883pr2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Украины "О внесении изменения в статью 34 Жилищного кодекса Украинской ССР (относительно постановки на квартирный учет ранее депортированных граждан)"

 

1. Обоснование необходимости принятия проекта.

В пункте 5 статьи 34 Жилищного кодекса Украинской ССР определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане проживающие длительное время по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности.

В разделе II пункта 13 подпункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрсоцпрофа от 11 декабря 1984 года - нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности.

В статье 1 Бишкекского Соглашения между странами Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 года по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, определено, что Стороны обеспечивают депортированным лицам, добровольно возвращающимся в места их проживания на момент депортации, равные с постоянно проживающими там гражданами политические, экономические и социальные права и условия для обустройства, трудоустройства, образования, национального, культурного и духовного развития.

По поданным социологических опросов и других источников информации на сегодняшний день за пределами Украины остается около 100 тысяч крымских татар. Процесс репатриации будет продолжаться в течение ближайших 10-12 лет в объемах от 2 до 5 тысяч человек в год.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 июня 2012 № 514 продолжен на период до 2015 года срок выполнения Программы расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые вернулись на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в Украинское общество на период до 2010 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11 мая 2006 года № 637. Мероприятиями программы предусмотрено строительство и выкуп жилья для ранее депортированных граждан.

Вернувшиеся из мест депортации граждане, не имеющие собственного жилья и вынужденные зарегистрироваться по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности получают право постановки на квартирный учет только по истечении пяти лет с момента регистрации по договору найма.

Исходя из изложенного, депортированные граждане, вернувшиеся на постоянное место жительство в Украину из мест депортации и нуждающиеся в жилье и зарегистрировавшиеся по договору найма в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности, несмотря на наличие государственной программы предполагающей строительство жилья для данной категории граждан, фактически ущемлены в своих правах на улучшение жилищных условий, в связи с установленным законом требованием длительного проживания по договору найма.

Принятие данного проекта закона позволит урегулировать, в соответствии с действующим законодательством вопросы, касающиеся постановки на квартирный учет возвращающихся на постоянное проживание в Украину ранее депортированных по национальному признаку во внесудебном порядке граждан и членов их семей (муж, жена, дети).

 

2. Цели и задачи принятия акта

Проекта закона Украины "О внесении изменений в статью 34 Жилищного кодекса Украинской ССР" разработан с целью обеспечения депортированным гражданам, вернувшихся на постоянное проживание в Украину и нуждающихся в улучшении жилищных условий реализовать право постановки на отдельный квартирный учет.

 

3. Общая характеристика и основные положения проекта акта

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 34 Жилищного кодекса Украинской ССР, дополнив пункт пятый абзацем определяющим право депортированных граждан, вернувшихся в течение последних трех лет на постоянное проживание в Украину и проживающих по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности становится на квартирный учет по месту жительства.

 

4. Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования.

Нормативно-правовыми актами в данной сфере правового регулирования являются:

Конституция Украины, Бишкекское соглашение стран СНГ от 9 октября 1992 года по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, Жилищный кодекс Украинской ССР, Постановление Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2003 года "Об утверждении Порядка обеспечения депортированных лиц и членов их семей, которые вернулись в Украину, жильем, построенным или приобретенным за счет бюджетных средств", Постановление Кабинета Министров Украины от 11 мая 2006 года № 637" Об утверждении Программы расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратились на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество на период до 2015 года", Закон Украины "О мерах предотвращения и противодействия дискриминации", Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденные постановлением Совета Министров УССР и Укрсоцпрофа от 11 декабря 1984 года.

 

5. Финансово-экономическое обоснование.

Принятие данного проекта решения не требует дополнительного финансирования из Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым.

 

6. Прогноз социально-экономических и иных результатов принятия проекта.

Несовершенство действующего законодательства, ряда нормативно-правовых документов в этой сфере, не учитывающих возвращение на законных основаниях граждан ранее депортированных из Крыма по этническому признаку, в практической деятельности приводит к существенным трудностям при реализации граждан своих жилищных прав.

Принятие данного законопроекта позволит снять существующую напряженность в реализации прав депортированных граждан на жилье.