695pr2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка хранения архивных документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан"

 

1. Обоснование необходимости принятия проекта.

После перехода Украины к рыночной экономике возник ряд проблем по обеспечению сохранности архивных документов ликвидированных и реорганизованных предприятий, учреждений и организаций и соответственно с обеспечением социальной защиты населения.

Согласно части первой статьи 29 Закона Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" и подпункту 10 пункта "а" части первой статьи 38 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" централизованное временное хранение архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц на соответствующей территории, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду осуществляется архивными учреждениями сельского, поселкового, городского совета.

На сегодняшний день в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством созданы трудовые архивы лишь 5 городскими советами (Белогорский, Старокрымский, Судакский, Щелкинский, Ялтинский).

Созданные же в Автономной Республике Крым 174 трудовых архива при сельских и поселковых советах, не способны в достаточной мере обеспечить централизованное хранение архивных документов и соблюдение нормативно-технологических требований по их сохранности и использованию. Как правило, сельские (поселковые) трудовые архивы не укомплектованы квалифицированными кадрами, так как в связи с небольшим объемом документов выделять отдельную штатную единицу заведующего архивом не рентабельно и данную работу чаще всего возлагают, на секретарей или бухгалтеров сельских (поселковых) советов. Кроме того, справки о заработной плате, выдаваемые сельскими (поселковыми) трудовыми архивами не имеют юридической силы, поскольку они не являются правопреемниками учреждений, документы которых хранят, и не являются архивными учреждениями со статусом юридического лица.

Основной причиной слабо организованной работы местных советов по  централизованному временному хранению архивных документов является отсутствие достаточных финансовых средств и материально-технической базы. А для обеспечения сохранности и использования документов необходимы: специально оборудованные помещения, оснащенные охранно-пожарной сигнализацией, архивные коробки, канцтовары, оргтехника и т.д.

На сегодняшний день местные бюджеты, являющиеся дотационными, не в состоянии своими силами справиться с обеспечением содержаниях архивных учреждений и хранения архивных документов.

В ряде случаев, районные и городские советы попытались выйти из положения путем разработки соответствующих программ, но и их финансирование находится под сомнением из-за отсутствия необходимых положений в Бюджетном кодексе Украины.

По мнению представителей органов местного самоуправления для обеспечения надлежащего централизованного временного хранения архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц на соответствующей территории, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду, на сегодняшний день, целесообразно создание архивных учреждений органов местного самоуправления и органов власти Автономной Республики Крым на уровне Автономной Республики Крым, областей, районов и городов (республиканского и областного значения).

Вместе с тем, для обеспечения возможности создания архивных учреждений на уровне областных и районных советов необходимо внесение соответствующих изменений в статью 43 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" и наделение районных и областных советов, полномочиями по созданию, ликвидации, реорганизации и перепрофилированию предприятий, учреждений и организаций, основанных на общей собственности территориальных громад, а также полномочиями по решению вопросов обеспечения содержания и развития архивных учреждений, созданных районными и областными советами.

 

2. Цели и задачи принятия проекта.

Основной целью разработки данного законопроекта является внесение изменений в Закон Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях", Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" и Бюджетный кодекс Украины, что позволит обеспечить функционирование и гарантированное финансирование архивных учреждений, созданных для временного хранения документов, не относящихся к Национальному архивному фонду, однако являющихся необходимыми для социальной защиты граждан.

 

3. Общая характеристика и основные положения проекта.

Одним из основных положений законопроекта является дополнение статьи 43 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", закрепляющей полномочия районных и областных советов. Компетенцию районных и областных советов, предлагается дополнить полномочиями по созданию, ликвидации, реорганизации и перепрофилированию предприятий, учреждений и организаций, основанных на общей собственности территориальных громад, и полномочиями по решению вопросов обеспечения содержания и развития архивных учреждений, созданных районными и областными советами.

Также предлагается внесение изменений в статью 38 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" и исключение из собственных полномочий исполнительных органов сельских, поселковых городских (городов районного значения) советов вопросов централизованного временного хранения архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду, и отнесение их к компетенции только исполнительных органов городских (городов республиканского, областного значения) советов .

Соответствующие изменения предлагаются и в Закон Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях".

Предлагается также дополнение статей 89, 90 Бюджетного кодекса Украины, предусматривающих расходы, осуществляемые из районных бюджетов, бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов и учитываемые при определении объема межбюджетных трансфертов, расходами на программы и мероприятия по поддержки создания, содержания и развития архивных учреждений органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления.

 

4. Состояние н ормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования.

В данной сфере правового регулирования действуют следующие нормативно-правовые акты:

Бюджетный кодекс Украины;

Закон Украины "О Совете министров Автономной Республики Крым";

Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине";

Закон Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях".

 

5. Финансово-экономическое обоснование.

Реализация проекта Закона не требует дополнительных финансовых затрат.

 

6. Прогноз социально-экономических и иных результатов принятия проекта.

Принятие Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка хранения архивных документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан" будет способствовать совершенствованию действующего законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства, обеспечению необходимых условий сохранности социально значимых документов в единой системе архивных учреждений, предоставит возможность гражданам реализовать гарантированные Конституцией Украины права на социальную защиту.