ПРОЕКТ
Концепция
внесения изменений в Конституцию Украины
по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым
Концепция внесения изменений в Конституцию Украины по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым разработана на основе современных политико-правовых идей конституционализма, безоговорочного требования сохранения унитарной формы государственного устройства и с учетом международно-правовых стандартов, доктринальных и правовых аспектов отечественного и европейского опыта функционирования автономных образований с целью укрепления конституционно-правовых основ оптимальной децентрализации публичной власти в Украине, более полного учета интересов населения Автономной Республики Крым, содействия сбалансированному развитию региона и качественному повышению эффективности организации власти в Автономной Республике Крым.
1. Проблема, требующая решения
Необходимость усовершенствования конституционной основы функционирования Автономной Республики Крым и ее органов вызвана рядом причин.
Конституция Украины, установив принципы конституционно-правового статуса Автономной Республики Крым и ее органов, выполнила важную учредительную роль, направив государствообразующие процессы в русло государственного единства и целостности, рационального объединения централизации и децентрализации публичной власти, построения основ регионального развития. В то же время современный этап государственного строительства требует концентрации усилий на формировании концептуально зрелой, структурно гармоничной и согласованной с отечественными традициями и лучшими европейскими образцами динамической модели конституционно-правового регулирования статуса данного региона, организации и деятельности его органов власти в их системной обусловленности, взаимосвязи и точной функциональной определенности.
За время независимости Украины был институционализирован статус Автономной Республики Крым, а также заложены правовые, организационные, экономические основы функционирования автономии. Несмотря на это конституционно-правовая и законодательная регламентация статуса Автономной Республики Крым и ее органов власти является нечеткой и пока незавершенной. Концептуальная неопределенность правовой природы автономии и ее органов усложняет определение места органов власти Автономной Республики Крым в общей системно-структурной организации публичной власти в государстве, рациональное размежевание предметной подведомственности и полномочий органов власти на территории автономии, введение эффективного механизма взаимодействия органов власти Автономной Республики Крым с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Действующие конституционно-правовые положения, которые регламентируют статус органов власти Автономной Республики. Крым, в большей части отражают общие подходы, присущие странам советской модели территориального управления. Примененные на определенном этапе становления украинской государственности подходы были обоснованны, учитывая национально-этнические, географические, социально-экономические и общественно-политические факторы принятия государственно-правовых решений. Однако их реализация обнаружила проблемы декларативности содержания отдельных конституционных положений, отсутствия системного подхода к формированию организационной системы публичной власти в Автономной Республике Крым. Отдельные законодательные акты, определяющие правовой статус органов власти Автономной Республики Крым, принимались иногда со значительным разрывом во времени под влиянием общегосударственных тенденций как децентрализации, так и централизации государственной власти. Высокая коллизионность норм этих законов несет скрытую опасность политико-правовых конфликтов. Внутренне противоречивый характер имеют и конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, который не отвечает общему статусу данного региона.
Правовая база функционирования органов власти на территории Автономной Республики Крым является слабо упорядоченной, содержит немало разногласий, неточностей и коллизий, и, кроме того, до сих пор не имеет ряда объективно необходимых актов. Чрезмерная и неоправданно детальная законодательная регламентация многих процедурно-процессуальных вопросов, даже внутриорганизационной деятельности органов власти Автономной Республики Крым нарушает гарантированную государством организационную самостоятельность автономии. Это поднимает вопрос о рациональном размежевании предметов нормотворчества органов государственной власти и органов власти автономии. Данная сфера является достаточно острым вопросом распределения компетенции между органами государственной власти и органами власти автономии. Высокая степень обобщенности конституционно-правового формулирования вопросов, по которым Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование, в условиях конкурирующего характера нормотворческих полномочий в одной и той же сфере органов государственной власти и органов власти автономии приводит к тому, что полномочия Автономной Республики Крым не учитываются либо частично учитываются в специальных законодательных актах.
Конституция Украины не дает необходимых оснований для определения правовой природы актов Автономной Республики Крым, их места в общей системе законодательства Украины. Основной Закон в редакции 1996 года содержит значительный пробел правового регулирования в части определения вида правового акта, которым Верховная Рада Украины утверждает Конституцию Автономной Республики Крым, порядка утверждения и внесения изменений в Конституцию Автономной Республики Крым, а также допускает нечеткое закрепление системы правовых актов автономии, места в системе законодательства Украины Конституции Автономной Республики Крым. Проблематичность определения юридической силы Конституции Автономной Республики Крым усложняет проблему правового обеспечения реализации органами власти Автономной Республики Крым полномочий, предусмотренных Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым.
Требуют существенной модернизации конституционные принципы государственной политики в отношении Автономной Республики Крым. Отсутствие действенных конституционных гарантий статуса автономии, в том числе гарантий защиты прав и законных интересов населения Автономной Республики Крым, четких принципов и основ государственной политики, несовершенство законодательной базы регионального развития не содействуют эффективному функционированию публично-властных институций автономии и достижению стратегических ориентиров регионального развития. Обновление механизма взаимодействия региона с государством должно основываться на объединении процессов расширения полномочий, региональных органов власти, правовых и организационных способов влияния на формирование и реализацию государственной политики с усилением органов власти Автономной Республики Крым по общественно-политическому и социально-экономическому развитию региона.
На сегодня не состоялось формирование полноценной и эффективной, материально-финансовой основы функционирования Автономной Республики Крым. Следует констатировать имеющуюся централизацию бюджетно-финансового управления, отсутствие достаточной доходной базы формирования республиканского бюджета, ненадлежащее финансирование делегированных полномочий, а также конституционно-правовую неопределенность гарантий, экономической самостоятельности автономии, формы собственности Автономной Республики Крым. Регион имеет ограниченные возможности относительно распоряжения инфраструктурным, природно-ресурсным потенциалом, расширение которых содействовало бы достижению качественно нового уровня эффективности и конкурентоспособности экономики и повышению качества жизни населения автономии. Обозначенное ставит задачу усиления гарантий экономической самостоятельности и надлежащего бюджетно-финансового обеспечения функционирования Автономной Республики Крым.
На решение указанных проблем направлена Концепция внесения изменений в Конституцию Украины относительно усовершенствования статуса Автономной Республики Крым.
2. Цель Концепции
Целью Концепции является создание надлежащих правовых, институциональных, организационных, материально-финансовых и других принципов, необходимых для повышения эффективности функционирования органов власти Автономной Республики Крым, улучшения условий для реализации прав и свобод человека и гражданина в Автономной Республике Крым, обеспечения комплексного и стабильного развития региона.
Решение проблемы базируется на положениях современного конституционализма, международно-правовых актов и осуществляется на основах унитаризма, законности, верховенства права, народовластия, оптимальной децентрализации, согласования общегосударственных, региональных и местных интересов, демократизма, сбалансированности и социально-экономического развития региона с учетом исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.
3. Пути и способы решения проблемы
Конституционно-правовое обеспечение реализации правового статуса Автономной Республики Крым, формирование эффективного механизма публично-властного управления на территории автономии и оптимальных социально-экономических условий развития региона требуют:
конституционного определения правовой природы Автономной Республики Крым в системе территориального устройства государства с учетом европейского и отечественного опыта государственного строительства;
уточнения конституционно-правового регулирования вопросов нормотворческой деятельности органов власти Автономной Республики Крым;
обновления конституционных основ правового статуса органов власти Автономной Республики Крым; оптимизации конституционно-правового регулирования принципов собственных и делегированных полномочий Автономной Республики Крым;
создания конституционно-правовых оснований формирования эффективного механизма взаимодействия органов власти Автономной Республики Крым с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
обеспечения конституционно-правовых условий для более полного использования ресурсного потенциала региона;
усиления конституционных гарантий правового статуса Автономной Республики Крым.
Способами решения проблемы могут стать:
устранение конституционно-правовой нечеткости правовой природы органов власти Автономной Республики Крым. С этой целью целесообразно закрепить, что система органов власти Автономной Республики Крым не входит в системы органов государственной власти и системы местного самоуправления. Это будет содействовать усовершенствованию системно-структурной организации публичной власти в государстве, а также определению концептуальных принципов взаимодействия ее подсистем;
установление конституционно-правовых гарантий статуса Автономной Республики Крым путем определения, что государство гарантирует автономию Автономной Республики Крым, которая осуществляется в интересах населения Автономной Республики Крым с целью наиболее полного учета исторических, экономических, экологических, географических, национально-культурных и других особенностей региона, а также обеспечивает защиту, в том числе и судебную, прав и законных интересов населения Автономной Республики Крым;
закрепление положения о возможности укрепления границ территории Автономной Республики Крым лишь с учетом интересов населения Автономной Республики Крым, высказанных на референдуме;
установление того, что Автономная Республика Крым, являясь неотъемлемой составной частью Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению, в пределах полномочий, определенных не только Конституцией, но и законами Украины;
устранение пробелов конституционно-правового регулирования в части определения вида правового акта, которым Верховная Рада Украины утверждает Конституцию Автономной Республики Крым, порядка утверждения и внесения изменений в Конституцию, а также определение места Конституции Автономной Республики Крым в системе законодательства. Предусмотреть, что Конституция Автономной Республики Крым принимается Верховной Радой Автономной Республики Крым на основании Конституции Украины и утверждается законом Украины, принятым Верховной Радой Украины большинством (или двумя третями голосов народных депутатов Украины) от конституционного состава; изменения в Конституцию Автономной Республики Крым вносятся в порядке, предусмотренным для принятия Конституции Автономной Республики Крым. Закрепить положение о том, что нормы Конституции Автономной Республики Крым являются нормами прямого действия, которые повысят регулятивную роль и действенность данного нормативно-правового акта в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории автономии;
уточнение правового статуса Верховной Рады Автономной Республики Крым как представительного органа населения автономии и установление положения относительно ответственности Совета министров Автономной Республики Крым перед Верховной Радой Автономной Республики Крым;
закрепление конституционного положения относительно нормы представительства Автономной Республики Крым в Верховной Раде Украины в случае введения двухпалатной структуры парламента:
включение в предусмотренную частью пятой статьи 136 Конституции Украины правовую основу определения полномочий, порядка формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Автономной Республики Крым;
уточнение чрезмерно обобщенного перечня вопросов, отнесенных к предмету нормативного регулирования Автономной Республики Крым и установление нормы о том, что Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование также и по другим вопросам, отнесенным к ее ведению законами Украины;
определение роли Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым в формировании и реализации региональной политики путем упрочения основных полномочий этих органов с установлением возможности осуществления ими и других полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины;
предоставление Верховной Раде Автономной Республики Крым права законодательной инициативы по вопросам, которые касаются Автономной Республики Крым, обеспечение прав и интересов населения автономии;
уточнение конституционно-правовых принципов делегирования органам власти Автономной Республики Крым отдельных полномочий органов исполнительной власти, в частности касающихся финансирования государством осуществления этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или финансового обеспечения их выполнения другим способом; конституционно-правовое урегулирование принципов государственного контроля за их выполнением;
гарантирование проведения консультаций органов государственной власти с органами власти Автономной Республики Крым во время принятия решений, которые непосредственно касаются вопросов, которые затрагивают интересы населения Автономной Республики Крым;
конкретизация правовых основ отношений органов власти Автономной Республики Крым с органами местного самоуправления путем указания на то, что органы власти Автономной Республики Крым взаимодействуют с органами местного самоуправления в порядке, определенном Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым;
гарантирование обязательного исполнения актов органов власти Автономной Республики Крым на территории автономии;
конституционное гарантирование надлежащей экономической основы Автономной Республики Крым путем конституционно-правового закрепления формы собственности Автономной Республики Крым с целью обеспечения правовой определенности режима имущества автономии; упрочение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым от имени населения автономии осуществлять права владельца в пределах, определенных Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым;
предоставление возможности органам власти Автономной Республики Крым утверждать самостоятельные программы социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
гарантирование самостоятельной бюджетно-финансовой основы Автономной Республики Крым и упрочение требования соответствия финансовых источников собственным и делегированным законами Украины полномочиям Автономной Республики Крым;
отметка, что ответственность органов власти Автономной Республики Крым, их должностных лиц, основания досрочного прекращения их полномочий устанавливаются Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым.
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами внесения изменений в Конституцию Украины являются:
обновление конституционно-правового регулирования статуса Автономной Республики Крым на принципах современного конституционализма, международно-правовых стандартов и с учетом отечественного опыта государственного строительства;
укрепление принципов оптимальной децентрализации публичной власти, которая осуществляется с целью полнейшего учета интересов населения Автономной Республики Крым и рационализации механизма публично-властного управления в регионе;
четкое определение правовой природы Автономной Республики Крым как особого субъекта территориального устройства государства и его органов как самостоятельной подсистемы органов публичной власти в Украине;
упорядочение правового регулирования системных и процедурных аспектов нормотворческой деятельности органов власти Автономной Республики Крым, усиление принципов правовой самостоятельности автономии;
приведение правового статуса органов власти Автономной Республики Крым в соответствие с конституционно-правовым статусом автономии;
повышение эффективности взаимодействия органов власти Автономной Республики Крым с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
укрепление государственно-правовых гарантий деятельности Автономной Республики Крым;
уточнение принципов государственного контроля за деятельностью органов власти Автономной Республики Крым;
создание условий для надлежащего ресурсного обеспечения выполнения функций и задач Автономной Республики Крым.