Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова на заседании Президиума Государственного Совета Республики Крым

Версия для печати

Уважаемые коллеги!

Ровно пять лет назад Шевченковский районный суд Киева принял решение о задержании руководителей Крыма - Сергея Аксенова и Владимира Константинова. Это был ответ Украины на наше стремление защитить полуостров от хаоса и беззакония, охватывавших тогда всю страну – от Киева, до самых отдалённых её уголков. Это была демонстрация степени готовности Киева к переговорам со своей автономией. Никаких компромиссов нам не предлагали. Зато демонстрировали готовность задушить Крымскую весну при первом удобном случае.

На следующий день, 6 марта 2014 года, крымский парламент сформулировал окончательный перечень вопросов, выносимых на общекрымский референдум, определил день его проведения – 16 марта. Была сформирована Избирательная комиссия для проведения референдума. Именно в этот день мы окончательно и бесповоротно стали на путь возвращения в состав России. Уже приходилось говорить о том, что крымчане к такому возвращению были готовы давно, как минимум - с момента распада СССР.  Но состояться оно могло только тогда, когда к нему стала готова Россия. Любому здравомыслящему человеку должно быть очевидно, что мы не могли навязать себя Москве в одностороннем порядке.
Потому, после того, как мы отчалили от украинского берега, что случилось 27 февраля, далеко не сразу стало ясно, насколько далеко нам удастся отгрести от Украины: будет ли в Крыму реализован приднестровский или южно-осетинский вариант, или нам будет позволено пойти ещё дальше.

И мы безмерно благодарны тем конкретным людям, которые принимали окончательное решение о нашей судьбе. Они в тот момент максимально проявили политическую волю, продемонстрировали наличие у них дара политического предвидения, в результате чего мы вернулись в Россию. Можно представить себе, как бы нам жилось при сохранении пусть и формальной принадлежности Крыма к украинскому государству или даже если бы вся мощь России не стояла между нами и этим стремительно разлагающимся политическим пространством, которое и государством уже называть неправильно. Нас пытаются упрекать за то решение о референдуме, которое крымчане приняли с настоящим восторгом, поскольку оно было честным и чётким выражением того, чего хотело абсолютное большинство из них.

Но нередко можно встретить утверждения о том, что крымский референдум и возвращение полуострова в состав России дестабилизировали международную обстановку, породили мировой политический кризис, угрожающий человечеству чуть ли не новой мировой войной.

Именно за это якобы нас наказывают санкциями, блокадами непризнанием нашего российского статуса. Но вот на прошлой неделе в шаге от войны оказались Индия и Пакистан, страны у которых на двоих – более полутора миллиардов жителей. Обе страны - ядерные державы. В их конфликте тоже мы виноваты?  Или это – одно из проявлений того хаоса в международных отношениях, повсеместного слома миропорядка, которым обернулось единоличное глобальное лидерство США? Есть хоть капля нашей вины в ситуации, сложившейся вокруг Венесуэлы? Её народ тоже наказывают за наш выбор пятилетней давности? Или венесуэльцев пытаются наказать за то же, за что третируют и крымчан: за стремление жить своим умом, отстаивать и реализовывать свой политический выбор? Но, несмотря на грозные оклики и грубый диктат со стороны Вашингтона, таких народов и региональных сообществ в мире с каждым годом становится всё больше.

Мы имеем все основания с честью и гордостью вспоминать события Крымской весны. Поскольку мы были тогда на стороне правды, справедливости.

Мы и сейчас на этой стороне. Мы её в течение пяти лет не покидали. Именно поэтому мы возводим мосты, а те, кто нас не признают, мечтают их взрывать, мы строим электростанции, а они – учат своих людей жить при лучине и отапливать жилища кизяками. Мы считаем главным критерием успешности нашей работы то, чтобы наши люди достойно и благополучно жили у себя на родине.

Они – хвастаются тем, что их люди разбегаются по всему свету.

Наша правда – в созидательной работе на благо доверивших нам власть людей. Именно потому мы будем всегда помнить о днях Крымской весны, когда наше следование правде проявилось наиболее отчётливо. Но и сейчас, в своих каждодневных делах, мы не должны забывать, что боремся за правду и справедливость, отстаиваем своё право на достойную жизнь на родной земле. И эта наша борьба находится в фокусе мирового внимания, имеет поистине всемирно-историческое значение.