Выступление В.Константинова на совместном заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ и Консультативного Совета при Председателе СФ ФС РФ

Уважаемые коллеги!

Разрешите обратить ваше внимание на ряд вопросов обсуждаемой темы, которые касаются Крыма.

Крымский полуостров на протяжении всей своей богатой истории всегда был полиэтничным, поликонфессиональным регионом. На этой сравнительно небольшой территории уживались самые разные племена, народы, носители различных религиозных убеждений.

Так было на протяжении веков и, по всей видимости, выработало особый крымский стиль человеческих отношений, позволяющий жителям полуострова избегать масштабных конфликтов.



Крым еще в начале 90-х годов был внесён в перечень потенциальных «горячих точек», которые, согласно прогнозам, обязательно должны были вспыхнуть пламенем вооружённого конфликта после распада Советского Союза. Очень многие этого ждали и предсказывали.

Нас постоянно сравнивали то с Приднестровьем и Нагорным Карабахом, то с Боснией или Косово. Но, несмотря на все эти ожидания, межэтнический мир в Крыму был сохранён.
Не скажу, что у нас все эти годы царила межэтническая идиллия. Проблем и напряжённостей хватало. Не раз мы находились в шаге от красной черты.

Мало того, официальный Киев, прекрасно осведомлённый об истинных устремлениях крымчан, об их тяге к России, пытался удерживать полуостров под контролем с помощью управляемого конфликта.

Последней попыткой стравить между собой русских и крымских татар стали события 26 февраля у стен здания парламента Крыма, когда друг другу противостояли две многотысячные группы манифестантов, выступавших с противоположными лозунгами.

Но даже в той ситуации нам удалось не допустить эскалации противостояния, его перерастания в полномасштабный конфликт.

Именно для противодействия пророссийским настроениям крымчан украинское государство целенаправленно накачивало ресурсами ту часть крымскотатарского национального движения, которая состояла почти исключительно из русофобов.

Многое делалось для того, чтобы привить крымским татарам ненависть к России и русским.

Нельзя сказать, что эта работа не дала никаких результатов. Тот факт, что среди жителей Крыма имеются отравленные русофобской, антироссийской пропагандой – надо иметь в виду. Это необходимо учитывать при осуществлении политики в области межэтнических отношений в Крыму как на республиканском, так и на федеральном уровне.

Подчёркиваю: мы, крымская власть, не намерены сводить старые счёты и тем более – мстить за былые обиды.

Мало того, мы открыты для конструктивного диалога с представителями всех этнических общин и конфессий, изъявляющих готовность к взаимодействию с республиканской властью. Но мы не приемлем экстремизм, в какие бы этнические одежды он ни рядился.

Именно так и только так, мы считаем, может быть построен новый российский Крым – территория межэтнического мира и согласия.

А потому – мы протягиваем руку всем, в том числе и своим вчерашним оппонентам, если они признают российский статус Крыма и готовы к совместной работе на благо нашей республики и её граждан.

Уже сейчас в избранных 14 сентября органах крымской власти всех уровней 129 крымских татар, трое представителей крымскотатарского народа стали депутатами Государственного Совета Республики Крым, а одним из моих заместителей является Ремзи Ильясов, член Меджлиса крымскотатарского народа.

Это не мешает ему занимать взвешенную и мудрую позицию, позволяющую нам эффективно взаимодействовать во благо крымскотатарского народа.

Не скажу, что такое представительство крымских татар в органах власти нас удовлетворяет. Мы с удовольствием видели бы больше крымскотатарских депутатов на всех уровнях местного самоуправления, и особенно – в Государственном Совете. Но и достигнутый результат – уверенный шаг к устойчивому диалогу крымскотатарского сообщества с республиканской властью.

Успехи в этом деле есть. Скажем, в выборах в органы власти Крыма 14 сентября приняли участие, по нашим оценкам, более 50 процентов крымских татар, несмотря на все попытки экстремистов организовать бойкот избирательной кампании.

Это – демонстрация лояльности и доверия со стороны крымских татар новой российской власти республики.

Мы и впредь будем способствовать выдвижению на руководящие посты представителей крымскотатарского народа, особенно – в местах компактного проживания крымских татар. Так, уже сейчас председателем Бахчисарайского районного совета стал Рефат Дердаров. Думаю, такая кадровая политика будет способствовать укреплению доверия крымских татар к власти.

Хочу отметить, что крымские татары – не единственная этническая группа, пережившая депортацию из Крыма по национальному признаку.

Такая же печальная участь выпала на долю крымских армян, болгар, греков и немцев. Все эти этнические группы тоже заслуживают повышенного внимания и всесторонней помощи со стороны власти в их реабилитации и обустройстве на родной крымской земле.

Тем более, что крымчане перечисленных национальностей активно поддержали наше возвращение в Россию, настроены на конструктивный диалог с властью.

Их лидеры представлены в Государственном Совете, Общественной палате республики, других властных и общественных структурах.

Готов заявить, что перелом в межэтнических отношениях в Крыму уже произошёл. Очень позитивно в обществе воспринято введение конституционной нормы, согласно которой в республике государственными являются три языка: крымскотатарский, русский и украинский.

Этого мы не могли добиться от украинского государства все долгие 23 года независимости. А в российском Крыму – ввели это положение практически сразу.

Крымчане с оптимизмом смотрят на перспективы решения проблем репатриантов уже в ближайшем будущем.

Такую уверенность в нас вселяет Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

Качественно новый уровень решения этих проблем гарантируется тем обстоятельством, что по федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года на обеспечение межнационального согласия предусмотрено более 10 миллиардов рублей.

Одними деньгами межэтнического мира и согласия, конечно, добиться нельзя. Но с деньгами добиться этого гораздо проще, чем без денег.

Не следует забывать и о ещё одной составляющей этнической палитры крымского населения: наличия у нас двух малочисленных народов, находящихся на грани исчезновения – крымских караимов и крымчаков.

Эти народы нуждаются в специфической поддержке, которая позволила бы им сохранить свою этническую идентификацию, сберечь от потери родной язык, основы материальной и духовной культуры.

В Российской Федерации имеется богатый опыт поддержания малочисленных, исчезающих народов. А значит - есть все основания надеяться, что и в этой сфере мы сумеем добиться заметного прогресса.

Итак, мы настроены на прорыв в деле межэтнических отношений в Крыму. Для этого у нас теперь имеется всё необходимое: богатый собственный опыт предотвращения этнических конфликтов, внимательная забота и помощь федерального центра, необходимые ресурсы. А потому – не вызывает сомнений, что всё у нас получится!

 

08.10.2014