Link to act: 215-5/06

Untitled Document

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

18 октября 2006 года № 215-5/06

 

Концепция
развития образования в Автономной Республике Крым
на период до 2012 года

I. Состояние проблемы

Эффективность системы образования является одним из условий развития государства, региона, личности. Изменение роли знаний и компетентностей человека по мере вхождения нашего сообщества в информационную эпоху, глобализация и динамизм практически всех социально-экономических процессов ставят перед образованием новые задачи по формированию конкурентоспособной личности, готовой к постоянному овладению новыми знаниями, умениями и навыками, успешному программированию собственного профессионального и жизненного пути.
Система образования Автономной Республики Крым, являясь неотъемлемой частью системы образования Украины, целенаправленно ориентируется на подготовку молодежи к социальной интеграции, реализации жизненных планов и программ в условиях постоянно изменяющегося мира и с учетом региональных культурных, этнических, социально-экономических и других особенностей.
При разработке концептуальной основы развития образования в Автономной Республике Крым учтены следующие объективные процессы:
формирование новой парадигмы образования в Украине;
демократизация деятельности учебных заведений в условиях образовательных альтернатив;
расширение информационного пространства, стремительные изменения информационных технологий;
системные изменения содержания образования, совершенствование педагогических технологий и методик;
разработка новых подходов к оцениванию эффективности образовательных процессов, учебных достижений учащихся;
динамичные изменения экономической, социальной, демографической, конфессиональной, этносоциальной ситуации в Автономной Республике Крым;
растущее расслоение общества, сопровождающееся поляризацией сферы образования, утрата частью молодежи социальных ориентиров.
Несмотря на определенные достижения, состояние системы образования Автономной Республики Крым характеризуется рядом проблем, препятствующих дальнейшему развитию образования автономии:
наличие несоответствия спроса и предложения образовательных услуг, в т. ч. недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных учебных заведений и форм оказываемых ими образовательных услуг;
увеличение количества детей, требующих особых условий обучения и воспитания;
необеспеченность процесса подготовки педагогов к использованию в работе коммуникативных и информационных технологий;
несоответствие организации учебно-воспитательного процесса требованиям сохранения и укрепления здоровья и психологической комфортности его участников как обязательных условий качественного образования;
несформированность мотивации учащихся к успешной учебной деятельности из-за несовершенства системы оценивания учебных достижений;
неготовность материально-технической базы значительной части учебных заведений к широкому использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
неукомплектованность фондов школьных библиотек, которые практически не обновляются и пополняются только учебниками;
несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям рынка труда, задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
недостаточная эффективность работы с одаренными детьми, подростками, студентами;
неподготовленность работников системы образования к осуществлению необходимых изменений в процессе обучения и воспитания, к трансформации научных идей в практическую деятельность.

II. Цель и задачи настоящей Концепции

Решение вышеназванных проблем возможно в рамках долговременной системы мер, объединенных на единой концептуальной основе и консолидирующих усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон (участников учебно-воспитательного процесса, управленческих структур органов власти всех уровней, общественных и политических организаций и др.) с учетом региональных условий и стратегических направлений социально-экономического развития автономии.
Концепция развития образования в Автономной Республике Крым на период до 2012 года (далее – Концепция) разработана во исполнение Решения Верховной Рады Автономной Республики Крым от 24 декабря 2005 года № 1535-4/05 "О проблемах и перспективах развития образования и науки Автономной Республики Крым".
Целью Концепции является определение приоритетных направлений и механизмов системных изменений в отрасли образования, обеспечивающих обновление и развитие в соответствии с требованиями устойчивого развития Автономной Республики Крым.

Задачами Концепции являются:
определение основного принципа развития системы образования в Автономной Республике Крым;
определение основных направлений развития образования Автономной Республики Крым;
обозначение механизмов и путей реализации Концепции;
создание структуры Программы развития системы образования в Автономной Республике Крым;
разработка региональных (городских, районных и др.) образовательных программ и проектов.
Рассмотрение и утверждение Концепции дадут возможность разработать Программу развития образования в Автономной Республике Крым и реализовать практические меры, направленные на инновационное развитие самой важной и самой массовой социально-экономической сферы общества – образования.

III. Основной принцип развития системы
образования Автономной Республики Крым

Основным принципом развития системы образования Автономной Республики Крым является трансформация современных научных идей в практическую деятельность работников отрасли (инновационность).
Реализация данного принципа обеспечивается созданием единой многовекторной системы инновационной деятельности в отрасли образования Автономной Республики Крым, включающей в себя информационное, методическое, организационное, кадровое, научно-исследовательское, контрольно-корректирующее, инвестиционное обеспечение развития отрасли.
Инновационное развитие образования предполагает:
формирование управленческой компетентности административно-методических кадров в вопросах инновационного менеджмента;
формирование положительного осознанного восприятия педагогических инноваций;
активизацию инновационного поиска во всех образовательных учреждениях;
формирование и расширение методической базы инновационной деятельности в образовании;
создание и поддержку инновационных учебных заведений;
создание системы поиска, систематизации и распространения информации по вопросам инновационной деятельности (в том числе отечественного, межрегионального и международного опыта);
активное привлечение внешних ресурсов (научных, методических, финансовых, материально-технических, кадровых, информационных, интеллектуальных) к решению задач инновационного развития;
широкое, планомерное и систематическое информирование общественности по вопросам инновационной деятельности в отрасли образования, а также о любых изменениях, преобразованиях, реформах.
Пути решения вышеуказанных задач инновационного развития отрасли включают:
обучение различных групп участников учебно-воспитательного процесса через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров образования, родительские лектории и школы, формирование принципов инновационного мышления в процессе преподавания всех учебных предметов;
разработку методов инновационного педагогического поиска и систематизацию опыта инновационной деятельности;
научно-методическое сопровождение инновационной деятельности (информирование, организационное сопровождение, методическое обеспечение, инновационный патронат, мониторинг);
планомерное и последовательное внедрение (анализ ситуации, планирование, организация инновационных управленческих структур, учебно-методическое обеспечение) педагогических инноваций;
обеспечение постоянного, системного, достоверного, качественного и своевременного информирования по вопросам инноваций в образовании для всех участников образовательного процесса;
мониторинг эффективности педагогических инноваций (разработка критериев оценки, принципов мониторинга, системы контроля и коррекции);
формирование положительного социального восприятия инноваций в педагогике (совместная деятельность с исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, со СМИ, с педагогической и родительской общественностью, взаимодействие с общественными и неправительственными организациями, проведение конкурсов, смотров педагогических инноваций).

IV. Основные приоритеты и направления развития
системы образования Автономной Республики Крым

Приоритетами развития системы образования Автономной Республики Крым являются:
обеспечение государственных гарантий доступности образования;
создание условий для повышения качества образования;
повышение эффективности управления образовательными процессами;
повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования;
формирование самостоятельной, способной к самореализации личности.
Основными направлениями развития образования в Автономной Республике Крым являются:
техническая модернизация системы образования и приведение ее в соответствие с информационно-технологическими изменениями в экономике;
стимулирование развития сети учебных заведений, образовательных программ, конкурсов, проектов для одаренной и талантливой молодежи;
развитие системы независимого мониторинга эффективности учебно-воспитательных и управленческих процессов;
повышение уровня межкультурного взаимодействия в образовании;
формирование положительного социального восприятия и общественной поддержки педагогических инноваций;
обеспечение соответствия материально-технической базы принципам и условиям формирования и сохранения здоровья участников учебно-воспитательного процесса;
развитие профильности и специализации образования в соответствии с потребностями Автономной Республики Крым как рекреационного региона и с учетом крымского рынка труда;
подготовка нового поколения администраторов-менеджеров образования;
применение новых образовательных технологий, сформированных в других областях научно-практического знания (психологии, социологии, медицине, кибернетике и т. д.).

V. Пути и механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции предполагается посредством:
совершенствования нормативно-правовой базы развития образования, в т. ч. разработки республиканских программ и проектов развития образования и целевых бюджетных программ местных бюджетов "Образовательные инициативы";
расширения сети учебных заведений, обеспечивающих апробацию и внедрение эффективных педагогических методик, программ, проектов, учебников;
модернизации высшего и последипломного педагогического образования (в т. ч. формирования навыков инновационного мышления);
информационно-методического обеспечения развития системы образования путем привлечения педагогов-практиков к различным формам научной, исследовательской и аналитической работы;
дальнейшего развития международного и межрегионального сотрудничества по всем направлениям;
усиления общественной составляющей управления образовательными процессами.

VI. Примерная структура Программы

Формирование Программы развития системы образования Автономной Республики Крым осуществляется в соответствии с вышеуказанными приоритетами по следующей структуре.

Обеспечение государственных гарантий доступности образования:
обеспечение условий равного образовательного старта, оптимизация дошкольного образования;
создание условий для углубленного изучения украинского, русского и крымскотатарского языков, овладения языками, распространенными в европейском сообществе;
сохранение и укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса, психологическая поддержка учащихся;
обеспечение образовательных запросов детей и молодежи особых категорий;
создание условий для получения качественного образования в сельской местности.        

Создание условий для повышения качества образования:
обновление содержания образования, разработка и апробация новых учебных программ, пособий, дидактических материалов;
обновление организационных форм, технологий и методик учебного процесса;
совершенствование механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений;
формирование механизма быстрого реагирования системы образования на социально-экономические изменения (потребности);
обеспечение расширения участия учебных заведений в международных научных, научно-технических и образовательных программах и проектах.

Повышение эффективности управления образовательными процессами:
развитие государственно-общественных форм управления образованием с учетом региональных особенностей и тенденций развития;
формирование независимой системы оценки качества образования;
информатизация системы управления образованием на всех уровнях;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров образования;
создание механизмов оценивания эффективности управленческих решений, их влияния на качество и доступность образовательных услуг;
обеспечение перехода от оперативного к программно-целевому управлению системой образования.

Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования Автономной Республики Крым:
повышение статуса педагогических работников и усиление их поддержки на уровне автономии и регионов;
мониторинг эффективности системы педагогического образования автономии;
модернизация и диверсификация системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
апробация новых форм и методов поддержки молодых педагогов, сельских педагогических работников;
проведение конкурсов, конференций и других мероприятий, способствующих формированию в обществе положительного имиджа работника системы образования.

VII. Ожидаемые результаты

Реализация Программы развития системы образования Автономной Республики Крым позволит обеспечить:
рост образовательного потенциала автономии;
рационализацию сети, обеспечивающей равные возможности получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с государственными гарантиями и образовательными запросами жителей Автономной Республики Крым;
достижение качественно нового уровня дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
возрастание роли социально-гуманитарных дисциплин и языковой составляющей в содержании образования автономии;
обеспечение базовой подготовки учащихся по основным направлениям информационных и коммуникационных технологий;
расширение возможностей для самостоятельной деятельности учащихся;
формирование механизма систематического обновления форм и методов образования всех уровней и моделей учебных заведений;
отработку подходов к внедрению здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий образования;
создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации;
построение единой управленческой информационной сети;
отработку механизмов мониторинговой деятельности учебных заведений по доступности и качеству образования и эффективности управления.