Автор: Глава Республики Крым



Проект закона ГС РК

О проекте закона Республики Крым "О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым".

1677

 

Настоящий закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Конституцией Республики Крым и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Республики Крым

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия и определения

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями исооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт государственного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов государственной власти Республики Крым;

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;

курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, морские иловые и вулканические грязи, природные минеральные глины, рапа лиманов и озер, приморский, горный, лесной и степной климат, морская вода, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

пляж - участок побережья, предназначенный для массового отдыха людей;

лечебно-оздоровительная местность - территория (включая пляжи и прибрежную 100-метровую зону), обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для медицинской реабилитации, организации лечения, профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

коллективные средства размещения - помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения;

санаторно-курортное лечение - вид медицинской помощи, которая включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах;

медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера включающих применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов;

оздоровительный отдых - вид туризма, совершаемый с оздоровительными целями, а также с целью восстановления и развития психофизического потенциала человека;

санаторно-курортные организации (учреждения) - лечебно-профилактические организации, предназначенные для проведения санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и профилактики силами медицинского персонала, прошедшего специальную последипломную подготовку по физиотерапии и курортологии, использующие в своей деятельности природные лечебные факторы (климата, минеральных вод, грязей) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, диетическим питанием и другими методами в условиях рационального режима лечения и отдыха;

санаторий - лечебно-профилактическое учреждение, в котором для лечения, профилактики и медицинской реабилитации используют лечебные природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т.п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, диетическим питанием и другие методы в условиях специально организованного режима лечения и отдыха. Виды санаториев: общего профиля, специализированный (профильный), однопрофильный, многопрофильный, клинический, детский, для детей с родителями.

санаторий-профилакторий - санаторий, как правило, ведомственной принадлежности, предоставляющий санаторно-оздоровительные услуги по профилактике профессиональных и других заболеваний на основе использования природных и переформированных лечебных ресурсов без отрыва от производства;

детский санаторий - специализированное коллективное средство размещения, санаторно-курортное учреждение для детей, обеспечивающее предоставление санаторно-курортных услуг с применением природных лечебных факторов в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, и рациональным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима;

детский сана горно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия - форма оздоровительной, лечебной, образовательной деятельности, организуемая на стационарной базе в круглогодичном режиме сроком не менее 21 дня с предоставлением комплекса медицинских профилактических услуг, направленные на предотвращение заболеваний (с учетом специфики заболеваний детей такие учреждения могут быть специализированными);

бальнеологическая лечебница - санаторно-курортное учреждение, предназначенное для проведения бальнеологических процедур (минеральные, морские ванны, водолечение);

грязелечебница - санаторно-курортное учреждение, предназначенное для проведения грязелечебных процедур;

курортная поликлиника - многопрофильное или

специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным во время их лечения на курорте;

оздоровительные учреждения - учреждения для взрослых, детей взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения: профилакторий, оздоровительный центр (комплекс), образовательно-оздоровительный центр, оздоровительный лагерь, спортивно-оздоровительный лагерь, база (дом) отдыха, пансионат, иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения;

пансионат с лечением - лечебно-профилактическое учреждение, в котором, предоставляется жилье, питание и услуги санаторно-курортного лечения, главным образом, на основе использования целебных свойств природных факторов;

пансионат - оздоровительное учреждение с нерегламентированным режимом пребывания отдыхающих, в котором предоставляется жильё, питание и оздоровительные услуги;

дом (база) отдыха - оздоровительная организация с регламентированным режимом пребывания отдыхающих, предоставляющая услуги по оздоровлению;

профилакторий - оздоровительная организация для проведения оздоровления работающих (обучающихся) без отрыва от производственной деятельности (учёбы);

образовательно-оздоровительный центр ( комплекс) -

оздоровительная организация для взрослых, детей, взрослых и детей круглогодичного функционирования, расположенный на курорте или в лечебно-оздоровительной местности;

спортивно-оздоровительный лагерь - оздоровительная организация (организация физической культуры и спорта или структурное подразделение организации физической культуры и спорта, средней школы - училища олимпийского резерва) для детей с обеспечением оздоровления и учебно-тренировочного процесса с дневным или круглосуточным пребыванием, функционирующая на стационарной или арендованной базе, с использованием палаток;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основания лицензии;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

курортный фонд Республики Крым - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов), включая санаторно-курортные организации.

 

Статья 2. Законодательство Республики Крым о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

 

1. Законодательство Республики Крым о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Конституции Республики Крым и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым.

  • Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
  • Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
  • Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

 

Статья 3. Установление лечебных свойств природных

лечебных ресурсов и признание территории

лечебно-оздоровительной местностью, курортом в Республике Крым

 

1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики и современных стандартизованных критериев их оценки.

Отнесение минеральных вод и лечебных грязей к категории лечебных производится на основании бальнеологических заключений об их составе и лечебном применении, а в случае оценки их запасов - на основании справок о кондициях, разрабатываемых в установленном порядке.

  • На территории Республики Крым лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, государственное и местное значение.
  • На основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом:

федерального значения - Правительством Российской Федерации по согласованию с Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

государственного значения - Советом министров Республики Крым по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;

местного значения - Советом министров Республики Крым по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма, согласованному с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

4. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Советом министров Республики Крым.

5. Изменение значения, границ, а также отмена правового статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

 

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОХРАНЫ КУРОРТОВ,

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

И ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ

 

Статья 4. Полномочия Совета министров Республики Крым

 

К полномочиям Совета министров Республики Крым по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского и местного значения, утверждение положения о курорте республиканского и местного значения;

установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения;

утверждение положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского и местного значения, положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, принятие в соответствии с компетенцией иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;

определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов республиканского и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым;

регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;

международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

 

Статья 5. Полномочия уполномоченного исполнительного

органа государственной власти Республики Крым

в сфере курортов и туризма

 

К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;

организация подготовки документов, необходимых для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом;

участие в разработке проектов федеральных и республиканских нормативных правовых актов в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, программ социально-экономического развития санаторно-курортного комплекса республики;

организация проведения научных исследований в целях развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым, и повышения эффективности их использования;

координация подготовки кадров в сфере курортного дела, включая систематическую подготовку по курортологии специалистов медицинского профиля, работающих в санаторно-курортной системе;

ведение реестров природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Республики Крым, включая санаторно-курортные организации и пляжи;

определение пляжей с ограниченным доступом в соответствии с порядком, утвержденным Советом министров Республики Крым;

проведение аудита и аккредитации организаций, зарегистрированных на территории Республики Крым, осуществляющих классификацию объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного туризма.

 

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований

 

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

внесение предложений о признании территории лечебно- оздоровительной местностью или курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курорта;

ведение реестров природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации и пляжи.

 

Статья 7. Стандартизация и классификация объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, лечебно-оздоровительного,

физкультурно-спортивного туризма

 

Стандартизация и классификация объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно- спортивного туризма, расположенных в Республике Крым, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Классификация объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного туризма является обязательной и осуществляется аккредитованными организациями, зарегистрированными в Республике Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Аккредитация организаций, осуществляющих указанную

классификацию, проводится специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма в соответствии с порядком, установленным Советом министров Республики Крым.

 

Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

 

Статья 8. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

 

  • Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым.
  • От имени Российской Федерации и Республики Крым права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

3. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 9. Предоставление природных лечебных ресурсов

  • Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут быть использованы для промышленного розлива, а лечебные грязи - для пакетирования. Природные лечебные ресурсы могут быть применены для производства иной сертифицированной продукции оздоровительного назначения.
  • Использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, может быть разрешено Правительством Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.

 

Статья 10. Разработка месторождений минеральных вод,

лечебных грязей и использование других

природных лечебных ресурсов

 

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются государственными специализированными гидрогеологическими режимно-эксплуатационными предприятиями и другими организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. На территории санаторно-курортных организаций могут быть пробурены скважины минеральных вод для при наружного и внутреннего применения в санаторно-курортном лечении.

Геологическое изучение и эксплуатация месторождений природных лечебных ресурсов на всех стадиях осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности при обязательном участии на договорной основе государственных специализированных гидрогеологических режимно-эксплуатационных предприятий в качестве координирующего и согласовывающего субъекта государственного мониторинга.

Добыча природных лечебных ресурсов осуществляется на предоставленном пользователю участке недр в виде горного отвода, границы которого устанавливаются техническим проектом. Для недропользователей государственной формы собственности устанавливается специальный льготный режим налогообложения при пользовании участками недр в границах горного отвода. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

  • Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
  • Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

 

Статья 11. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

 

  • В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.
  • Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

 

Статья 12. Статус государственных специализированных гидрогеологических режимно-эксплуатационных предприятий

 

  • Государственные специализированные гидрогеологические режимно-эксплуатационные предприятия входят сферу управления исполнительных органов государственной власти Республики Крым, являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными документами.
  • Государственные специализированные гидрогеологические режимно-эксплуатационные предприятия являются субъектами государственного мониторинга в сфере изучения, использования и охраны природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым.

Статья 13. Использование пляжей

 

1. Пляжи, расположенные на территории Республики Крым, по форме доступности подразделяются на:

  • Пляжи с ограниченным доступом.
  • Общедоступные пляжи.

2. Пляжи с ограниченным доступом - пляжи, предназначенные для пребывания отдыхающих коллективных средств размещения.

К коллективным средствам размещения, доступ на пляжи которых ограничен, относятся:

  • санаторно-курортные организации и другие коллективные средства размещения, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с полученными в установленном законом порядке лицензиями, а также оборудовавшие пляжи согласно действующим стандартам и нормам;
  • оздоровительные учреждения, которые используются для пребывания детей и подростков;

- коллективные средства размещения, которые используются для пребывания объектов государственной охраны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной охране».

Пляжи с ограниченным доступом должны быть оборудованы объектами санитарно-гигиенического назначения, теневыми навесами, шезлонгами и другими элементами повышенного комфорта.

Посещение (в том числе за плату) пляжей с ограниченным доступом лицами, не находящимися на лечении и отдыхе в соответствующем коллективном средстве размещения, запрещено.

Определение пляжей с ограниченным доступом осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма в соответствии с порядком, утвержденным Советом министров Республики Крым.

3. Общедоступные пляжи - пляжи, предназначенные для посещения всеми желающими, с бесплатным и беспрепятственным доступом и пребыванием.

На общедоступном пляже за плату могут предоставляться услуги по прокату пляжного инвентаря (шезлонгов, пляжных зонтов и пр.).

 

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА

 

Статья 14. Поддержка развития курортов в Республике Крым

 

Поддержка развития курортов государственного значения Республики Крым является расходным обязательством Республики Крым.

Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством органов местного самоуправления муниципальных образований.

Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

 

Статья 15. Развитие и застройка лечебно-оздоровительных

местностей и курортов республиканского и местного значения

на территории Республики Крым

 

  • Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и программами развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • Застройка площадей залегания месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
  • Строительство в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов производится в соответствии с документами территориального планирования и разработанной на их основе документацией по планировке территорий в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статья 16. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

 

  • Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
  • Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых территориях.
  • Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

Статья 17. Статус санаторно-курортных организаций

  • На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов Республики Крым могут создаваться и действовать в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах санаторно-курортные и оздоровительные организации.
  • Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.

3. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

 

Глава V. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Статья 18. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных

местностей и курортов

 

  • Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
  • Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения производится специализированными предприятиями и организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности, по заданиям заказчика на основании исследований, необходимых для обоснования границ зон санитарной (горно-санитарной) охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и планов (программ) санитарно-оздоровительных мероприятий.
  • Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяется положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, утверждаемым Советом министров Республики Крым.
  • Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения утверждаются Советом министров Республики Крым по представлению исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых расположены указанные территории, на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

6. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей с прилегающими 100-метровой полосой и акваторией.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с изучением, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных организаций и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

7. Установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны курорта обеспечивается:

в первой зоне - пользователями;

во второй и третьей зонах - органами местного самоуправления, пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

8. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

 

Глава VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ,

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

 

Статья 19. Разрешение споров

 

  • Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
  • Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.
  • По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.

 

Статья 20. Разрешение международных споров

 

Международные споры в области использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Республики Крым разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации.

 

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЬІЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

 

Статья 21. Виды ответственности

 

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

 

Статья 22. Государственный надзор и муниципальный

контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной)

охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных

местностей и курортов

 

  • Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно- санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно- оздоровительных местностей и курортов республиканского значения осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Крым при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно- санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 23. Заключительные положения

 

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, кроме статьи 7, которая вступает в силу с 01 июня 2015 года.