Акткъа делялет: 631-6/11

631pr

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
21 декабря 2011 года № 631-6/11

 

 

 

ПРОГРАММА

развития и реформирования рекреационного комплекса
Автономной Республики Крым на 2012–2013 годы

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Автономной Республики Крым на 2012–2013 годы (далее – Программа) разработана на основании Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011–2020 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10 (далее – Стратегия) .

Программа направлена на решение основной задачи I этапа реализации Стратегии – преодоление кризисных тенденций и формирование предпосылок структурных сдвигов путем комплексного реформирования рекреационного комплекса Автономной Республики Крым.

По результатам реализации Программы Автономная Республика Крым должна занять лидирующую позицию на рынке причерноморских туристических услуг в санаторно-курортном лечении, оздоровлении и реабилитации.

Вследствие реализации Программы Автономная Республика Крым станет лидирующим регионом Украины по внутреннему туризму.

 

РАЗДЕЛ II

СОСТОЯНИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Автономная Республика Крым располагает значительными рекреационными возможностями, в основе которых лежат выгодное географическое положение, уникальные природные лечебные ресурсы, богатое историческое и культурное наследие.

Однако большая часть этих возможностей в настоящее время не реализуется или реализуется не полностью.

 

 

В 2010 году в Автономную Республику Крым прибыло 5,72 млн. туристов. При этом данные о количестве израсходованных ими средств отсутствуют. Эксперты предполагают, что средняя сумма израсходованных средств составляет около 300,0 грн. на человека в день. Это только половина того, что расходуют туристы в Российской Федерации, и третья часть расходов туристов в Республике Польша.

Около 30 % рекреационных ресурсов Украины сконцентрированы в Крыму, и это при том, что площадь региона составляет всего 4,3 % территории страны.

Основные рекреационные ресурсы Автономной Республики Крым находятся на территориях, климат которых идентичен средиземноморскому. В Автономной Республике Крым более 500 пляжей, 5 ландшафтных зон, 3 климатические зоны, 23 озера с лечебными грязями, 23 разведанных источника минеральной воды.

Одним из основных рекреационных ресурсов Автономной Республики Крым являются пляжные территории. Сегодня в Автономной Республике Крым насчитываются 97 лечебных, 158 оздоровительных, 38 детских и 207 пляжей общего пользования, а также 343 км береговой линии, которая может быть использована под оборудование пляжных территорий.

С целью обеспечения безопасности при использовании туристами пляжных территорий необходимо проводить работы по обследованию дна пляжей, расположенных за пределами административных границ населенных пунктов. Кроме того, для упорядочения и эффективного использования необходимо разработать и внедрить экологические, санитарные, инфраструктурные стандарты пляжных территорий.

В Автономной Республике Крым находятся более 11500 исторических, культурных и архитектурных памятников, большая часть которых имеет международное значение. На полуострове проживают более 100 национальностей и этнических групп.

На 1 сентября 2011 года в Автономной Республике Крым работают более 3500 средств размещения: 656 зарегистрированных объектов, из которых 123 санатория и 121 пансионат с лечением, более 3000 частных домовладений с 10 и более койко-местами. По оценкам экспертов, в автономии также работают более 10000 средств размещения до 10 койко-мест (частные дома и квартиры).

13 регионов Автономной Республики Крым считаются курортными: Раздольненский, Черноморский, Сакский, Симферопольский, Бахчисарайский и Ленинский районы, а также Евпаторийский, Ялтинский, Алуштинский, Судакский и Феодосийский регионы, города Саки и Керчь.

При этом в Автономной Республике Крым всего один город-курорт государственного значения – г. Саки, хотя на статус территорий-курортов
претендуют города Ялта, Алушта, Евпатория, Феодосия, Судак, Керчь и еще ряд населенных пунктов.

 

Таблица 1. Основные показатели деятельности рекреационного комплекса Автономной Республики Крым за 2009–2010 годы

 

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

2009 г .

2010 г .

1.

Количество зарегистрированных санаторно-курортных учреждений и туристических предприятий, имеющих собственную базу размещения

Ед.

656

656

2.

Количество субъектов туристической деятельности, имеющих право на осуществление туроператорской и турагентской деятельности

Ед.

584

608

3.

Объем реализации всех видов услуг
(в действующих ценах)

Млн. грн.

3662,7

4328,7

4.

Сбор платежей в бюджеты всех уровней

от курортных регионов

Млн. грн.

2028,4

2407,1

5.

Сбор платежей в бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристического комплексов

Млн. грн.

270,7

320,6

6.

Численность работающих в санаторно-курортных (оздоровительных) учреждениях и на туристических предприятиях

Тыс. человек

42,0

44,0

7.

Количество отдыхающих, всего

Млн. человек

5,02

5,72

 

в том числе:

 

 

 

 

численность организованных отдыхающих

Млн. человек

1,07

1,16

 

численность неорганизованных отдыхающих

Млн. человек

3,95

4,56

 

РАЗДЕЛ III

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

1. В Автономной Республике Крым так и не завершился переход туриндустрии от постсоветской экономической системы к современной рыночной конкурентоспособной модели экономики. Рынок по-прежнему зависит от распределения государственного заказа, альтернатива которому не сформирована. Торможению процесса перехода способствует законодательство Украины, не ориентированное на стимулирование развития курортно-туристической сферы и реализацию рекреационного потенциала.

На фоне активности курортных регионов – конкурентов Крыма в Черноморском и Средиземноморском бассейнах эта особенность усугубляет негативные тенденции. Отставание полуострова от лидеров курортно-туристической сферы резко увеличивается.

2. Основные проблемы отрасли:

2.1. Отсутствие нормативно-правовой базы для реформирования и развития рекреационного комплекса Автономной Республики Крым.

Законодательство Украины не предусматривает действенных рычагов реализации структурных изменений. Не урегулирован ряд вопросов в деятельности субъектов санаторно-курортной и туристической сферы.

Необходимо приведение законодательной и нормативной базы в соответствие с потребностями отрасли и современными мировыми стандартами в рекреационной сфере.

Особенно явно выражена в Автономной Республике Крым проблема правового урегулирования деятельности частных мини-гостиниц. Высок уровень тенизации отрасли (до 80 %).

2.2. Низкий уровень развития инфраструктуры.

Большая часть туристической инфраструктуры Автономной Республики Крым не соответствует современным требованиям.

В неудовлетворительном состоянии находятся подъездные пути к памятникам истории, культуры, природы, пользующимся повышенным спросом у туристов. Туристические маршруты, как правило, не обустроены, их маркировка в основном не соответствует международным стандартам.

На информационных указателях и дорожных знаках, как правило, отсутствует англоязычный вариант текста, они не понятны иностранному туристу.

Размеры большинства пляжей, особенно на южном берегу Крыма, значительно сократились в течение последних 20 лет. Требуются мероприятия для восстановления и дальнейшего сохранения восстановленных пляжей.

Не в полной мере используется потенциал существующих морских портов и аэропортов.

По состоянию на 1 июля 2011 года на территории автономии зарегистрированы 244 санатория и пансионата, большая часть которых также нуждается в комплексной модернизации и является потенциальными инвестиционными площадками. При этом нет готовых инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам.

При модернизации санаторно-курортного комплекса Автономной Республики Крым могут быть использованы такие финансово-правовые механизмы, как нормативно-правовое обеспечение гарантий привлеченных инвестиций, налоговые льготы/каникулы для потенциальных инвесторов, государственные инвестиции, кредиты ЕБРР, МБРР, государственно-частное партнерство (PPP-проекты), совместная деятельность, концессия, аренда, кредиты банков и прочие. До сих пор эти механизмы не используются в полной мере.

2.3. Низкая продолжительность курортного сезона.

Короткий туристический сезон в Крыму является основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие и диверсификацию туризма на полуострове.

В период 70-х–80-х годов продолжительность курортного сезона в Крыму составляла 9–10 месяцев. Но в связи с постепенной заменой санаторно-курортного лечения на пляжные виды отдыха продолжительность курортного сезона снизилась до 2 месяцев в году: июль и август.

В современной медицине преобладают медикаментозные методы лечения, в то время как рекомендации и направление врачей на лечение, оздоровление и реабилитацию в санаторно-курортные учреждения практически не применяются.

Постепенно нарушается цепочка "Санаторий–туроператор–турагент–турист" в продаже санаторно-курортного лечения. Туроператоры и турагенты, как правило, некомпетентны в вопросах особенностей продвижения лечения и оздоровления на курортах Крыма.

Привязанность к пляжному отдыху, зачастую неумение предоставлять комплекс дополнительных услуг в осенне-весенний период влекут за собой серьезные последствия: более 3,7 тыс. крупных и 10 тыс. мелких средств размещения полностью приостанавливают деятельность в межсезонье (только 245 средств размещения функционируют круглогодично), повышается уровень безработицы, снижается уровень экономической активности в смежных отраслях.

2.4. Отсутствие системной имиджевой политики в рекреационной сфере.

Одним из ключевых элементов в привлечении туристов, повышении количества поступлений в сводный бюджет от рекреации является активное продвижение курортных регионов на потенциальных рынках.

Имиджевая политика должна опираться на конкурентные преимущества, чего на практике не происходит. В течение последних 20 лет Крым терял имидж "Всесоюзной здравницы", заменяя его имиджем пляжного курорта. В результате поток туристов в "пляжные" летние месяцы достигает пика текущих возможностей инфраструктуры, в то время как потенциал курортного лечения для сохранения турпотока в межсезонье реализован слабо.

Сложился имидж "дорогого и некачественного сервиса", "пляжного курорта", "места для отдыха дикарями" и т. д. При этом не только жители Украины, но и крымчане мало осведомлены о розничных ценах на санаторно-курортные услуги в осенний, зимний и весенний периоды.

Несмотря на закладываемые в стоимость путевки 3–7 % на продвижение, реклама крымских здравниц практически отсутствует в информационном пространстве.

Изучение работающих и потенциальных рынков сбыта находится в зачаточном состоянии.

2.5. Сокращение объема государственных закупок в сфере санаторно-курортного лечения.

На протяжении последних 20 лет рынок санаторно-курортного лечения формировался за счет спроса со стороны фондов социального страхования и других государственных структур. В последние годы объемы таких заказов постоянно сокращаются.

Так, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности сократил в 2011 году объем закупок более чем в 2 раза, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины – в 1,5 раза, Министерство социальной политики Украины – в 1,7 раза.

При сохранении таких тенденций необходим безотлагательный поиск альтернативных способов заполнения крымских здравниц.

2.6. Несоответствие международным стандартам уровня профессиональной подготовки персонала отрасли (в большинстве случаев).

Отношение к туристам местных жителей и работников отрасли, а также высокий профессионализм последних являются одним из самых важных факторов при оценке санаторно-курортного и туристического продукта.

В связи с сезонностью работы на предприятиях отрасли высока текучесть кадров, прием на работу специалистов с профильным образованием носит эпизодический характер, существующие программы обучения не всегда соответствуют реальным потребностям отрасли.

Работа в сфере обслуживания туристов зачастую считается непрестижной, большинство работников рассматривают ее как эпизодическую.

Указанные факторы в совокупности приводят к тому, что, за небольшим исключением, в Крыму преобладает не соответствующий мировым стандартам уровень профессиональной подготовки персонала и как следствие – отстающий уровень обслуживания и сервиса.

2.7. Отсутствие эффективных методик учета статистических данных и отраслевого анализа в сфере курортов и туризма.

Существующие механизмы подсчета туристов и статистические методы анализа деятельности санаторно-курортных учреждений и туристских предприятий не позволяют объективно и достоверно оценить реальные показатели туристического потока, прироста ВВП и поступлений в сводный бюджет от рекреационной отрасли.

Проблемы статистического учета являются центральными в стратегическом планировании развития курортных регионов, разработке плана мероприятий по повышению доходности рекреационного комплекса, реализации маркетинговых стратегий по продвижению курортов.

Состояние методик учета и отраслевого анализа позволяет определить только один из трех основных показателей туристической деятельности – количество туристов. При этом два других показателя – количество ночевок и затраты туристов – учитываются с высоким уровнем погрешности.

 

РАЗДЕЛ IV

ЦЕЛИ И ЗАДАЧ И ПРОГРАММЫ

 

Основным целями Программы являются преодоление кризисных тенденций в отрасли, формирование предпосылок для создания конкурентоспособного, круглогодичного рекреационного комплекса в качестве основного бюджетообразующего сектора экономики Автономной Республики Крым и обеспечение на этой основе комплексного развития курортных регионов Крыма при условии сохранения экологического равновесия и культурного наследия.

Цели Программы ориентированы на решение основной проблемы рекреационного комплекса Автономной Республики Крым – переход с постсоветской экономической системы к современной, рыночной, конкурентоспособной модели экономики.

Достижение целей Программы осуществляется путем реализации следующего комплекса задач, направленных на решение 7 основных проблем, определенных в разделе III Программы:

1) разработка и внедрение научно обоснованной целостной системы регулирования, обеспечивающей реформирование и развитие санаторно-курортного и туристского сектора экономики Автономной Республики Крым;

2) развитие инфраструктуры;

3) осуществление эффективной имиджевой и маркетинговой политики, направленной на популяризацию крымского курорта и увеличение продолжительности сезона;

4) повышение уровня профессиональной подготовки кадров в отрасли.

 

РАЗДЕЛ V

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Программа рассчитана на 2012–2013 годы и должна быть реализована путем осуществления мероприятий по реализации Программы, определенных в Приложении к Программе.

 

РАЗДЕЛ VI

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в пределах средств бюджета Автономной Республики Крым, средств местных бюджетов, средств инвесторов, привлекаемых для реализации конкретных инвестиционных проектов, а также других источников, не запрещенных законодательством Украины.

 

Таблица 2. Объемы финансирования Программы

 

Показатели реализации Программы

Единицы измерения

Всего

2012 г .

2013 г .

Финансовые затраты

Млн. грн.

100,402

46,333

54,069

в том числе:

 

 

 

 

бюджет АРК

Млн. грн.

21,54

7,53

14,01

местные бюджеты

Млн. грн.

7,961

3,278

4,683

прочие источники

Млн. грн.

70,901

35,525

35,376

 

2. Международные проекты, программы, европейская интеграция.

В рамках реализации мероприятий Программы предусмотрено привлечение средств международной технической помощи. Основная часть мероприятий, связанных с международной технической помощью, направлена на гармонизацию стандартов в сфере курортов и туризма с общепринятыми международными нормами.

Ряд мероприятий Программы будет реализовываться на основе софинансирования с Проектом развития туризма ЕС-программы "Поддержка совместной инициативы по сотрудничеству в Крыму".

Проект ЕС предусматривает три основных направления: институциональное развитие крымского рекреационного комплекса, диверсификацию и улучшение качества туристического продукта, повышение эффективности управления в сфере курортов и туризма Автономной Республики Крым.

Дополнительно в рамках реализации мероприятий Программы планируется привлечение международной технической помощи USAID/Link, GIZ, ENPI CBC "Black Sea Basin" 2007–2013 и др.

 

РАЗДЕЛ VII

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В период реализации Программы будет разработан пакет законодательных инициатив, обеспечивающих комплексное реформирование рекреационного комплекса Автономной Республики Крым. Произойдет переход с постсоветской экономической системы к современной, рыночной, конкурентоспособной модели экономики. Это станет основой для реализации второго этапа Стратегии, создаст предпосылки прогрессивного развития крымской рекреации на устойчивой основе, сформирует стабильно развивающуюся туристическую бизнес-среду, будут полностью преодолены кризисные тенденции в развитии отрасли.

Программа нацелена на развитие и популяризацию санаторно-курортного лечения и оздоровления. За два года количество туристов, приехавших в Автономную Республику Крым на курортное лечение, оздоровление и реабилитацию, увеличится на 50 %, будет преодолена тенденция замены санаторно-курортного лечения и оздоровления пляжным отдыхом, увеличится доля платежеспособных туристов.

К 2014 году будет проведена полная легализация частных домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению. Количество зарегистрированных средств размещения составит более 3500 единиц. В результате легализации мини-гостиниц, а также за счет расширения рамок курортного сезона увеличится почти на 100 % количество работников рекреационного комплекса – с 42 тыс. человек до 80 тыс. человек.

За счет расширения рамок курортного сезона и увеличения доли оздоровительного туризма в общем турпотоке, а также за счет внедрения современных методов управления объектами курортной индустрии валовая реализация субъектов туристической деятельности возрастет с 4,7 млрд. грн. до 7,1 млрд. грн.

Будет сформирована устойчивая система обучения и повышения квалификации менеджмента и персонала туриндустрии. Это станет возможным за счет создания единого крымского центра обучения и стимулирования существующих образовательных учреждений Автономной Республики Крым.

Будут усовершенствованы методики отраслевого анализа и сбора статистической отчетности, внедрены технологии стратегического планирования и устойчивого программно-целевого развития.

В результате расширения рамок сезона, укрепления позиций Автономной Республики Крым на перспективных рынках к 2014 году количество туристов увеличится до 6,5 млн. в год, на 70 % увеличатся налоговые поступления от отрасли в сводный бюджет Автономной Республики Крым.

Комплексно будет изменен подход к имиджевой политике в сфере курортов и туризма Автономной Республики Крым. Основной акцент в позиционировании и продвижении рекреационного комплекса Автономной Республики Крым будет смещен с пляжного отдыха на курортное лечение и оздоровление.

В результате диверсификации видов туризма, стимулирования развития экотуризма, культурно-познавательного туризма, событийного туризма, экстремальных видов туризма будут расширены рамки активного курортного сезона, расширена сеть туристических маршрутов, вырастет количество организованных туристов.