Link to act: 450-5/07

Untitled Document
 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

23 мая 2007 года № 450-5/07

 

 

Программа
развития  минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым
на период до 2010 года

 

РАЗДЕЛ I
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ

Во исполнение подпунктов 2.2  и 2.3  пункта 2 Постановления Верховной Рады  Автономной  Республики  Крым от 20 октября  2004 года  № 1100-4/04  "О развитии минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым", пункта  2  Постановления  Верховной Рады Автономной Республики Крым от 28 октября 2005 года № 1470-4/05 "Об утверждении Концепции развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года", Закона Украины "Об утверждении Общегосударственной программы  развития  минерально-сырьевой  базы  Украины  на период  до 2010 года" Совету министров Автономной Республики Крым в течение трех месяцев после принятия соответствующей общегосударственной программы и на основе утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 28 октября 2005 года № 1470-4/05 Концепции развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года было поручено разработать и внести на утверждение Верховной Рады Автономной Республики Крым республиканскую программу развития минерально-сырьевой базы Автономной Республики Крым на период до 2010 года.
Необходимость разработки Программы развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года (далее – Программа) обусловлена также  тем, что в процессе перехода от плановой экономики к рыночной в хозяйствен­ном комплексе Автономной Республики Крым и Украины в целом происхо­дят существенные структурные сдвиги, отражающиеся на изменениях в потребности на те или иные виды минерального сырья.
Если ранее интенсивно разрабатывались месторождения железных руд на Керченском полуострове, то в 1992 году их добыча была прекращена. Возрос спрос на флюсовый известняк для металлургии, некоторые виды стройматериалов (в особенности пильный известняк). Определяющими критериями стали стоимость запасов в недрах, себестоимость добычи, стоимость транспортировки и, как следствие, – себестоимость конечного продукта в месте его использования.
Заслуживают внимания "активные запасы" (в новой трактовке) – запасы, в результате освоения которых может быть получена прибыль. В результате часть месторождений была выведена из эксплуатации, стали появ­ляться новые объекты отработки запасов. При этом добыча полезных иско­паемых иногда осуществлялась без соблюдения необходимых требований, что привело к снижению комплексности использования месторождений, сокращению объемов рекультивации.
Освоение и использование минерального сырья в Крыму началось с IV века до нашей эры. В настоящее время техногенная нагрузка на территорию (более 260 горнодобывающих предприятий) достигла такого уровня, когда нерациональное использование минеральных ресурсов становится серьезным фактором загрязнения и разрушения окружающей природной среды.
Переход к устойчивому развитию минерально-сырьевого комплекса  Крыма,  более  эффективное  использование  имеющегося  в регионе минерально-сырьевого потенциала требуют не только принципиального изменения сложившейся системы хозяйствования, т. е. повышения комплексности освоения минерального сырья, рационального использования добываемых полезных ископаемых, оптимизации размещения горнодобывающих объектов, уменьшения вредного воздействия горного производства на окружающую природную среду, но и качественного изменения информационной базы системы управления.

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основная цель Программы – создание условий для обеспечения Автономной Республики Крым и Украины различными видами минерального сырья для создания минерально-сырьевого базиса устойчивого развития и функционирования хозяйственного комплекса региона.
Основная задача Программы – научное обоснование приоритетных направлений, условий и механизмов развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года, представленных
в форме целостной системы мероприятий, характеризующих нормативно-методические, финансово-экономические, организационно-технологические составляющие рационального и экологи­чески безвредного использования минерально-сырьевых ресурсов региона.
Для достижения основной цели Программы необходима реализация следующих задач:
экономических:

увеличение экономической роли минерально-сырьевого комплекса
в хозяйственном комплексе Автономной Республики Крым и создание регионального мультипликационного эффекта (развитие связанных
с использованием минеральных ресурсов отраслей хозяйственного комплекса);
обеспечение участия Автономной Республики Крым в системе межрайонного разделения труда в Украине как центра добычи стеновых материалов, технической и магниевой солей, флюсового сырья, известняков для производства извести, минеральных подземных вод и лечебных грязей;
повышение  экономической  эффективности  добычи  и  использования
в Автономной Республике Крым минеральных ресурсов на основе использования современных технологий и подходов на всех этапах обращения с сырьем (от разведки до использования отходов производства);
увеличение поступлений от деятельности минерально-сырьвого комплекса и функционально связанных с ним отраслей хозяйственного комплекса Автономной Республики Крым в бюджеты всех уровней;
максимально возможное обеспечение хозяйственного комплекса Автономной Республики Крым (предприятий транспорта, строительной отрасли, топливно-энергетических, химических и других предприятий) строительными материалами и др.;
социальных:
создание новых рабочих мест на предприятиях минерально-сырьевого комплекса и в функционально связанных с ним отраслях хозяйственного комплекса Автономной Республики Крым;
обеспечение   строительства   жилья   (в   т.  ч.    для   возвращающихся   в Автономную Республику Крым депортированных граждан) на основе использования местных строительных материалов и новых методов экономического стимулирования (товарные кредиты на стройматериалы, залогово-возвратные схемы и др.);
обеспечение эффективного использования (не только для рекреационного комплекса, но и для населения республики) местных минеральных ресурсов для лечебной, реабилитационной, профилактической и оздоровительной медицины;
экологических:
эффективное использование, охрана и восстановление минеральных ресурсов Автономной Республики Крым как важнейшей части ее природно-ресурсного потенциала;
минимизация отрицательного воздействия минерально-сырьевого комплекса  на состояние окружающей природной среды, природных ресурсов   и состояние здоровья населения Автономной Республики Крым;
поэтапная ликвидация негативных результатов деятельности минерально-сырьевого комплекса  Автономной Республики Крым на окружающую природную среду (рекультивация нарушенных ранее земель и др.).

 

РАЗДЕЛ III
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственным балансом запасов Украины в Крымском регионе учтены 263 месторождения 32 видов полезных ископаемых.
В  настоящее  время  в  разработке  находятся   85  месторождений,  еще  18 готовятся к эксплуатации. Всего в освоение вовлечены
103 месторождения, или 39,5 % от их общего количества, что отражает высокий уровень промышленного освоения минеральных ресурсов республики.
В структуре минерально-сырьевого потенциала преобладают месторождения строительного минерального сырья – 154, или 58,8 %. Далее идут углеводороды – 44 месторождения (16,8 %), лечебные грязи –
22 месторождения (8,4 %), пресные, минеральные и термальные воды –
23 месторождения (8,8 %), металлургическое сырье – 16 месторождений (6,2 %), горно-химическое сырье – 3 месторождения (1,1 %).
Для Крымского региона характерно неравномерное размещение месторождений полезных ископаемых, что объясняется пространственным распространением продуктивных структурно-формационных геологических комплексов, в которых они формировались. Наиболее высокая насыщенность полезными ископаемыми, кроме пресных подземных вод, характерна для Сакского и Ленинского районов – по 52 месторождения в каждом, Черноморского района – 28, Бахчисарайского, Белогорского и Раздольненского районов – по 16   месторождений в каждом,  Первомайского района – 15, Симферопольского района – 14 и Севастопольского городского совета – 9.
На  территориях  остальных  районов  и  городских  советов  известно
до  5 месторождений твердых полезных ископаемых, в Советском районе – только одно месторождение строительного камня, а в Нижнегорском районе вообще нет месторождений полезных ископаемых.
Основу топливно-энергетического сырья составляют углеводороды: нефть, природный газ и газовый конденсат. Месторождения этих видов сырья в Крыму и прилегающих акваториях Черного и Азовского морей относятся к Южному нефтегазоносному региону Украины, где они располагаются преимущественно в его восточной части. На основе геолого-структурного строения региона здесь выделяются Причерноморско-Крымская нефтегазоносная, Азово-Ейская газоносная, Индоло-Кубанская нефтегазоносная и Черноморская перспективная области.
Первые три нефтегазоносные области изучены более детально. Промышленная нефтегазоносность в них связана с палеогеновыми и нижненеогеновыми (миоценовыми), нижне- и верхнемеловыми отложениями. Черноморская перспективная область изучена слабо. Она выделена в пределах глубоководной впадины, представляющей крупную депрессионную структуру, северная часть которой находится в границах морской экономической зоны Украины. Залежи углеводородов здесь еще не выявлены.

Перспективы нефтегазоносности связываются преимущественно с мощной толщей неогеновых пород, которые залегают на глубинах 5-7 км. Всего в восточной части Южного нефтегазоносного региона выявлены
44 месторождения углеводородов, из которых 10 нефтяных, 27 газовых и
7 газоконденсатных. Из них на суше Крымского полуострова находятся
3 газоконденсатных, 16 газовых и 10 нефтяных месторождений, на шельфе Черного моря – 5 газовых и 3 газоконденсатных, а на шельфе Азовского моря – 6 газовых месторождений. Из общего количества 44 месторождения углеводородов, 3 газовых (Архангельское, Одесское и Северо-Казантипское) и 3 газоконденсатных  (Штормовое, Шмидтовское и Татьяновское) относятся
к классу средних по запасам полезных ископаемых (от 10 до 30 млрд. м3),
а остальные – к мелким (с запасами менее 10 млрд. м3 газа и менее 10 млн. т нефти и конденсата). Несмотря на преобладание мелких газовых и газоконденсатных месторождений над средними (28 из 34), в 6 средних месторождениях сосредоточены 61 % запасов природного газа и 84,1 % запасов конденсата.
В  Южном  нефтегазоносном  регионе  кроме  месторождений  выявлены  27 площадей (13 на море и 14 на суше), по которым оценены перспективные ресурсы природного газа в количестве 432,4 млрд. м3 условного топлива, равные 194,1 млрд. т  условного топлива запасов промышленных категорий, и 4 площади с перспективными ресурсами нефти в количестве 14,9 млн. т условного топлива, в т. ч. 3,1 млн. т условного топлива извлекаемого, которые с учетом их достоверности соответствуют 10,4 млн. т условного топлива нефти промышленных категорий, в т. ч. 2,2 млн. т условного топлива извлекаемого.
В недрах Крымского полуострова и прилегающих к нему акваториях Черного и Азовского морей сосредоточены значительные запасы и ресурсы углеводородного сырья, которые представляют большую ценность.  Разведанные и предварительно разведанные запасы углеводородов суммарно составляют: нефти – 47 млн. т условного топлива, в т. ч. 10,7 млн. т условного топлива извлекаемого, природного газа – 165,3 млрд. м3 условного топлива и конденсата – 18,2 млн. т условного топлива, в т. ч. 7,8 млн. т условного топлива извлекаемого.
Полная  стоимость  всех  запасов  и  ресурсов  углеводородов  в 
местных ценах составляет 125,8 млрд. грн. (24,9 млрд. долл. США), а в мировых ценах – 161,4 млрд. грн. (31,96 млрд. долл. США). Извлекаемая товарная стоимость учитывает только ту часть запасов, которая может быть извлечена при помощи современной  технологии  добычи и  оценивается  в  местных ценах в 73,7 млрд. грн. (14,6 млрд. долл. США),  в  мировых  ценах – 
в 102,0 млрд. грн. (20,2 млрд. долл. США). Несмотря на значительные запасы сырья, добыча его ведется в небольших объемах. В 2005 году было добыто 17,9 тыс. т условного топлива нефти, 964,6 млн. м3 условного топлива природного газа и 117,8 тыс. т условного топлива конденсата, что в среднем составляет около 50 % потребности республики.
Наличие значительного потенциала углеводородного сырья, в т. ч.
72 млрд. м3 условного топлива разведанных запасов природного газа, предопределяет необходимость увеличения его добычи до 1,5-1,6 млрд. м3 в год и перевода хозяйственного комплекса автономии на самообеспечение топливно-энергетическим сырьем, что будет являться благоприятным фактором для всестороннего развития экономики республики.
Металлургическое сырье представлено месторождениями бурых железняков, флюсовых известняков и бентонитовых глин. Район, где образовалась группа месторождений бурых железняков, получил название Керченского железорудного бассейна. В бассейне выявлено 7 месторождений,
3 из которых (Камыш-Бурунская, Эльтиген-Ортельская и Кыз-Аульская мульды) содержат в железной руде фосфор в виде P2O5 и являются комплексными. Разведанные балансовые запасы бурых железняков, заключенные в 7 месторождениях, составляют 868,7 млн. т, а предварительно разведанные – 313,2 млн. т, или всего 1181,9 млн. т.
Запасы железных руд оцениваются следующим образом: полная их стоимость – 34,1 млн. грн., извлекаемая товарная стоимость – 32,4 млн. грн.
Долгое время велись разработки запасов бурых железняков на Камыш-Бурунском и Эльтиген-Ортельском месторождениях, с 1992 года они прекращены из-за высокого содержания в рудах фосфора. Дальнейшее освоение этих месторождений возможно только при условии разработки и применения новой технологии их обогащения и получения железорудных концентратов с минимально допустимой массовой долей вредных компонентов, в первую очередь, фосфора.
Флюсовые известняки представлены 7 месторождениями: Кадыковским, Псилерахским, Гасфортским и Караньским на территории Севастопольского горсовета, Краснопартизанским, Восточно-Багеровским и Южно-Багеровским месторождениями на территории Ленинского района.
По своему химическому составу и физико-механическим свойствам они характеризуются высоким качеством и вполне пригодны для производства металлургического флюса. Запасы месторождений известняка  данной группы весьма значительные – 814,5 млн. т, в т. ч. разведанные – 727,5 млн. т. Разрабатываются 2 месторождения – Кадыковское и Псилерахское, общие запасы известняка на которых составляют 120,2 млн. т. В 2005 году было добыто 4453,1 тыс. т известняка, из которого произведено 1456,6 тыс. т металлургического известняка, 824,5 тыс. т щебня, 365 тыс. т песчанистого материала и 34,5 тыс. т бутового камня. Кроме того, 1063,1 тыс. т известняка направлены на производство извести.
Потребителями продукции являются металлургические заводы "Укррудпрома",  ОАО "Крымский содовый завод",  заводы Украины  и  местные  строительные  предприятия.  ОАО "Балаклавское рудоуправление
им. А.М. Горького", осваивающее эту группу месторождений, характеризуется высокой комплексностью использования добываемого минерального сырья.
Флюсовые известняки Ленинского района концентрируются в трех месторождениях: Краснопартизанском, Восточно-Багеровском и Южно-Багеровском. Они легко доступны для разработки, так как расположены вблизи дневной поверхности.
Запасы флюсовых известняков этой группы составляют 255 млн. т, из них разведанные – 250,8 млн. т. Разрабатывается Краснопартизанское месторождение. Производимая продукция используется в качестве флюса на металлургических заводах Украины и в качестве строительного камня в Крыму.
В Крыму сосредоточены большие запасы флюсовых известняков – 1069,5 млн. т, что  составляет  51,4 %  всех  запасов  этого  сырья  в  Украине. Полная  их стоимость   в  местных  ценах  составляет  10,2 млрд. грн.
(2,02 млрд. долл. США),  извлекаемая  товарная  стоимость – 8,7 млрд. грн. (1,73 млрд. долл. США). В мировых ценах их полная стоимость 14,0 млрд. грн. (2,78 млрд. долл. США),  извлекаемая  товарная  стоимость – 12,0 млрд. грн. 
(2,38 млрд. долл. США).
Бентонитовые глины – это тонкодисперсные, жирные на ощупь глины монтмориллонитового состава светлого, зелено-серого или желтоватого цвета, обладающие активными сорбционными свойствами.
Из-за высоких сорбционных свойств бентонитовые глины широко используются для очистки и осветления вин, фруктовых соков, очистки нефтепродуктов, растительных масел и воды от вредных элементов, в производстве красок и мыла, в качестве биостимуляторов в животноводстве, в медицине и в тонкой строительной керамике. В больших объемах бентонитовые глины используются для приготовления буровых растворов, в производстве железорудных окатышей и керамзита, в литейном производстве – в качестве связующего материала в формовочных смесях.
Бентонитовые глины – ценное минеральное сырье, имеющее широкий спектр использования. В Крыму известны 2 месторождения бентонитовых      глин – Курцовское с разведанными запасами 55 тыс. т (4 км от г. Симферополя) и Кудринское  с общими запасами 596 тыс. т, в т. ч. разведанными – 375 тыс. т (с. Кудрино, Бахчисарайский район). Кудринское месторождение периодически эксплуатируется ООО "Бентокрым". Запасы бентонитовых глин этого месторождения оцениваются в 258,3 млн. грн. (51,15 млн. долл. США).
К горно-химическому сырью относятся запасы кухонной соли, солей брома и магния, содержащиеся в рапе соляных озер полуострова, и железной руды Керченского железорудного бассейна, обогащенной фосфором. Запасы кухонной соли (NaCl) учтены в Сивашском и Сасык-Сивашском месторождениях, брома – в Сивашском месторождении, магния – в Сивашском месторождении и озере Старом. Запасы фосфора в составе фосфористой железной руды установлены в Камыш-Бурунской, Эльтиген-Ортельской и Кыз-Аульской мульдах Керченского железорудного бассейна.
Самым крупным из перечисленных объектов является комплексное Сивашское месторождение. Рапа Сиваша последовательно передается из восточного Сиваша через Биюк-Найманскую дамбу в средний Сиваш с дальнейшей перекачкой ее через Кугаранскую дамбу в западный Сиваш. За счет интенсивного испарения повышается концентрация солей в рапе и их массовая доля в западном Сиваше доводится до кондиции: по брому – 0,6 кг/м3 и по кухонной соли – 245,0 кг/м3. Такая высококонцентрированная рапа подвергается отбору и переработке.
Разведанные запасы основных полезных компонентов весьма значительны: кухонной соли – 80,4 млн. т, магния – 4,9 млн. т, брома – 216,3 тыс. т. Они интенсивно осваиваются ОАО "Крымский содовый завод", который использует добытую кухонную соль в производстве кальцинированной соды, а соли брома и магния передает ОАО "Бром"  для выработки бромной и магниевой продукции. В 2005 году было добыто 2240,5 тыс. т кухонной соли, бромное производство составило 4,2 тыс. т , магниевое производство – 98,2 тыс. т.
Вследствие применения несовершенной технологии извлечение основных полезных компонентов довольно низкое: кухонной соли – 56 %, магния – 13 %. Магний, содержащийся в рапе, которая перерабатывается для получения кухонной соли, не извлекается и сбрасывается вместе с отходами производства. Первостепенной задачей для данного предприятия является разработка совершенной технологии в целях более высокого извлечения из рапы кухонной соли и магния и устранения их потерь. Необходимо также изучить возможности извлечения из рапы попутных ценных компонентов: стронция, лития, цезия, рубидия, бора и калия.
Стоимость Сивашского месторождения, определенная на основе данных о запасах кухонной соли, магния и брома, коэффициентов их извлечения из рапы и отпускных цен на конечную продукцию, очень высока. Цена запасов кухонной соли и брома в местных ценах (без магния) составляет
2316,0 млн. грн. (458,6 млн. долл. США), их извлекаемая товарная стоимость – 1410,0 млн. грн. (279,2 млн. долл. США). Полная стоимость месторождения в мировых ценах, определенная по запасам кухонной соли и магния, составляет 50,5 млрд. грн. (10,0 млрд. долл. США), извлекаемая товарная стоимость – 7,6 млрд. грн. (1,51 млрд. долл. США).
На границе Автономной Республики Крым и Херсонской области находится единственное в Украине разведанное Северо-Сивашское месторождение промышленных йодных вод с запасами 32,6 тыс. м3/сут., утвержденными в 1973 году для производства йода. Однако месторождение не разрабатывается, и всю потребность в йоде Украина покрывает за счет импорта. Месторождение находится на территории Херсонской области, но почти половина его запасов пространственно располагается на территории Крыма. Промышленное освоение йода с участием специализированных предприятий Крыма (ДП "Крымгеология" и НПО "Йодобром") позволило бы Украине полностью обеспечить собственную потребность в этом продукте.
Среди большого разнообразия строительного минерального сырья по  предназначению и практическому использованию выделяются более 10 групп. В качестве цементного сырья в Крыму используются мергель и суглинки, запасы которых в количестве 186,7 млн. т сосредоточены в Бахчисарайском комплексном месторождении. На их основе функционирует цементный завод, который полностью удовлетворяет потребности республики в цементе высокого качества. Всего в 2005 году произведено 480,9 тыс. т цемента.
Бахчисарайское  месторождение  цементного  сырья  оценивается
в 21,5 млрд. грн. (4,26 млрд. долл. США). Для производства цемента предназначены  также трепельные глины  Баксинского месторождения (564 тыс. т), расположенного в Ленинском районе, однако они в данное время не используются.
В качестве сырья для строительной керамики используются преимущественно глины, имеющие широкое распространение на полуострове. Учтены 12 месторождений с разведанными запасами: глины кирпично-черепичной – 14,6 млн. м3, глины аргиллитоподобной – 6,4 млн. м3, суглинков – 7,3 млн. м3. Эксплуатируются 2 месторождения: Марьинское и Партизанское. Добываемые глины используются для производства строительного кирпича. В 2005 году было добыто 58 тыс. м3 глин для производства строительной керамики. Стоимость запасов месторождений глин и суглинков – сырья для строительной керамики – составляет 4,3 млрд. грн. (860,0 млн. долл. США).
Сырьем для производства строительного камня (бута, щебня, крошки, искусственного песка) являются карбонатные и изверженные горные породы. Карбонатные породы широко распространены. Учтены 23 месторождения известняка с разведанными запасами 117 млн. м3 и предварительно разведанными – 24,1 млн. м3.
Изверженные горные породы представлены диоритами, диабазами, диабазовыми порфиритами и плагиогранитами, распространены они весьма ограниченно. Большая часть тел этих пород сосредоточена в районах между г. Алуштой и пгт Гурзуф, к югу и юго-востоку от г. Симферополя, в долинах рек Салгирка, Альма и Бодрак. Они слагают небольшие тела в виде лакколитов, пластовых залежей и штоков. Разведаны 5 месторождений изверженных горных пород с общими запасами 40,9 млн. м3. Кроме того, разведано 1 месторождение песчаника Бугаз на территории Судакского городского совета с запасами 175 тыс. м3, из них 150 тыс. м3 разведанные. Всего в Крыму выявлены
29 месторождений строительного камня с общими запасами 182,3 млн. м3. Разрабатываются 12 месторождений.
В  строительстве  широко  применяются стеновые блоки и камни из горных пород – пильных известняков. Разведаны 92 месторождения известняка, 30 из которых находятся в эксплуатации и еще 10 подготавливаются к промышленному освоению. Разведанные запасы пильных известняков составляют 352,7 млн. м3, предварительно разведаны  13,5 млн. м3 .
Сырьем для производства керамзита служат глинистые породы, которые при скоростном обжиге вспучиваются, образуя легковесный гравий.
Разведаны 4 месторождения с общими запасами 28,5 млн. м3, периодически разрабатывается только Плодовское месторождение.
Пески, пригодные для строительства, вне пляжей не имеют широкого распространения. Они представляют собой смесь в разной степени окатанных зерен минералов и горных пород четвертичного, неогенового, палеогенового и мелового возраста. Наибольший интерес имеют морские и озерные пески. Разведаны 2 месторождения строительных песков: Донузлавское, приуроченное к донным отложениям оз. Донузлав, с разведанными запасами карбонатного песка в количестве около 12 млн. м3 и предварительно разведанными –
854 тыс. м3, а также Крымрозовское с разведанными запасами песка 1,8 млн. м3. В 2005 году добыто 567,8 тыс. м3 песка строительного.
Разведаны запасы песчано-гравийной смеси в количестве 3,5 млн. м3, сосредоточенные в оз. Сасык-Сиваш. В 2005 году было добыто 62,1 тыс. т. такой смеси.
Для производства извести используются обычные известняки. Для этих целей разведаны 7 месторождений с запасами 150,1 млн. т. Разрабатывается одно Евпаторийское месторождение с запасами 59,6 млн. т. В 2005 году было добыто 1946 тыс. т сырья для производства извести.
Разведаны одно Экельджи-Элинское месторождение гипса с запасами 2,1 млн. т и два месторождения строительного мергеля: Барасханское с запасами 661 тыс. т и Феодосийское с запасами 861 тыс. т.
Сырьевую базу облицовочных материалов составляют 3 месторождения: Белинское (Ленинский район), представленное мшанковыми рифогенными известняками, Биюк-Янкойское (Симферопольский район) и Гаспринское (Ялтинский горсовет) мраморовидных известняков. Запасы их значительны, около 9,75 млн. м3,  за  исключением  Гаспринского  месторождения – 3,5 млн. м3, где невозможны горные разработки. Месторождения не разрабатываются.
Полная стоимость строительного минерального сырья 154 месторождений по местным ценам составляет 69,7 млрд. грн. (13,8 млрд. долл. США), их извлекаемая товарная стоимость – 53,8 млрд. грн. (10,66 млрд. долл. США).
На кратко охарактеризованной минерально-сырьевой базе налажено производство строительной минеральной продукции широкого ассортимента. Несмотря на большие запасы строительного минерального сырья, Крым  не полностью обеспечивает свою потребность в некоторых видах стройматериалов.
Из-за ограниченности разведанных запасов и подготовленных к разработке объектов некоторые предприятия продолжают завозить из других регионов Украины строительный песок, высокопрочный щебень и высококачественные облицовочные материалы (мрамор, гранит, лабрадорит). Производство минеральной продукции для строительства в период 1990–2002 годов последовательно  сокращалось и достигло минимума в 1999 году,
а с 2002 года произошел небольшой рост производства по некоторым видам продукции. Объемы производства минеральной продукции в 2005 году по сравнению с 1990 годом составили: по мелким стеновым блокам – 136 %, по цементу – 64,5 %, по песчано-гравийной смеси – 57,4 %, по щебню – 33,3 %, по бутовому камню – 23,9 %, по остальным видам продукции еще меньше, что объясняется неудовлетворительным состоянием экономики.
Пресные подземные воды – это важнейший природный ресурс, пользующийся повсеместным спросом. Пресные и слабо минерализованные (менее 1,5 г/дм3) подземные воды являются основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в Крыму. Они распространены практически по всей территории Крыма, за исключением небольшого по площади участка в юго-восточной части.
На полуострове выявлены и разведаны 11 месторождений пресных подземных вод, состоящих из 78 участков. Выделяются 3 крупные месторождения: Альминское (18 участков), Северо-Сивашское (12 участков) и Белогорское (14 участков), каждое с общими запасами подземных вод свыше 245 тыс. м3/сут. Западно-Крымское месторождение содержит 62,7 тыс. м3/сут. подземных вод. Остальные месторождения мелкие, с запасами подземных вод от 3,8 до 25,6 тыс. м3/сут. Общие запасы пресных подземных вод, утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Украины,  по состоянию  на  1 января 2006 года  составляют
1178,3 тыс. м3/сут., из них разведанные – 987,1 тыс. м3/сут. и предварительно разведанные – 191,2 тыс. м3/сут.  Прогнозные  запасы  подземных  вод  составляют  1300,8 тыс. м3/сут.
По химическому составу подземные воды преимущественно гидрокарбонатно-сульфатно-кальциево-натриевые, а в некоторых месторождениях (Северо-Сивашское, Судакское, Белогорское) на отдельных участках – гидрокарбонатно-сульфатно-кальциево-магниевые         и гидрокарбонатно-хлоридные, кальциево-магниевые с минерализацией от 0,1 г/дм3 до 2,1 г/дм3.
Общий отбор подземных вод в 2005 году составил 464,443 тыс. м3/сут.: 349,441 тыс. м3/сут. –  из утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Украины и территориальными комиссиями по  запасам полезных ископаемых (из них для питьевого водоснабжения – 317,430 тыс. м3/сут.) и 115,002 тыс. м3/сут. – из неутвержденных запасов. Для Крымского региона характерно  неравномерное распределение запасов пресных подземных вод. Так, более высокая (>70 тыс. м3/сут.) насыщенность геологических образований пресными водами установлена в Сакском, Джанкойском, Нижнегорском, Красногвардейском, Раздольненском, Бахчисарайском районах и на территории Севастопольского городского совета, тогда как в остальных районах запасы их значительно ниже (<60,4 тыс. м3/сут.).
Наибольший  водоотбор  характерен  для  Сакского  района 
(104,5 тыс. м3/сут.), Джанкойского района  (53,6 тыс. м3/сут.), Севастопольского городского совета (48,3 тыс. м3/сут.), Красноперекопского района (44,1 тыс. м3/сут.), Бахчисарайского района  (37,1 тыс. м3/сут.), Красногвардейского района  (37,1 тыс. м3/сут.) и Симферопольского района  (32,7 тыс. м3/сут.). Незначительные объемы водоотбора (от 2,8 до 8,1 тыс. м3/сут.) в Ленинском, Нижнегорском, Кировском, Советском, Раздольненском районах и на территории Керченского и Судакского городских советов.
Несмотря на кажущееся наличие значительных резервов в ресурсах пресных подземных вод, некоторые районы испытывают дефицит в них и компенсируют его за счет поверхностных вод не лучшего качества. Очень важно, чтобы при водопользовании повсеместно соблюдались технология отбора воды и санитарно-гигиенические условия с целью защиты водоносных горизонтов, водоисточников и поверхностных водоемов от загрязнения.
Согласно классификации Иванова В.В. и Невраева Г.А. cреди минеральных вод Крыма выделяются следующие 4 бальнеологические группы: воды без специфических компонентов и свойств, углекислые, сульфидные и йодобромные. Широко распространены воды без специфических компонентов и свойств. Наиболее известные и интенсивно эксплуатируемые их месторождения: Сакское, Евпаторийское и Феодосийское, в которых сосредоточено абсолютное большинство (98 %) всех запасов категорий А+В+С1 минеральных вод Крыма.
По ионносолевому составу и сопутствующим газам выделяются 7 типов минеральных вод. Углекислые воды распространены весьма ограниченно в северо-восточной части Керченского полуострова и не эксплуатируются. Сульфидные воды также имеют ограниченное распределение. К этой группе относятся Чокракское месторождение на Керченском полуострове и месторождение Аджи-Су в Бахчисарайском районе. Йодобромные воды развиты в северной части Крыма на границе с Херсонской областью (Северо-Сивашское месторождение), в Сакском (Новоселовская площадь) и Красногвардейском (Октябрьская площадь) районах. По Северо-Сивашскому месторождению утверждены запасы промышленных йодных вод для производства йода, а по Новоселовскому – запасы термальных вод. Йодобромные воды этих месторождений в настоящее время используются в бальнеологических целях.
На государственном балансе в регионе числится (по категориям А+В+С1) минеральных вод 20806,8 м3/сут. Однако отбор минеральных вод остается все еще незначительным. Так, в 2005 году было отобрано 265,588 тыс. м3. Между тем, наличие значительных разведанных запасов минеральных вод позволяет существенно увеличить их использование. Дочерним предприятием "Крымгеология" Национальной акционерной компании "Надра Украины" оценены прогнозные ресурсы минеральных вод по 5 водоносным горизонтам, составляющие 151,1 тыс. м3/сут. В процессе геологоразведочных работ выявлены и учтены 33 перспективных площади и проявления минеральных вод.
Лечебные минеральные грязи локализуются в соляных озерах, которые широко развиты на полуострове. Насчитываются 35 соляных озер, в которых установлено наличие лечебной грязи, а запасы ее оценены в 22 озерах, являющихся месторождениями лечебных грязей. Выделяются 4 группы их распространения: Тарханкутская, Евпаторийская, Перекопская и Керченская. Запасы лечебной грязи составляют 16536 тыс. м3, в т. ч. предварительно разведанные – 22964 тыс. м3.
В 6 месторождениях Керченской группы сосредоточена большая часть (71 %) всех запасов лечебных грязей Автономной Республики Крым, в т. ч. разведанных – 94 %. Самые крупные месторождения по запасам лечебных  грязей  следующие:  Узунларское  (9,5 млн. м3),  Чокракское  (6,7 млн. м3), Тобечикское (5,5 млн. м3), Булганакское (4,4 млн. м3), Сакское (4 млн. м3).
В денежном выражении запасы лечебных грязей оцениваются очень высоко. Полная стоимость всех запасов лечебных грязей в местных ценах составляет 27,3 млрд. грн. (5,4 млрд. долл. США), в мировых ценах –
55,4 млрд. грн. (10,97 млрд. долл. США). Извлекаемая товарная стоимость всех запасов составляет 20,5 млрд. грн. (4,0 млрд. долл. США), в мировых ценах – 41,5 млрд. грн. (8,22 млрд. долл. США).

Несмотря на значительные запасы, лечебные грязи осваиваются в небольших объемах. Постоянно разрабатывается только Сакское месторождение, где добыча грязи ведется в Восточном бассейне. Очень редко отбирается лечебная грязь из Чокракского месторождения. В 2005 году было добыто 2,09 тыс. т  лечебной грязи.
Лечебные грязи обладают лечебно-оздоровительным воздействием на человеческий организм, поэтому используются в лечении заболеваний органов опорно-двигательной системы, артрозов, остеохондроза, костного туберкулеза, бесплодия и других болезней. Они являются ценным бальнеологическим ресурсом, на базе которого осуществляется эффективное грязелечение в здравницах и больницах Южного берега Крыма, городов Евпатории, Саки, Бахчисарая, Феодосии, Судака, Симферополя и Севастополя.
Соляные озера – это месторождения ценных гидроминеральных ресурсов (рассолов, лечебной грязи, ила), перспективные для создания на их базе уникальных лечебниц и курортов, поэтому их надо сохранять и не использовать для других целей. В 2005 году добыча рапы не проводилась.

РАЗДЕЛ IV
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Анализ сложившейся системы управления минерально-сырьевым комплексом региона показал, что в условиях начавшегося в Украине, в т. ч. и в Автономной Республике Крым, процесса информатизации всех отраслей хозяйствования на фоне широкого использования современных информационных технологий территориального развития средства и методы учета, хранения и использования данных, полученные в процессе геологического изучения недр и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, остаются прежними. Это снижает эффективность принятия управленческих решений по развитию и рациональному использованию минерально-сырьевого комплекса региона.
Основные причины сложившейся ситуации:
1. Основные субъекты управления, непосредственно осуществляющие управленческие функции по отношению к минеральным ресурсам региона, представлены органами центральной исполнительной власти и их территориальными структурами (специально уполномоченный орган исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр, Территориальное управление Государственного комитета  промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Украины по Автономной Республике Крым и г. Севастополю, Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых Украины и др.).
Данная система, сложившаяся в 70–80-е годы прошлого века, не отвечает современной тенденции усиления роли регионов и повышения эффективности местного самоуправления. В результате в органы исполнительной власти Автономной Республики Крым поступает недостаточно информации об объемах добычи минерального сырья, количестве карьеров, площадях рекультивированных земель, пользователях недр и т. д., что не позволяет комплексно использовать ресурсы территории и внедрять экономические механизмы природопользования.
2. Существуют ведомственные информационные барьеры, объективно возникающие в рамках разделения функций управления (учета, координации, контроля, организации использования ресурса или объекта) между ветвями и субъектами власти.
Министерства и ведомства стремятся к созданию автономной информационной инфраструктуры на всех этапах управленческого процесса – от сбора данных до принятия решения. Межведомственное информационное взаимодействие находится на низком уровне, что затрудняет создание интегрированной информационной среды.
При этом Территориальное управление Государственного комитета  промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Украины по Автономной Республике Крым и г. Севастополю ведет базу данных горных разработок и карьеров в текстовом редакторе, КП "Южэкогеоцентр" создает программный продукт и базу данных месторождений, Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды ведет базу данных, касающихся нарушений природоохранного законодательства. Эти данные между собой не стыкуются, так как в отрасли не утверждены стандарты обмена информацией. Сами же ведомства практически не обмениваются не только электронной информацией, но и информацией на бумажных носителях. При этом имеются противоречия и в рамках одного ведомства.
Государственный информационный геологический фонд Украины ведет следующие базы данных: Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, учет специальных разрешений на пользование недрами, электронные паспорта месторождений, не передавая эти данные в свои региональные подразделения.
3. Практически не используются современные информационные технологии (в т. ч. работающие с пространственно распределенными данными), не автоматизированы документопотоки в основных блоках функционирования минерально-­сырьевого комплекса, что замедляет процесс оформления основных проектных документов (специальных разрешений на пользование недрами, горных отводов, проектов разработки и рекультивации месторождений и т. д.); созданные базы данных не имеют пространственной привязки, что значительно ухудшает возможность их использования.
К сожалению, методики оценки экономической эффективности от внедрения информационных технологий в управление минерально-сырьевым комплексом в настоящее время отсутствуют. Такая ситуация не позволяет наглядно продемонстрировать преимущества новейших информационных технологий (экспертных и географических информационных систем, автоматизированных рабочих мест и др.) над традиционными, создать экономическую заинтересованность руководителей органов государственной власти и местного самоуправления в их внедрении.
Из вышеизложенного следует, что одним из механизмов повышения эффективности   системы    управления    минерально-сырьевым  комплексом региона является создание и внедрение интегрированной межведомственной информационной системы, позволяющей наиболее оптимально и полно использовать кадастровые данные в управленческих задачах.

РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

1. Совершенствование структуры и режима функционирования минерально-сырьевого комплекса  Автономной Республики Крым:
оптимизация пространственной и отраслевой структур минерально-сырьевого комплекса на основе законодательно закрепленного выделения территорий с различным уровнем значимости минерально-сырьевого потенциала (в форме генеральной схемы перспективного развития минерально-сырьевого комплекса  Автономной Республики Крым);
развитие новых направлений и видов использования сырья (разработка новых методов использования бентонитов в медицине и косметологии, организация промышленной добычи йода и др.);
развитие современных технологий и методов изучения, добычи, использования и переработки минерального сырья, в наибольшей степени соответствующих природным и социально-экономическим условиям региона;
увеличение роли экономических методов в системе управления минерально-сырьевым комплексом Автономной Республики Крым.
2. Увеличение роли минерально-сырьевого комплекса в хозяйственном комплексе Автономной Республики Крым и регионов с высоким уровнем минерально-сырьевого потенциала предполагает:
рост поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий минерально-сырьевого комплекса;
возможные поступления средств в бюджет Автономной Республики Крым от платы за пользование недрами через введение опционов, местных сборов за вывоз местного сырья за пределы республики, отчислений от средств, полученных при проведении аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами;
получение платы за пользование недрами, не связанное с добычей полезных ископаемых (проведение инвентаризации объектов: подземных хранилищ, накопителей, укрытий и других подобных объектов, выявление тех, кто не имеет специальных разрешений на пользование недрами и не платит установленных сборов, составление их перечня);
рост поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий минерально-сырьевого комплекса;
увеличение бюджетных поступлений не только от добычи, но и от переработки минерального сырья;
более эффективное использование минеральных ресурсов региона;
развитие материально-технической базы минерально-сырьевого комплекса (оснащение современным горнодобывающим оборудованием, новыми технологиями).
3. Достижение основных целей развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым, декларируемых в Программе, возможно благодаря созданию условий для реализации следующего комплекса приоритетных действий:
оптимизация производственно-экономической структуры минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым;
изменение механизма функционирования минерально-сырьевого комплекса;
коренная реорганизация системы управления минерально-сырьевым комплексом;
инвентаризация мест хранения отходов промышленного производства и добывающей промышленности;
проведение экспертной оценки, а для видов отходов, перспективных для вторичного использования, – разработка соответствующих методик;
утверждение в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Украины видов скоплений, перспективных для использования и подпадающих под критерии Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Украины для техногенных месторождений.

РАЗДЕЛ VI
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

1. Топливно-энергетические ресурсы (газ, нефть, конденсат):
выявление новых месторождений на перспективных площадях за счет:
расширения геологоразведочных работ с привлечением инвестиций
и необходимых средств из бюджетов различных уровней;
внедрения технологий по разработке и добыче метана, находящегося
в газогидратных залежах на шельфе Черного моря;
сокращения количества полученных специальных разрешений на пользование недрами на разработку основных месторождений углеводородов для предоставления возможности получения таких разрешений заинтересованными инвесторами.
2. Руды черных металлов (железные руды):
привлечение инвесторов для возобновления разработки Керченского железорудного месторождения с применением новых экологически чистых технологий обогащения и получения концентрата.

3. Горно-химическое сырье:
привлечение инвесторов для дооборудования имеющихся предприятий или создания новых производств по переработке горно-химического сырья с целью извлечения из рапы Сивашского лимана максимально возможного количества содержащихся в ней компонентов, в т. ч. солей магния;
освоение участка Северо-Сивашского месторождения с целью получения йода (100 % йода в настоящее время завозится в Украину) с использованием экологически чистых технологий и применением современных систем отработки.
4. Флюсовое сырье:
разработка рациональной схемы размещения горнодобывающих предприятий с учетом уже разведанных в Ленинском районе крупных месторождений флюсового сырья, которые в связи с закрытием ОАО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" не разрабатываются (географическое месторасположение месторождений, объемы запасов, качество полезного ископаемого делают эти месторождения инвестиционно привлекательными для металлургических комбинатов юга Украины).
5. Бентонитовые глины:
проведение геологоразведочных работ с целью утверждения запасов бентонитовых глин Кудринского месторождения в качестве сырья для производства медицинских препаратов и в лечебных целях.
6. Песок кварцевый:
внедрение технологий по обогащению кварцевых песков, в т. ч. методом флотооттирки, который позволяет уменьшить содержание окислов железа до 50–60 % и повысить содержание кварца; при обогащении попутно могут извлекаться ильменит, циркон, рутил и др.
7. Строительные материалы:
внедрение более совершенной технологии горного производства по разработке месторождений пильных известняков, в т. ч. с использованием скреперов на вскрышных работах;
усиление контроля за рекультивацией земель отработанных карьеров;
проведение исследований с целью создания технологий использования отходов камнепиления в производстве специальных бетонов и строительных конструкций.
8. Пресные подземные воды:
увеличение водоотбора на разведанных месторождениях путем бурения дополнительных скважин;
продолжение программы бурения разведочно-эксплуатационных скважин для водоснабжения сельских населенных пунктов;
проведение ликвидационного тампонажа заброшенных и аварийных скважин;
ведение мониторинга подземных вод в полном объеме.
9. Минеральные подземные воды:
вовлечение в использование разведанных месторождений и проявлений минеральных подземных вод;
разведка месторождений новых типов минеральных вод, проявления которых имеются в Крыму;
разработка программы освоения гидроминеральных ресурсов оз. Чокрак
с целью создания курорта государственного значения;
создание и ведение кадастра гидроминеральных ресурсов;
составление и вынесение в натуру зон санитарной охраны.
10. Термальные воды:
строительство и эксплуатация теплоцентралей для теплоснабжения
и горячего водоснабжения населенных пунктов;
проведение разведочных работ на перспективных участках с целью создания на их базе теплоцентралей.
11. Минеральные лечебные грязи:
создание и ведение кадастра минеральных лечебных грязей;
проведение ревизионно-оценочных работ по оценке современного состояния проявлений лечебных грязей;
передача функций общего мониторинга КП "Южэкогеоцентр";
разработка программы освоения минеральных лечебных грязей оз. Чокрак.
12. Техногенное сырье:
поиск и внедрение новых технологий, позволяющих расширить спектр применения и использования техногенного сырья.
13. Региональные работы:
проведение районирования территорий с выделением площадей, застройка которых не вызовет отрицательных воздействий на окружающую природную среду;
выполнение работ по переоценке ресурсов пресных подземных вод, получение данных, которые будут учитываться при определении мест расположения новых населенных пунктов;
выполнение поисковых работ с целью определения участков, наиболее перспективных для выявления месторождений, и их резервирование для размещения будущих горнодобывающих предприятий в условиях массового распаевания и передачи в частную собственность земельных участков;
проведение инвентаризации информационных ресурсов всех субъектов управления минерально-сырьевым комплексом региона;
разработка технических проектов информационных систем отдельных субъектов управления;
разработка технического проекта геоинформационной системы "Минерально-сырьевые ресурсы Крыма";
запуск в опытную эксплуатацию ведомственных информационных систем (Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, органы государственного геологического контроля, Дочернее предприятие "Крымгеология" Национальной акционерной компании "Надра Украины", КП "Южэкогеоцентр" и др.).
14. Тематические работы:
для реализации предусмотренных законодательством Украины полномочий органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым в части контроля за состоянием и использованием природных ресурсов необходимо создание геоинформационной системы (ГИС), которая объединит информацию о сырьевой базе Автономной Республики Крым и сделает ее доступной для органов государственной власти и органов местного самоуправления; в ГИС составной частью будет входить база данных о размещении месторождений и проявлений полезных ископаемых общегосударственного значения, что позволит:
повысить эффективность, качество и достоверность результатов работ, проведение их в установленные сроки;
создать базы и банки данных о наличии и состоянии минеральных ресурсов в регионе;
обеспечить информационную поддержку геологоразведочных работ и анализ их результатов;
обеспечить информационную поддержку процесса получения специальных разрешений на пользование недрами и контроль за соблюдением условий соглашений;
повысить эффективность контроля за соблюдением природоохранного законодательства;
совершенствовать взаимодействие между субъектами управления минерально-сырьевым комплексом;
усовершенствовать механизм расчета размеров платежей за использование недр;
создать цифровые картографические материалы месторождений полезных ископаемых (масштаб 1:200000) в местных системах координат (масштабы 1:10000–1:2000), содержащие подсчет запасов по категориям, общий подсчет запасов, данные горного отвода, земельного отвода, информацию об отработанных запасах, рекультивированных землях;
восстановить систему государственного мониторинга подземных вод, что позволит контролировать водоотборы, своевременно принимать меры, исключающие загрязнение водоносных горизонтов.

РАЗДЕЛ VII
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Финансирование мероприятий Программы развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года (прилагаются) будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней, предприятий и инвесторов.

РАЗДЕЛ VIII
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

При обосновании комплекса мероприятий по развитию минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым и повышению эффективности системы его управления учитывались:
требования действующего природно-ресурсного и природоохранного законодательства Украины (прежде всего Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2010 года, утвержденной Законом Украины от 22 февраля 2006 года № 3458-IV);
постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 мая 2004 года № 950-3/04 "Об утверждении плана мероприятий по улучшению водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов Автономной Республики Крым на период 2004–2008 годов", от  20  октября 2004 года № 1100-4/04 "О развитии минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым", от 28 октября 2005 года № 1470-4/05  "Об утверждении Концепции развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года" и др.;
предложения и перспективные планы деятельности специально уполномоченных органов государственного управления (Республиканского комитета Автономной Республики Крым  по охране окружающей природной среды, Территориального управления Государственного комитета промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Украины по Автономной Республике Крым и г. Севастополю);
пообъектный план госбюджетного финансирования геологоразведочных работ КП "Южэкогеоцентр" на 2007–2010 годы;
стратегия развития ГАО "Черноморнефтегаз" на период до 2010 года.
Учитывая сложившуюся в управлении минерально-сырьевым комплексом ситуацию (отнесение стратегически важных для Крыма видов минеральных ресурсов, прежде всего пильных известняков, к сырью государственного значения, возможность нормативно-правового регулирования Автономной Республикой Крым вопросов развития минерально-сырьевой базы, в основном в части организации и контроля использования добываемых ресурсов, преобладание среди субъектов хозяйственной деятельности, эксплуатирующих месторождения, предприятий негосударственной формы собственности), основным источником финансирования Программы являются  средства Государственного бюджета Украины.
Это относится прежде всего к углеводородному сырью, добываемому в пределах прилегающих к Крымскому полуострову акваторий. Исключение могут составлять малодебитные, бесперспективные для промышленного освоения нефтяные месторождения, располагающиеся на территории Крыма. Мероприятия, включенные в Программу, позволят органам местного самоуправления не только более эффективно использовать этот ресурс, но и снизить уровень загрязнения окружающей  природной среды в местах расположения самоизливающихся или незатампонированных нефтяных скважин.
Основными объектами внимания Программы в части развития минерально-сырьевой базы являются подземные питьевые и термальные воды, рациональное использование которых имеет для Автономной Республики Крым стратегическое значение. Основные объемы финансирования, связанные с проведением геологоразведочных и эколого-геологических работ по поиску новых месторождений, переоценке запасов, оценке экологического состояния эксплуатируемых месторождений, планируются из средств Государственного бюджета Ураины (по титулам государственной геологической службы Украины через КП "Южэкогеоцентр").
Учитывая важность решения вопросов водообеспечения и водоснабжения для развития Автономной Республики Крым, в Программе проектные объемы финансирования за счет средств Государственного бюджета Украины увеличены с учетом реальных потребностей обеспечения населения региона качественной питьевой водой. При этом основное внимание было уделено комплексному решению вопросов водообеспечения регионов Крыма. Основные объемы финансирования из бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов предложено направить на обустройство, восстановление и введение в эксплуатацию артезианских скважин для улучшения питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов в Автономной Республике Крым.
Объемы финансирования обосновывались на основании Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 мая 2004 года № 950-3/04 "Об утверждении плана мероприятий по улучшению водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов Автономной Республики Крым на период  2004–2008 годов", а также на оценках реально сложившегося уровня финансирования данных вопросов из местных бюджетов автономии.
За счет бюджета Автономной Республики Крым предлагается финансировать вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности перспективных для освоения месторождений минеральных ресурсов, что и обусловило внесение в Программу следующих мероприятий:
эколого-экономическое обоснование перспективных направлений хозяйственного использования термальных вод различных регионов Автономной Республики Крым (с учетом их размещения и параметров);
разработка комплекса инвестиционных проектов по использованию всех перспективных для добычи видов минерального сырья;
проведение работ по оценке современного состояния месторождений минеральных лечебных грязей с целью обеспечения информацией для разработки соответствующих инвестиционных проектов (из расчета 70 % объемов финансирования за счет средств Государственного бюджета Украины).
В мероприятиях, связанных с тематическими (прогнозно-методическими, геологосъемочными) и опытными работами, основное внимание уделено расширению сырьевой базы наиболее активно разрабатываемых видов пильных известняков, вовлечению в оборот неразрабатываемых месторождений, а также геологическому картированию регионов Крыма.
Вопросы проектирования оптимальной территориальной структуры развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым связаны с разработкой и утверждением генеральной схемы перспективного развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым. Суть генеральной схемы заключается в обосновании функционального зонирования территории, т. е. деления ее на элементарные ареалы: с приоритетным развитием добычи минеральных ресурсов над другими видами использования, с экономическим конкурированием с другими видами хозяйственного использования территории, с запрещением добычи минеральных ресурсов, даже если они имеются в данном ареале, ареалы с полным отсутствием минеральных ресурсов. Для каждого ареала, где планируется добывать минеральные ресурсы, проектируется система природоохранных мероприятий.
Реализация генеральной схемы позволит перейти к экологически и экономически обоснованному использованию имеющегося ресурсного потенциала (добыча максимального количества сырья, востребованного конъюнктурой рынка).
В качестве научного обеспечения генеральной схемы рассматривается стационарная геофильтрационная модель Равнинно-Крымского артезианского бассейна, создаваемая в КП "Южэкогеоцентр" за счет бюджетного финансирования. Региональные прикладные задачи по расчету возможных вариантов использования подземных вод, а также обоснование соответствующих природоохранных мероприятий планируется осуществлять на основе практического использования созданной геофильтрационной модели.
С целью обеспечения хранения и более эффективного использования информации, полученной в процессе проведения в регионе всех видов геологических работ (в т. ч. в рамках перечисленных выше мероприятий), в Программе предполагается создание территориального геологического фонда Автономной Республики Крым.
Также центральное место в информационно-методическом обеспечении Программы занимает создание комплекса информационных подсистем кадастра минеральных ресурсов в части блоков, касающихся объектов геологической среды. Применение самых современных геоинформационных технологий, данных дистанционного зондирования Земли из космоса и т. д. позволит перейти на качественно новый уровень учета движения всех видов используемых минеральных ресурсов. Научно-технический потенциал и опыт создания информационных систем подобного типа в регионе имеются.
В вопросах организационно-экономического обеспечения развития минерально-сырьевого комплекса приоритетными являются мероприятия, связанные с механизмами, стимулирующими выполнение всех обязательств недропользователей по рекультивации отработанных территорий:
страхование рисков на этапе заключения договоров аренды земельных участков для разработки недр;
определение сверхнормативных объемов горной массы, рассматриваемых в этом случае в качестве сверхнормативных отходов в соответствии
с действующим законодательством, касающимся обращения с отходами.
Для реализации Программы необходимо внесение изменений
в нормативно-правовую базу, касающуюся регионального недропользования,
в части налогообложения деятельности недропользователей в связи
с введением оплаты за весь объем предоставленных в пользование запасов минерального сырья, прогрессивного уменьшения объемов налогов по мере их отработки, переведения ряда видов минеральных ресурсов в сырье местного значения.
Учитывая достаточно высокий уровень воздействия горнодобывающих предприятий на состояние окружающей природной среды, в мероприятия Программы введен раздел "Охрана геологической среды в процессе рационального использования минеральных ресурсов". Мероприятия согласуются с требованиями действующего природоохранного законодательства Украины.