

Мы попали в систему, где региональные особенности рассматриваются не как вредоносный сепаратизм, который надо всячески подавлять, а как естественное явление.

Нам ещё предстоит усвоить, переварить все эти новые возможности, овладеть ими в полной мере, поставить на службу интересам крымчан. Но имеется твёрдая убеждённость в том, что всё это у нас получится.

Залог этому – упорство и стойкость крымчан, доброжелательное отношение к нам федеральных властей, тот огромный эмоциональный подъём, который мы все испытываем от того факта, что сбылась мечта нескольких поколений жителей нашего полуострова, и мы сумели вернуться на Родину.

Но наша борьба за республику далеко не завершена. Теперь она переходит в фазу созидания.

Мы обязаны максимально быстро и успешно реформировать крымскую экономику, достичь уровня жизни и благосостояния передовых российских регионов.

Это – наш долг перед крымчанами, подтверждение того, что мы всё сделали правильно – и когда сохраняли свою автономию, и когда в прошлом году сделали свой исторический выбор.

А вступили на этот путь мы ровно 24 года назад, когда ответили "ДА" на вопрос Всекрымского референдума о восстановлении республики.

Да здравствует Республика Крым!

Да здравствуют – крымчане!

Да здравствует наша великая Родина - Россия!