Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Республики Крым
Версия для печати
Уважаемые коллеги! Наше заседание проходит в знаменательный день. Сегодня – вторая годовщина принятия Конституции Республики Крым, нашего Основного Закона, базового документа, на основе которого мы с вами формируем правовой каркас нашей республики как субъекта Российской Федерации. В этом документе нашла правовое оформление политическая воля крымчан, выраженная в ходе двух референдумов: 20 января 1991 и 16 марта 2014 года. Это только на первый взгляд закон это всего лишь слова, нанесённые на бумагу. На самом деле осторожное, бережное отношение к закону является важнейшим фактором общественной стабильности и безопасности. И наоборот, легкомысленное отношение к законотворчеству зачастую оборачивается катастрофами. Скажем, 25 лет назад, в позднем Советском Союзе, был принят закон, регламентировавший выход союзных республик из состава СССР. Писали его сторонники сохранения единой страны, с благой целью – предусмотреть все сложности и проблемы, которые будет необходимо учесть для тех, кто решит покинуть состав союзного государства. Но парадокс состоит в том, что при этом они допустили саму возможность такого выхода. Чем и воспользовались их политические оппоненты, распустившие СССР. Или та же Украина. Десять лет, вплоть до самого государственного переворота, страна была занята конституционной реформой: то вводили поправки в Основной Закон, то их отменяли, то снова вводили. Смысл этих преобразований был давно утрачен: никто уже не в состоянии был объяснить, зачем они понадобились, люди тем более не понимали и участия в этой реформе не принимали. Но отношение к правовой системе страны по принципу «закон – что дышло: куда повернёшь, туда и вышло» прочно сформировалось. Воспитанный за годы такого, с позволения сказать, «реформаторства», правовой нигилизм стал тем фоном, на котором и стал возможен государственный переворот 2014 года. Плоды этого воспитания мы наблюдаем и сегодня, когда волна безумия захлестнула Украину. Один из уроков, который можно извлечь из украинского опыта: любое правотворчество всегда должно быть соотнесено с истинными потребностями и интересами общества. Не удовлетворение чьих-либо амбиций или устремлений какой-либо отдельно взятой политической силы, а нахождение баланса интересов в масштабах всего общества должно быть целью законодателей. Не случайно я отметил в начале своего выступления, что наша Конституция является оформлением итогов двух Всекрымских референдумов. Именно на них была выражена воля абсолютного большинства крымчан. Это согласно их воле Крым восстановил свой республиканский статус и вернулся в состав Российской Федерации, откуда был изъят вследствие правового произвола, допущенного в 1954 году. Крайне важно также не только разработать идеальный закон, но и проявить настойчивость и волю, направленную на его исполнение. Скажем, в правовом плане мы, вместе с федеральными властями, создали все предпосылки для нормализации и гармонизации межэтнических отношений. Но все вы, думаю, согласитесь с тем, что для того, чтобы реализовать возможности, предоставленные законом, в том числе и нашей Конституцией, потребуются немалые усилия. Без них положения Основного Закона станут пустым звуком. Так будут относиться к нему и люди. Мы не имеем права этого допустить, поскольку наша задача – создать эффективную, перспективную, прогрессивную правовую систему, которая обеспечит укрепление и оздоровление нашего общества. Без этого нам не построить процветающий, экономически самодостаточный Крым. Предпосылки для этого у нас есть. В Крыму наработаны свои, во многом уникальные, традиции правовых решений проблем региона. Мы сумели в течение четверти века двигаться практически исключительно правовым путём. Возможно, это стало одним из факторов, позволивших нам, несмотря на многочисленные прогнозы о превращении Крыма в «горячую точку», сохранять гражданский мир даже в кризисных ситуациях, случавшихся за эти 25 лет неоднократно. Правовым путём мы восстанавливали автономный статус, боролись с украинским Центром за полномочия, отстаивали свои региональные ценности и принципы. И наше возвращение в Россию тоже стало итогом легитимного правового процесса. В силу этой нашей особенности – всегда придерживаться правового пути - по крымским конституциям можно составлять периодизацию нашей новейшей истории. Конституция 1992 года – Основной Закон периода становления крымской государственности, нашей отчаянной попытки сохранить культурные, экономические и просто человеческие связи с Россией в условиях крушения Советского Союза. Этот порыв Крыма был задушен, сама Конституция – упразднена грубым и нелегитимным способом. Однако мы получили политический опыт, избавились от многих иллюзий начала 90-х. Всё это пригодилось нам весной 2014 года. Конституция 1998 года – документ, зафиксировавший наше отступление перед жёстким диктатом Киева. Многие, и по праву, критиковали этот вариант нашего Основного Закона, особенно – вследствие печально знаменитой «поправки Зайца», делавшей нашу Конституцию ничтожнее любого украинского закона. Присутствующие здесь коллеги с опытом депутатской деятельности хорошо помнят, сколько усилий было нами затрачено для того, чтобы усовершенствовать этот документ и как все эти попытки оказались безрезультатными в силу жёсткой и непримиримой позиции Киева, который не намерен был делиться с нами какими-либо полномочиями. Вот это – как раз один из тех случаев, о которых я говорил: когда законодатель действует не в интересах общества, а в силу политических симпатий и антипатий. Украинский законодатель никогда не любил Крым и всегда его боялся. Чем это для него обернулось – все хорошо знают. Но не так хорошо известно, что в новом проекте украинской конституции, готовившемся в 2013 году, Раздел X, посвящённый Автономной Республике Крым, вообще был изъят. Курс на постепенное удушение нашей республики, как видим, продолжался, независимо от того, кто находился у власти в Киеве. Тем не менее, в крайне непростых условиях конца 90-х нашим предшественникам удалось сохранить за Крымом республиканский статус, а разработчикам Конституции 1998 года – заложить в её текст ряд «точек роста», которыми мы сумели воспользоваться в дни Крымской весны. Скажем, самоубийственный курс на евроинтеграцию, взятый режимом Януковича, противоречил не только здравому смыслу и интересам украинского народа, но и нашей Конституции 1998 года, в статье 18 которой было зафиксировано наше право на «участие в формировании и осуществлении основных принципов внутриполитической, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Украины». Так что, без нашего согласия никаких документов об Ассоциации подписывать было невозможно. Мало того, нельзя было и внеочередные президентские выборы назначать, не согласовав этого с нами. Но кто в Киеве обращал внимание на такие «мелочи»? Не заметили там и такой «мелочи», как наше право на референдум, зафиксированное в той же Статье 18 Конституции АРК. А мы этим правом воспользовались! Как совсем недавно своим правом высказаться по поводу украинской евроинтеграции воспользовались граждане Нидерландов, подтвердившие то, что для нас всегда было очевидно: никто в Европе Украину с распростёртыми объятьями не ждёт. Так что, нужно отдать должное этому документу, он свою позитивную роль сыграл. И, наконец, Конституция 2014 года – документ, отразивший триумф исторической справедливости и обозначивший направления дальнейшего развития нашей республики как неотъемлемой части и субъекта Российской Федерации. Думаю, что наш Основной Закон, принятый ровно два года назад, завершает целую эпоху, которую я бы назвал «эпохой политико-правовой турбулентности». Это не означает, что в действующую Конституцию не придётся вносить поправок, но сам документ мы приняли надолго, на десятилетия. Наш президент, Владимир Владимирович Путин вовсе не для красного словца охарактеризовал наше вхождение в Российскую Федерацию возвращением в родную гавань. Мы – дома, мы – среди своих. Перед нами – ясная и прямая дорога, которую мы обязательно одолеем. А наш Основной Закон год от года будет совершенствоваться и набирать значимости. Ведь конституции – как хорошие вина или коньяки: чем старше, тем дороже. С днём Конституции, коллеги!
|