«Обсуждение конституции народом — это такой совок»

Новая конституция Крыма, предусматривающая избрание главы региона депутатами и сохраняющая за госсоветом кадровые полномочия, может быть принята парламентом республики уже до 10 апреля. О том, чего ожидать от конституции первой «территориальной республики» в составе РФ, корреспонденту “Ъ” МАКСИМУ ИВАНОВУ рассказал глава конституционной комиссии, первый вице-спикер госсовета Крыма ГРИГОРИЙ ИОФФЕ.

— У вас жесткие сроки по подготовке конституции?

— Мы идем по непроторенной дороге. В новейшей истории еще не было прецедента, чтобы к России присоединялся субъект федерации. Кроме этого, до момента присоединения Крым уже имел некое подобие государственной формы в виде автономной республики, имел и свою конституцию. Например, в Киевской области нет конституции, а у нас была.

— Она ведь действует и сейчас.

— Можно сказать, что конституция Крыма действует в тех положениях, которые не противоречат Конституции РФ, но это просто красивая формула. Потому что почти все, что есть в конституции Крыма, в России не действует — за исключением гимна, флага, герба и так далее. А само существование субъекта в РФ без конституции с правовой точки зрения тоже является нонсенсом. Этим обусловлены короткие сроки подготовки документа. Но это не значит, что кто-то нам сказал: две недели, и все. Это мы сами себе так определили.

Тем более что конституционный процесс у нас происходит не на пустом месте. Я, когда открывал первое заседание конституционной комиссии, специально напомнил конституционную историю Крыма. И эта история драматическая. Это будет уже четвертая конституция в новейшей истории. Конституция 1992 года, которую мы приняли после проведения референдума, воссоздавшего автономию в 1991 году, была по сути конституцией государства — там были все признаки этого, за исключением денег, армии и так далее. Но слабое украинское государство, которое тогда еще само не имело конституции, как только ее обрело, тут же отменило нашу конституцию. Затем было еще несколько попыток, пока мы не получили основной закон 1998 года, который был в большей степени декларативным и не смог обеспечить всех потребностей республики, превратив ее падчерицу унитарной Украины.

Но тем не менее создать новую конституцию на основе нашего опыта достаточно легко, просто надо адаптировать ее к российскому законодательству. У нас есть рамки, за которые мы не можем выходить. Но если эти рамки сравнить с теми, которые были у нас в Украине, то эти рамки не просто широкие, а широчайшие.

— Законодательство субъектов РФ во много унифицировано, хотя есть исключения. К примеру, конституция Татарстана, которая подразумевает более широкие права региона. На какие примеры вы ориентируетесь?

— Есть еще более широкие права, например в Дагестане. Мы изучили все конституции субъектов федерации, сгруппировали по разным видимым категориям, посмотрели, что подходит, что не подходит. Сложность в том, что впервые в качестве субъекта федерации появится не национальная, а территориальная республика. И это притом что в Крыму живет большое количество этносов. Каждый из них действительно уникален, а есть такие, само существование которых сегодня поставлено под угрозу,— караимы и крымчаки.

— В договоре и в законе о присоединении говорится, что в Крыму будут три национальных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Но ведь и греки, например, тоже могут претендовать на роль коренного народа?

— В Крыму рядом с греками мирно живут крымские татары, немцы, болгары, армяне. Но мы исходим из того факта, что в Конституции России провозглашено, что все нации и народности равны. Выборы в РФ проходят на основе равенства, полностью исключаются какие-либо квоты или преференции. Преступно депортированные с Крыма в сталинские времена народы, которые время от времени говорят о квотах во власти, должны это понять. А кроме того, прошло уже 70 лет с момента депортации. Многое сделано, чтобы справедливость восторжествовала; увы, многое все еще не решено. И все-таки вряд ли какой-то народ реально хочет еще 70 лет носить на себе печать депортации. Я думаю, если заглянуть на какую-нибудь симферопольскую дискотеку вечером и увидеть весело танцующих крымских татар, и особенно очаровательных крымских татарок, и сказать: «Кто тут депортированный?» — они спрячутся и не захотят, чтобы на лбу штамп такой стоял. Наоборот.

— Глава правительства или совета министров по новой конституции будет одновременно и главой республики?

— Мы изучали разный опыт. Есть республики, где у главы региона своя отдельная администрация и отдельно есть правительство. В проекте мы пока решили не городить такую конструкцию. Кроме того, есть республики, которые возглавляет человек в должности президента. У нас в истории уже был не очень позитивный опыт с президентством, поэтому пришли к выводу, что вообще не надо нам такой должности (с 2015 года в РФ главы регионов не могут называться президентами, сейчас должность высшего лица не переименована только в Татарстане.— “Ъ”).

Будут учтены вещи, которые для нас привычны. Счетная палата у нас была. Но изменится ситуация с избирательной комиссией. Она будет называться центральной избирательной комиссией. Появятся такие непривычные для Крыма фигуры, как уполномоченные по правам человека, по правам детей, по ведению бизнеса. Общественная палата (хотя и раньше у нас был общественный совет при правительстве Крыма). Все это мы постарались встроить в этот документ.

— Сейчас депутаты госсовета Крыма занимают в том числе посты в правительстве. Разделение исполнительной и законодательной власти произойдет?

— Сейчас парламент у нас непрофессиональный, поэтому пока ничего не мешает депутату быть в том числе членом правительства. Из 100 депутатов у нас только 15 работают на постоянной основе: председатель, его заместители и руководители комиссий. Но есть федеральный закон, который говорит, что нельзя одновременно иметь представительский мандат и работать в исполнительной власти (на Украине такой закон тоже, кстати, есть). Поэтому изменится и сама сущность крымского парламента. В отличие от нынешнего, будущий парламент будет принимать законы, а не только нормативно-правовые акты, как сейчас. В конституции будет сказано, что члены правительства не могут быть депутатами и наоборот. Если будет принят проект, то депутатов будет 80 или 90 — по нормам, которые есть в России (количество депутатов зависит от количества избирателей), и до 50% этого состава мы будем держать в качестве «постоянных» парламентариев.

— Вопрос выборности главы республики в проекте конституции решили?

— Многие склоняются к тому, чтобы избирать его в парламенте. При этом за парламентом мы одновременно оставляем право по представлению главы республики голосовать за остальных членов правительства.

— То есть у госсовета будут дополнительные полномочия?

— Проект это предполагает. Дело в том, что Крым до сегодняшнего дня является в чистом виде парламентской республикой. Это традиционно для Крыма, мы ревностно за этим следим. И старались в проекте этой конституции сохранить прочный баланс ветвей власти.

— Российские законы это позволяют?

— Позволяют. Хотя практика в России связана с тем, что у вас... у нас сильный президент, и поэтому крен идет в сторону и исполнительных структур. Но в связи с тем, что мы только вошли (в РФ.— “Ъ”) и идем непроторенным путем, мы заложили в конституцию своеобразное равновесие — тогда каждый будет своим делом заниматься.

— Конституционный суд начнет действовать одновременно с остальными органами власти?

— Теоретически — да. У нас появляется возможность иметь конституционный суд, чего никогда в Крыму не было. Хотя нет единства мнений, нужен ли он нам вообще. Конституционный суд региона — это вариативная часть, он может быть, а может не быть. Скорее всего, мы откажемся от этого и, если что, будем обращаться в Конституционный суд России. Мы получим еще дополнительные предложения членов конституционной комиссии, и те из них, которые будут ложиться в канву, попытаемся использовать. И надеемся, что к концу этой недели сможем вынести вопрос на обсуждение.

— Вариант с референдумом по принятию конституции рассматривается?

— Про референдум вообще речи нет. Обсуждение конституции народом — это, на мой взгляд, псевдодемократия, это такой совок. Сталинскую конституцию обсуждали целый год всем Советским Союзом, и она была самая лучшая в мире, и она не работала. Поэтому думаю, что достаточно, чтобы документ обсудили в экспертном сообществе — 99% граждан не обязаны вообще понимать правовой язык. Людям все это разъяснить, конечно же, нужно, но простым, доходчивым языком. Я думаю, что мы выйдем на предложение провести специальную сессию крымского парламента и на сессии конституцию примем — думаю, что до 10 апреля. И уже после принятия конституции мы сможем в полной мере ощутить себя субъектом РФ.

— По договору и принятому в РФ конституционному закону выборы органов госвласти и Крыма, и Севастополя назначены на сентябрь 2015 года. Не ускорится ли процесс после принятия конституции?

— Срок у нас (депутатов госсовета.— “Ъ”) вообще заканчивается в октябре 2015 года. Когда определяли даты, исходили, по-видимому, из того, что крымский парламент явился главной действующей силой этого события (провозглашения независимости и присоединения к России.— “Ъ”). И чтоб не получилось, мол, «сделали свое дело — до свидания, идите гулять», решили соблюсти политес. Но все чаще звучат разговоры, что все-таки нужна перезагрузка власти и выборы, мол, должны пройти в 2014 году. Кто-то говорит о сентябре 2014 года, кто-то — о декабре. Как это можно будет сделать с точки зрения закона, не знаю — может, будет принят какой-то еще дополнительный закон. Но пока статус-кво остается.

Нам же еще надо определить, какое соотношение будет депутатов, которые избираются по пропорциональной и мажоритарной системе. Если выборы проводить в 2014 году, то я не знаю, какие партийные списки будут, потому что у нас только-только создадутся отделения российских партий. Какими они будут, никто еще не знает. Кроме того, у нас идет бурный процесс получения гражданства. Но я думаю, что завершить процесс паспортизации за три месяца не очень-то реально.

Максим Иванов
 

31.03.2014