Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Версия для печати

Уважаемые коллеги!

Близится к завершению 2014 год, ставший для Крыма годом испытаний, свершений и побед, завершивший одну эпоху крымской истории и положивший начало новой – российской. Будущее Крыма – в дальнейших решительных шагах по окончательной интеграции в российское пространство: политическое, экономическое, но прежде всего – правовое. При этом каждый свой шаг мы должны сверять с настроениями, интересами и нуждами крымчан.

За период пребывания нашей Республики в составе Российской Федерации крымскими законодателями проделана поистине титаническая работа. Нами была принята и в целом успешно выполнена «дорожная карта» по переходу Республики Крым на действующую в Российской Федерации систему регионального государственного управления и местного самоуправления, зафиксированная в «Плане первоочередных законопроектных работ Государственного Совета Республики Крым в 2014 году».

В максимально сжатые сроки была разработана и вступила в силу Конституция Республики Крым – Основной Закон полноправного субъекта Российской Федерации.

Принят пакет законов, на основании которых 14 сентября состоялись первые в российском Крыму выборы в Государственный Совет и представительные органы муниципальных образований Республики. Эти выборы стали важнейшим этапом интеграции Крыма в конституционно-правовую систему Российской Федерации.

В целом, по состоянию на 15 декабря 2014 года, из запланированных к рассмотрению в этом году ста тридцати восьми первоочередных законов Республики Крым принято сто пять, ещё двадцать планируется рассмотреть на пленарном заседании, которое состоится 24 декабря.

Подготовлен план первоочередных законопроектных работ Государственного Совета Республики Крым на 2015 год.

В частности, в будущем году мы планируем рассмотрение таких важных законодательных актов, как закон о статусе государственных языков Республики Крым, о порядке организации и проведения референдумов на территории республики, об основах патриотического воспитания молодёжи.

Планируется также принять законы «Об образовании в Республике Крым», «Об охране здоровья в Республике Крым» и ряд других.

Мы внимательно отслеживаем, как воспринимаются обществом принимаемые нами законы, насколько эффективно они работают, и пытаемся координировать свою правотворческую деятельность, её направления и темпы, в соответствии с актуальными потребностями наших граждан.

Качество нашей законотворческой работы определяется одним простым критерием: насколько принимаемые нормативные правовые акты способствуют улучшению жизни крымчан, решению их насущных проблем.

С большим удовлетворением отмечаю тот факт, что крымские депутаты осуществляют законотворческую деятельность в тесном сотрудничестве с федеральными законодателями.

Хочу воспользоваться случаем и выразить глубокую признательность за методическую и техническую поддержку со стороны депутатов и экспертов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Значение этой поддержки трудно переоценить!

В свою очередь, мы активно используем наше право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.

Государственным Советом Республики Крым уже внесено шестнадцать законодательных инициатив, направленных на изменение федеральных законов с целью создания механизмов эффективной адаптации нашей республики к нормам, установленным российским законодательством.

Особо хочу подчеркнуть, что наши инициативы находят понимание у коллег в Государственной Думе, и оперативно принимаются к рассмотрению.

Совместная работа депутатов Государственной Думы и крымских парламентариев дает возможность оперативно решать многие проблемные вопросы переходного периода интеграции Крыма в правовое пространство Российской Федерации.

К примеру, крымский парламент внес на рассмотрение в Государственную Думу изменения в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» относительно устранения некоторых ограничений для государственных и муниципальных служащих в Республике Крым.

Речь идет о том, чтобы на них не распространялись нормы федерального законодательства о запрете иметь счета в иностранных банках, поскольку до воссоединения Крыма с Россией практически все крымчане пользовались услугами украинских банков и имели в них счета, для закрытия которых требуется время.

Эта наша законодательная инициатива получила поддержку депутатов Государственной Думы и, мы надеемся, что члены Совета Федерации также ее поддержат.

По нашей инициативе Государственная Дума приняла решение, которым продлила на 2015 год действие льгот для выпускников крымских школ при поступлении в высшие учебные заведения. В следующем году, как и в нынешнем, крымчане смогут поступать в вузы Крыма и других регионов Российской Федерации без обязательной сдачи единого государственного экзамена. Это пример того, как совместными усилиями мы с вами решаем насущные проблемы крымчан – новых граждан Российской Федерации.

Законодательные инициативы Государственного Совета направлены на поддержку крымских предпринимателей.

В частности, по нашему предложению, которое поддержано Государственной Думой, на год будет разрешена аренда основного технологического оборудования для производства этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Это позволит крымским предприятиям, выпускающим алкогольную продукцию, привести свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

Благодаря такому решению выиграют не только они, но и бюджет республики, который в 2015 году, как ожидается, получит дополнительный доход от уплаченного этими предприятиями акциза в сумме около пяти миллиардов рублей.

Еще одна наша инициатива, подержанная на федеральном уровне, касается продления сроков получения лицензий учреждениями здравоохранения республики.

Такая мера необходима для приведения материально-технической базы этих учреждений в соответствие с действующими в Российской Федерации стандартами оснащения медицинских организаций.

Соответствующий проект, предусматривающий переходный период для получения крымскими учреждениями здравоохранения лицензий до 1 октября 2015 года, внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Уважаемые коллеги! Приведенные мной примеры убеждают в том, что сроки переходного периода в разных сферах деятельности должны быть разными. В некоторых случаях мы действуем с опережением первоначального графика. Так было, скажем, с перезагрузкой всех уровней крымской власти в ходе состоявшихся 14 сентября выборов депутатов Государственного Совета и представительных органов муниципальных образований. Напомню, что их проведение изначально планировалось на 2015 год.

Но сегодня всем ясно, что мы были правы, когда инициировали проведение выборов в Крыму в единый день голосования 14 сентября текущего года. Помимо огромного политического эффекта от того, что крымчане голосовали вместе со всей Россией, крайне важно, что по итогам этих выборов мы обеспечили абсолютную легитимность крымской власти, сформированной в российском правовом поле и в соответствии с российской избирательной системой.

Также с опережением утвержденного графика наша республика перешла на рубль в качестве единственной официальной валюты для наличных и безналичных расчетов.

Это произошло 1 июня 2014 года, хотя изначально, после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, планировалось одновременной использование украинской гривны и российского рубля до 1 января 2016 года.

Выдача крымчанам российских паспортов, которую предполагалось осуществить до конца текущего года, была обеспечена в беспрецедентно короткие сроки: 98% жителей республики, а это почти два миллиона человек, получили российские паспорта уже к 1 сентября.

В то же время, по ряду направлений сроки переходного периода следует продлить – такова консолидированная позиция законодательной и исполнительной ветвей власти Крыма – хочу это подчеркнуть особо.

В частности, это касается завершения процесса перерегистрации юридических лиц и приведения учредительных документов в соответствие с требованиями российского законодательства, включая документы по регистрации имущества, а также хозяйственные, трудовые и производственные договора. Длительность процедуры, связанной с переоформлением прав собственности активов предприятий на нового субъекта хозяйственных отношений не позволяет завершить этот процесс к 1 января 2015 года.

Аналогичная ситуация и с индивидуальными предпринимателями, которые сегодня сталкиваются с проблемой сохранения прав и обязанностей, ранее полученных физическими лицами-предпринимателями, зарегистрированными по законодательству Украины. Это касается регистрации движимого и недвижимого имущества, получения разрешительных документов, оформления прав на аренду помещений, доступа к заемным средствам банков и так далее.

Не успевают к 1 января 2015 года завершить процесс перерегистрации и органы местного самоуправления, а также учреждённые ими предприятия, учреждения и организации.

Сегодня остро стоит вопрос обеспечения Республики продовольственными товарами. В ассортименте торговых сетей Крыма присутствует значительный ряд позиций, которые выпущены под собственными торговыми марками и маркированы согласно нормам законодательства Украины.

Отказ от их реализации с 1 января 2015 года в соответствии с российским законодательством приведет к резкому сокращению ассортимента товаров в торговых сетях и росту цен.

С этим же связана и необходимость установления более длительного срока для перевода розничных рынков в Крыму в капитальные строения. Кстати, для российских объектов торговли переходный период составил девять лет.

Сегодня в Республике функционируют 162 рынка различной специализации на 39 тысяч рабочих мест. Их закрытие с 1 января 2015 года в связи с несоответствием требованиям российского законодательства, приведет к сокращению этих рабочих мест и, как следствие, к возникновению социальной напряженности.

На наш взгляд, в самое ближайшее время нужно разработать и утвердить особый порядок завершения строительства объектов, которое было начато в правовом поле Украины до воссоединения Крыма с Россией.

Всего в Республике таких объектов около четырёхсот. Их введение в эксплуатацию после 1 января 2015 года будет невозможным, притом что на их строительство, реконструкцию или капитальный ремонт были затрачены большие суммы, в том числе, в текущем году из средств межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета.

Это далеко не весь перечень актуальных вопросов, для решения которых требуется постоянное взаимодействие федеральных и республиканских властей.Некоторые вопросы требуют внесения изменений в федеральные законы, другие могут быть решены путем принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации либо министерств и ведомств. Представители Государственного Совета Республики Крым, Совета министров находятся в ежедневном контакте с коллегами в Государственной Думе, Совете Федерации, Правительстве Российской Федерации. Мы совместно ищем пути решения проблем, которые сегодня волнуют крымчан.

Мы с вами, коллеги, решаем уникальную задачу, аналогов которой в современной правовой практике нет–обеспечиваем переход региона, десятилетия жившего в рамках одного правого поля, в новую для него правовую систему. Как вы понимаете, все нюансы этого процесса заранее предусмотреть сложно.

А потому в нашей совместной работе крайне важны готовность идти навстречу друг другу, принимать согласованные, порой неочевидные и нетривиальные решения, проводить тщательный анализ социальных последствий наших действий.

Не сомневаюсь в том, что плодотворное сотрудничество в правотворческой сфере Государственного Совета Республики Крым и федеральных законодателей продолжится.

Мы все в этом заинтересованы, у нас общие цели, мы делаем одно большое общее дело. Делаемего в интересах России и её граждан. И как законодатели должны исходить из этого как из непреложного постулата нашей совместной работы.

Благодарю за внимание!