Link to act: 1574-6/14

1543

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады

Автономной Республики Крым

 

22 января 2014 года № 1574-6/14

 

 

ПРОГРАММА

Автономной Республики Крым "Дошкольное детство Крыма"

на 2014–2017 годы

 

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Необходимость разработки Программы Автономной Республики Крым "Дошкольное детство Крыма" на 2014–2017 годы (далее – Программа) обусловлена изменениями социально-экономических условий, происходящими в обществе: усилением демократизации общества, ростом общечеловеческих ценностей, развитием интеграционных процессов в образовании и науке, формированием рыночных отношений, поликультурной среды, демографической ситуацией, потребностью населения в получении доступного и качественного дошкольного образования детей, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Автономной Республики Крым.

Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования  – обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования и их р еализация на основе создания равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей в соответствии с социальными инициативами Президента Украины.

По состоянию на 1 декабря 2013 года сеть дошкольных учебных заведений Автономной Республики Крым составляет 606 единиц, из них функционируют 506 дошкольных учебных заведений, в которых обучаются и воспитываются 59,4 тыс. д етей. Всего в дошкольных учебных заведениях 67,5 % детей в возрасте от 3 до 5 лет и 90,3 % детей в возрасте от 5 до 6 (7) лет.

Всеми формами дошкольного образования в целом по автономии охвачены 74,7 % детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Подготовкой к обучению в школе охвачены 100 % детей 5-летнего возраста.

Из 606 дошкольных учебных заведений 12 – государственной формы собственности, 566 – коммунальной, 28 – частной.

В связи с изменением демографической ситуации острой проблемой остается очередность на устройство детей в дошкольные учебные заведения, которая по состоянию на 1 декабря 2013 года составляет 17,1 тыс. детей.

В 2013 году возобновлено функционирование 4 дошкольных учебных заведений на 170 мест, созданы 2 новых дошкольных учебных заведения на 120 мест.

Дополнительно открыты 38 групп на 800 мест в функционирующих дошкольных учебных заведениях.

Функционируют 11 центров развития ребенка, основанных физическими лицами – предпринимателями, в т. ч. в текущем году открылись 5 центров развития ребенка на 350 мест.

В результате принятых мер в 2013 году в системе дошкольного образования дополнительно созданы 1440 мест.

В дошкольных учебных заведениях работают 5635 педагогических работников, из которых 55 % имеют высшее педагогическое образование.

Проведен аудит сети дошкольных учебных заведений Автономной Республики Крым. Создан банк данных на все 100 нефункционирующих дошкольных учебных заведений.

Из 100 нефункционирующих дошкольных учебных заведений 32 не  подлежат восстановлению, 40 требуют капитального ремонта, 17 используются не по назначению, в 11 дошкольных учебных заведениях нет потребности в связи с отсутствием контингента детей.

Основными причинами роста очередности в дошкольные учебные заведения являются:

демографическая ситуация, связанная с ежегодным увеличением рождаемости в Автономной Республике Крым (2010 год – 23238 человек, 2011 год – 23394 человека, 2012 год – 24702 человека);

недостаточное количество дошкольных учебных заведений в городах (с 1995 года по 2012 год из системы дошкольного образования выведены 179 зданий дошкольных учебных заведений, которые в настоящее время используются не по назначению, в т. ч. за период с 1995 года по 2001 год – 129, с 2001 года по 2009 год – 40, с 2010 года по 2012 год – 10);

увеличение спроса на услуги дошкольного образования.

Проблемы, на решение которых направлена Программа:

не удовлетворяется потребность населения в образовательных услугах, предоставляемых дошкольными учебными заведениями;

количество мест в дошкольных учебных заведениях не соответствует потребностям населения автономии;

отсутствует в Автономной Республике Крым единый электронный реестр регистрации детей дошкольного возраста;

не созданы условия для развития и внедрения альтернативных государственному сектору дошкольного образования моделей предоставления дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста;

недостаточный уровень кадрового обеспечения системы дошкольного образования, особенно в сельской местности;

существует необходимость повышения престижа труда педагогических работников дошкольных учебных заведений;

низкий уровень материально-технического и информационно-коммуникативного обеспечения дошкольного образования;

недостаточное информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях.

Программа призвана обеспечить:

согласованность действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественности в решении задач развития дошкольного образования;

устойчиво-стабильное функционирование дошкольных учебных заведений всех типов и форм собственности, гарантирующее равный доступ к качественному дошкольному образованию детей независимо от места проживания, языка обучения, социального и материального положения их родителей;

духовное, нравственное и социальное развитие детей, поддержку их творческих инициатив; социальное благополучие детей, защиту их прав и интересов;

создание условий для реализации права на качественные дошкольные образовательные услуги в Автономной Республике Крым;

улучшение кадрового обеспечения системы дошкольного образования и повышение профессионального уровня работников дошкольного образования и эффективности их деятельности;

совершенствование организации учебно-воспитательного процесса во всех дошкольных учебных заведениях всех типов и форм собственности;

создание условий для открытости и прозрачности работы дошкольных учебных заведений;

повышение активности и компетенции родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;

улучшение условий содержания и образования детей, повышение эффективности использования материально-технической базы системы дошкольного образования;

увеличение трудовых ресурсов, особенно из числа высококвалифицированных специалистов.

Решение вопросов развития дошкольного образования, в том числе обеспечения его доступности, возможно при участии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Консолидация и координация деятельности в решении проблем дошкольного образования будет осуществляться в рамках Программы.

 

РАЗДЕЛ II

ЦЕЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

1. Целью Программы является обеспечение государственных гарантий и прав на качественное и доступное дошкольное образование.

2. Достижение цели будет осуществляться путем реализации следующих приоритетов:

2.1. Приоритет I : обеспечение доступности дошкольного образования.

Основные задачи приоритета: создание дополнительных мест в дошкольных учебных заведениях; адаптация и социализация детей с особыми потребностями; развитие негосударственного сектора дошкольного образования. 2.2. Приоритет II : выполнение государственного стандарта дошкольного образования. Основные задачи приоритета: п овышение образовательного уровня и профессионального мастерства педагогических работников, повышение престижа их труда; развитие кадрового потенциала дошкольных учебных заведений в сельской местности.

2.3. Приоритет III : создание комфортных и безопасных условий пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении.

Основные задачи приоритета: улучшение материально-технической базы дошкольных учебных заведений; обеспечение безопасных условий организации жизнедеятельности детей.  

РАЗДЕЛ III
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Основные ожидаемые общественно значимые результаты Программы:

расширение сети дошкольных учебных заведений всех типов и форм собственности;

создание дополнительных мест в функционирующих дошкольных учебных заведениях, на базе общеобразовательных учебных заведений, в приспособленных помещениях, учреждениях культуры и социальной защиты;

развитие новых форм дошкольного образования, обеспечивающих предоставление услуг по присмотру и образованию детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями, в соответствии с потребностями населения;

развитие негосударственного сектора дошкольного образования, открытие дошкольных учебных заведений семейного типа;

совершенствование научно-методического обеспечения развития дошкольного образования;

развитие материально-технической базы дошкольных учебных заведений;

укрепление развивающей образовательной среды дошкольных учебных заведений;

научно-методическое сопровождение развития дошкольного образования;

формирование единого образовательного информационного пространства в сфере дошкольного образования;

повышение квалификации педагогических кадров в сфере дошкольного образования;

повышение качества дошкольного образования и обеспечение равных стартовых возможностей для поступления детей в школу;

стимулирование инновационной деятельности дошкольных учебных заведений;

укрепление здоровья детей дошкольного возраста путем объединения усилий дошкольных учебных заведений и родителей;

поднятие престижа труда работников дошкольного образования.

Выполнение мероприятий Программы позволит реализовать задачи, поставленные в Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011–2020 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10.

Основные прогнозные показатели реализации Программы представлены в Приложении 1.  

РАЗДЕЛ IV

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Программа рассчитана на 2014–2017 годы и должна быть реализована путем выполнения мероприятий по реализации Программы (Приложение 2), а также путем разработки и выполнения региональных мероприятий.

 

РАЗДЕЛ V
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Финансирование Программы осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых в бюджете Автономной Республики Крым и местных бюджетах на соответствующие цели, а также за счет иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

(тыс. грн.)

Источники финансирования

Объем финансирования (по годам)

Всего

2014

2015

2016

2017

 

1

2

3

4

5

6

Объем средств – всего

6078,0

6732,1

6917,3

7561,2

27288,6

в том числе:

 

 

 

 

 

Госбюджет Украины

 

 

 

 

 

бюджет АРК

4988,0

5534,1

5622,5

6159,8

22304,4

общий фонд

1068,0

1162,1

1263,3

1374,7

4868,1

бюджет развития

3920, 0

4372,0

4359,2

4785,1

17436,3

местные бюджеты

1090,0

1198,0

1294,8

1401,4

4984,2

другие источники

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ VI
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

 

Исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информируют Министерство образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым о выполнении региональных мероприятий по реализации Программы.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым обобщает полученную информацию и ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым о ходе выполнения Программы.