УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
21 декабря 2011 года № 631-6/11
ПРОГРАММА
развития и реформирования рекреационного комплекса
Автономной Республики Крым на 2012–2013 годы
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Автономной Республики Крым на 2012–2013 годы (далее – Программа) разработана на основании Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011–2020 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10 (далее – Стратегия) .
Программа направлена на решение основной задачи I этапа реализации Стратегии – преодоление кризисных тенденций и формирование предпосылок структурных сдвигов путем комплексного реформирования рекреационного комплекса Автономной Республики Крым.
По результатам реализации Программы Автономная Республика Крым должна занять лидирующую позицию на рынке причерноморских туристических услуг в санаторно-курортном лечении, оздоровлении и реабилитации.
Вследствие реализации Программы Автономная Республика Крым станет лидирующим регионом Украины по внутреннему туризму.
РАЗДЕЛ II
СОСТОЯНИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Автономная Республика Крым располагает значительными рекреационными возможностями, в основе которых лежат выгодное географическое положение, уникальные природные лечебные ресурсы, богатое историческое и культурное наследие.
Однако большая часть этих возможностей в настоящее время не реализуется или реализуется не полностью.
В 2010 году в Автономную Республику Крым прибыло 5,72 млн. туристов. При этом данные о количестве израсходованных ими средств отсутствуют. Эксперты предполагают, что средняя сумма израсходованных средств составляет около 300,0 грн. на человека в день. Это только половина того, что расходуют туристы в Российской Федерации, и третья часть расходов туристов в Республике Польша.
Около 30 % рекреационных ресурсов Украины сконцентрированы в Крыму, и это при том, что площадь региона составляет всего 4,3 % территории страны.
Основные рекреационные ресурсы Автономной Республики Крым находятся на территориях, климат которых идентичен средиземноморскому. В Автономной Республике Крым более 500 пляжей, 5 ландшафтных зон, 3 климатические зоны, 23 озера с лечебными грязями, 23 разведанных источника минеральной воды.
Одним из основных рекреационных ресурсов Автономной Республики Крым являются пляжные территории. Сегодня в Автономной Республике Крым насчитываются 97 лечебных, 158 оздоровительных, 38 детских и 207 пляжей общего пользования, а также 343 км береговой линии, которая может быть использована под оборудование пляжных территорий.
С целью обеспечения безопасности при использовании туристами пляжных территорий необходимо проводить работы по обследованию дна пляжей, расположенных за пределами административных границ населенных пунктов. Кроме того, для упорядочения и эффективного использования необходимо разработать и внедрить экологические, санитарные, инфраструктурные стандарты пляжных территорий.
В Автономной Республике Крым находятся более 11500 исторических, культурных и архитектурных памятников, большая часть которых имеет международное значение. На полуострове проживают более 100 национальностей и этнических групп.
На 1 сентября 2011 года в Автономной Республике Крым работают более 3500 средств размещения: 656 зарегистрированных объектов, из которых 123 санатория и 121 пансионат с лечением, более 3000 частных домовладений с 10 и более койко-местами. По оценкам экспертов, в автономии также работают более 10000 средств размещения до 10 койко-мест (частные дома и квартиры).
13 регионов Автономной Республики Крым считаются курортными: Раздольненский, Черноморский, Сакский, Симферопольский, Бахчисарайский и Ленинский районы, а также Евпаторийский, Ялтинский, Алуштинский, Судакский и Феодосийский регионы, города Саки и Керчь.
При этом в Автономной Республике Крым всего один город-курорт государственного значения – г. Саки, хотя на статус территорий-курортов
претендуют города Ялта, Алушта, Евпатория, Феодосия, Судак, Керчь и еще ряд населенных пунктов.
Таблица 1. Основные показатели деятельности рекреационного комплекса Автономной Республики Крым за 2009–2010 годы
№ п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2009 г . |
2010 г . |
1. |
Количество зарегистрированных санаторно-курортных учреждений и туристических предприятий, имеющих собственную базу размещения |
Ед. |
656 |
656 |
2. |
Количество субъектов туристической деятельности, имеющих право на осуществление туроператорской и турагентской деятельности |
Ед. |
584 |
608 |
3. |
Объем реализации всех видов услуг |
Млн. грн. |
3662,7 |
4328,7 |
4. |
Сбор платежей в бюджеты всех уровней от курортных регионов |
Млн. грн. |
2028,4 |
2407,1 |
5. |
Сбор платежей в бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристического комплексов |
Млн. грн. |
270,7 |
320,6 |
6. |
Численность работающих в санаторно-курортных (оздоровительных) учреждениях и на туристических предприятиях |
Тыс. человек |
42,0 |
44,0 |
7. |
Количество отдыхающих, всего |
Млн. человек |
5,02 |
5,72 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
численность организованных отдыхающих |
Млн. человек |
1,07 |
1,16 |
|
численность неорганизованных отдыхающих |
Млн. человек |
3,95 |
4,56 |
РАЗДЕЛ III
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
1. В Автономной Республике Крым так и не завершился переход туриндустрии от постсоветской экономической системы к современной рыночной конкурентоспособной модели экономики. Рынок по-прежнему зависит от распределения государственного заказа, альтернатива которому не сформирована. Торможению процесса перехода способствует законодательство Украины, не ориентированное на стимулирование развития курортно-туристической сферы и реализацию рекреационного потенциала.
На фоне активности курортных регионов – конкурентов Крыма в Черноморском и Средиземноморском бассейнах эта особенность усугубляет негативные тенденции. Отставание полуострова от лидеров курортно-туристической сферы резко увеличивается.
2. Основные проблемы отрасли:
2.1. Отсутствие нормативно-правовой базы для реформирования и развития рекреационного комплекса Автономной Республики Крым.
Законодательство Украины не предусматривает действенных рычагов реализации структурных изменений. Не урегулирован ряд вопросов в деятельности субъектов санаторно-курортной и туристической сферы.
Необходимо приведение законодательной и нормативной базы в соответствие с потребностями отрасли и современными мировыми стандартами в рекреационной сфере.
Особенно явно выражена в Автономной Республике Крым проблема правового урегулирования деятельности частных мини-гостиниц. Высок уровень тенизации отрасли (до 80 %).
2.2. Низкий уровень развития инфраструктуры.
Большая часть туристической инфраструктуры Автономной Республики Крым не соответствует современным требованиям.
В неудовлетворительном состоянии находятся подъездные пути к памятникам истории, культуры, природы, пользующимся повышенным спросом у туристов. Туристические маршруты, как правило, не обустроены, их маркировка в основном не соответствует международным стандартам.
На информационных указателях и дорожных знаках, как правило, отсутствует англоязычный вариант текста, они не понятны иностранному туристу.
Размеры большинства пляжей, особенно на южном берегу Крыма, значительно сократились в течение последних 20 лет. Требуются мероприятия для восстановления и дальнейшего сохранения восстановленных пляжей.
Не в полной мере используется потенциал существующих морских портов и аэропортов.
По состоянию на 1 июля 2011 года на территории автономии зарегистрированы 244 санатория и пансионата, большая часть которых также нуждается в комплексной модернизации и является потенциальными инвестиционными площадками. При этом нет готовых инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам.
При модернизации санаторно-курортного комплекса Автономной Республики Крым могут быть использованы такие финансово-правовые механизмы, как нормативно-правовое обеспечение гарантий привлеченных инвестиций, налоговые льготы/каникулы для потенциальных инвесторов, государственные инвестиции, кредиты ЕБРР, МБРР, государственно-частное партнерство (PPP-проекты), совместная деятельность, концессия, аренда, кредиты банков и прочие. До сих пор эти механизмы не используются в полной мере.
2.3. Низкая продолжительность курортного сезона.
Короткий туристический сезон в Крыму является основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие и диверсификацию туризма на полуострове.
В период 70-х–80-х годов продолжительность курортного сезона в Крыму составляла 9–10 месяцев. Но в связи с постепенной заменой санаторно-курортного лечения на пляжные виды отдыха продолжительность курортного сезона снизилась до 2 месяцев в году: июль и август.
В современной медицине преобладают медикаментозные методы лечения, в то время как рекомендации и направление врачей на лечение, оздоровление и реабилитацию в санаторно-курортные учреждения практически не применяются.
Постепенно нарушается цепочка "Санаторий–туроператор–турагент–турист" в продаже санаторно-курортного лечения. Туроператоры и турагенты, как правило, некомпетентны в вопросах особенностей продвижения лечения и оздоровления на курортах Крыма.
Привязанность к пляжному отдыху, зачастую неумение предоставлять комплекс дополнительных услуг в осенне-весенний период влекут за собой серьезные последствия: более 3,7 тыс. крупных и 10 тыс. мелких средств размещения полностью приостанавливают деятельность в межсезонье (только 245 средств размещения функционируют круглогодично), повышается уровень безработицы, снижается уровень экономической активности в смежных отраслях.
2.4. Отсутствие системной имиджевой политики в рекреационной сфере.
Одним из ключевых элементов в привлечении туристов, повышении количества поступлений в сводный бюджет от рекреации является активное продвижение курортных регионов на потенциальных рынках.
Имиджевая политика должна опираться на конкурентные преимущества, чего на практике не происходит. В течение последних 20 лет Крым терял имидж "Всесоюзной здравницы", заменяя его имиджем пляжного курорта. В результате поток туристов в "пляжные" летние месяцы достигает пика текущих возможностей инфраструктуры, в то время как потенциал курортного лечения для сохранения турпотока в межсезонье реализован слабо.
Сложился имидж "дорогого и некачественного сервиса", "пляжного курорта", "места для отдыха дикарями" и т. д. При этом не только жители Украины, но и крымчане мало осведомлены о розничных ценах на санаторно-курортные услуги в осенний, зимний и весенний периоды.
Несмотря на закладываемые в стоимость путевки 3–7 % на продвижение, реклама крымских здравниц практически отсутствует в информационном пространстве.
Изучение работающих и потенциальных рынков сбыта находится в зачаточном состоянии.
2.5. Сокращение объема государственных закупок в сфере санаторно-курортного лечения.
На протяжении последних 20 лет рынок санаторно-курортного лечения формировался за счет спроса со стороны фондов социального страхования и других государственных структур. В последние годы объемы таких заказов постоянно сокращаются.
Так, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности сократил в 2011 году объем закупок более чем в 2 раза, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины – в 1,5 раза, Министерство социальной политики Украины – в 1,7 раза.
При сохранении таких тенденций необходим безотлагательный поиск альтернативных способов заполнения крымских здравниц.
2.6. Несоответствие международным стандартам уровня профессиональной подготовки персонала отрасли (в большинстве случаев).
Отношение к туристам местных жителей и работников отрасли, а также высокий профессионализм последних являются одним из самых важных факторов при оценке санаторно-курортного и туристического продукта.
В связи с сезонностью работы на предприятиях отрасли высока текучесть кадров, прием на работу специалистов с профильным образованием носит эпизодический характер, существующие программы обучения не всегда соответствуют реальным потребностям отрасли.
Работа в сфере обслуживания туристов зачастую считается непрестижной, большинство работников рассматривают ее как эпизодическую.
Указанные факторы в совокупности приводят к тому, что, за небольшим исключением, в Крыму преобладает не соответствующий мировым стандартам уровень профессиональной подготовки персонала и как следствие – отстающий уровень обслуживания и сервиса.
2.7. Отсутствие эффективных методик учета статистических данных и отраслевого анализа в сфере курортов и туризма.
Существующие механизмы подсчета туристов и статистические методы анализа деятельности санаторно-курортных учреждений и туристских предприятий не позволяют объективно и достоверно оценить реальные показатели туристического потока, прироста ВВП и поступлений в сводный бюджет от рекреационной отрасли.
Проблемы статистического учета являются центральными в стратегическом планировании развития курортных регионов, разработке плана мероприятий по повышению доходности рекреационного комплекса, реализации маркетинговых стратегий по продвижению курортов.
Состояние методик учета и отраслевого анализа позволяет определить только один из трех основных показателей туристической деятельности – количество туристов. При этом два других показателя – количество ночевок и затраты туристов – учитываются с высоким уровнем погрешности.
РАЗДЕЛ IV
ЦЕЛИ И ЗАДАЧ И ПРОГРАММЫ
Основным целями Программы являются преодоление кризисных тенденций в отрасли, формирование предпосылок для создания конкурентоспособного, круглогодичного рекреационного комплекса в качестве основного бюджетообразующего сектора экономики Автономной Республики Крым и обеспечение на этой основе комплексного развития курортных регионов Крыма при условии сохранения экологического равновесия и культурного наследия.
Цели Программы ориентированы на решение основной проблемы рекреационного комплекса Автономной Республики Крым – переход с постсоветской экономической системы к современной, рыночной, конкурентоспособной модели экономики.
Достижение целей Программы осуществляется путем реализации следующего комплекса задач, направленных на решение 7 основных проблем, определенных в разделе III Программы:
1) разработка и внедрение научно обоснованной целостной системы регулирования, обеспечивающей реформирование и развитие санаторно-курортного и туристского сектора экономики Автономной Республики Крым;
2) развитие инфраструктуры;
3) осуществление эффективной имиджевой и маркетинговой политики, направленной на популяризацию крымского курорта и увеличение продолжительности сезона;
4) повышение уровня профессиональной подготовки кадров в отрасли.
РАЗДЕЛ V
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 2012–2013 годы и должна быть реализована путем осуществления мероприятий по реализации Программы, определенных в Приложении к Программе.
РАЗДЕЛ VI
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в пределах средств бюджета Автономной Республики Крым, средств местных бюджетов, средств инвесторов, привлекаемых для реализации конкретных инвестиционных проектов, а также других источников, не запрещенных законодательством Украины.
Таблица 2. Объемы финансирования Программы
Показатели реализации Программы |
Единицы измерения |
Всего |
2012 г . |
2013 г . |
Финансовые затраты |
Млн. грн. |
100,402 |
46,333 |
54,069 |
в том числе: |
|
|
|
|
бюджет АРК |
Млн. грн. |
21,54 |
7,53 |
14,01 |
местные бюджеты |
Млн. грн. |
7,961 |
3,278 |
4,683 |
прочие источники |
Млн. грн. |
70,901 |
35,525 |
35,376 |
2. Международные проекты, программы, европейская интеграция.
В рамках реализации мероприятий Программы предусмотрено привлечение средств международной технической помощи. Основная часть мероприятий, связанных с международной технической помощью, направлена на гармонизацию стандартов в сфере курортов и туризма с общепринятыми международными нормами.
Ряд мероприятий Программы будет реализовываться на основе софинансирования с Проектом развития туризма ЕС-программы "Поддержка совместной инициативы по сотрудничеству в Крыму".
Проект ЕС предусматривает три основных направления: институциональное развитие крымского рекреационного комплекса, диверсификацию и улучшение качества туристического продукта, повышение эффективности управления в сфере курортов и туризма Автономной Республики Крым.
Дополнительно в рамках реализации мероприятий Программы планируется привлечение международной технической помощи USAID/Link, GIZ, ENPI CBC "Black Sea Basin" 2007–2013 и др.
РАЗДЕЛ VII
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В период реализации Программы будет разработан пакет законодательных инициатив, обеспечивающих комплексное реформирование рекреационного комплекса Автономной Республики Крым. Произойдет переход с постсоветской экономической системы к современной, рыночной, конкурентоспособной модели экономики. Это станет основой для реализации второго этапа Стратегии, создаст предпосылки прогрессивного развития крымской рекреации на устойчивой основе, сформирует стабильно развивающуюся туристическую бизнес-среду, будут полностью преодолены кризисные тенденции в развитии отрасли.
Программа нацелена на развитие и популяризацию санаторно-курортного лечения и оздоровления. За два года количество туристов, приехавших в Автономную Республику Крым на курортное лечение, оздоровление и реабилитацию, увеличится на 50 %, будет преодолена тенденция замены санаторно-курортного лечения и оздоровления пляжным отдыхом, увеличится доля платежеспособных туристов.
К 2014 году будет проведена полная легализация частных домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению. Количество зарегистрированных средств размещения составит более 3500 единиц. В результате легализации мини-гостиниц, а также за счет расширения рамок курортного сезона увеличится почти на 100 % количество работников рекреационного комплекса – с 42 тыс. человек до 80 тыс. человек.
За счет расширения рамок курортного сезона и увеличения доли оздоровительного туризма в общем турпотоке, а также за счет внедрения современных методов управления объектами курортной индустрии валовая реализация субъектов туристической деятельности возрастет с 4,7 млрд. грн. до 7,1 млрд. грн.
Будет сформирована устойчивая система обучения и повышения квалификации менеджмента и персонала туриндустрии. Это станет возможным за счет создания единого крымского центра обучения и стимулирования существующих образовательных учреждений Автономной Республики Крым.
Будут усовершенствованы методики отраслевого анализа и сбора статистической отчетности, внедрены технологии стратегического планирования и устойчивого программно-целевого развития.
В результате расширения рамок сезона, укрепления позиций Автономной Республики Крым на перспективных рынках к 2014 году количество туристов увеличится до 6,5 млн. в год, на 70 % увеличатся налоговые поступления от отрасли в сводный бюджет Автономной Республики Крым.
Комплексно будет изменен подход к имиджевой политике в сфере курортов и туризма Автономной Республики Крым. Основной акцент в позиционировании и продвижении рекреационного комплекса Автономной Республики Крым будет смещен с пляжного отдыха на курортное лечение и оздоровление.
В результате диверсификации видов туризма, стимулирования развития экотуризма, культурно-познавательного туризма, событийного туризма, экстремальных видов туризма будут расширены рамки активного курортного сезона, расширена сеть туристических маршрутов, вырастет количество организованных туристов.