569pr2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Украины "О внесении изменений
в статью 5 Закона Украины "О судебном сборе"
(относительно освобождения от уплаты судебного сбора)

 

1. Обоснование необходимости принятия акта

8 июля 2011 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 3674-VI "О судебном сборе" (далее – Закон) (вступил в силу с 1 ноября 2011 года).

Статьей 4 Закона предусмотрено, что судебный сбор оплачивается в соответствующем размере от минимальной заработной платы в месячном размере, установленном законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд, – в процентном соотношении к цене иска и в фиксированном размере.

Размер минимальной заработной платы на момент вступления в силу Закона был установлен статьей 22 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2011 года" и составлял 985 грн. в месяц.

Статьей 13 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2012 год" размер минимальной заработной платы на 1 января 2012 года установлен в сумме 1073 грн., а к концу года должен составлять 1134 грн.

Таким образом, в связи с постоянным увеличением размера минимальной заработной платы будут соответственно увеличиваться и суммы судебного сбора.

С вступлением в силу Закона у Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, в том числе, у Фонда имущества Автономной Республики Крым возникли определенные трудности, связанные с судебной защитой прав и полномочий Автономной Республики Крым, особенно в вопросе управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым.

Во-первых, отсутствие средств бюджета Автономной Республики Крым на оплату судебного сбора в необходимом объеме.

Так, в 2011 году, до вступления в силу Закона только Фондом имущества Автономной Республики Крым было подано 70 исковых заявлений, в том числе о взыскании задолженности за объекты приватизации и аренду имущества, а также штрафных санкций и материального ущерба на общую сумму11 755 807,68 грн.

Наибольшая сумма, на которую Фондом имущества Автономной Республики Крым в 2011 году было подано исковое заявление, составляет
4 882 957,76 грн. За рассмотрение искового заявления на сумму
4 882 957,76 грн. в 2012 году в трех судебных инстанциях необходимо будет уплатить 128 760,00 грн. судебного сбора.

Наименьшая сумма, на которую в 2011 году Фондом имущества Автономной Республики Крым было подано исковое заявление, составила 22,33 грн. Поскольку, согласно Закону размер судебного сбора за подачу искового заявления имущественного характера не может быть менее 1,5 размера минимальной заработной платы, то за рассмотрение искового заявления на сумму 22,33 грн. только в суде первой инстанции в 2012 году необходимо уплатить судебный сбор в сумме 1609,5 грн.

За рассмотрение искового заявления, содержащего, например, требования о расторжении договора купли-продажи пакета акций, возврате данного пакета акций стоимостью 2020000,0 грн. в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, и взыскании штрафных санкций в размере 1700,0 грн., только в суд первой инстанции в 2012 году необходимо уплатить судебный сбор в сумме 43082,5 грн.

Таким образом, только на подачу Фондом имущества Автономной Республики Крым исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб в хозяйственные суды в 2012 году необходимо в среднем не менее
2000000,0 грн.

В 2011 году Верховная Рада Автономной Республики Крым принимала участие в 33 судебных делах, связанных с вопросами о праве собственности на имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым. Размер судебного сбора за подачу апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции только по одному из этих дел составил 8070 грн. 94 коп.

Совет министров Автономной Республики Крым на момент вступления в силу Закона участвует в 226 судебных процессах. Оспаривание только части решений судов первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке повлечет за собой расходы средств бюджета Автономной Республики Крым приблизительно в размере 1000000,0 грн.

Во-вторых, в связи с процедурой финансирования расходов в условиях казначейского обслуживания бюджета Автономной Республики Крым, установленной Регламентом осуществления финансирования расходов в условиях казначейского обслуживания бюджета Автономной Республики Крым (утвержден приказом Министерства финансов Автономной Республики Крым от 20 января 2010 года № 3) возникают ситуации, при которых невозможно в установленные процессуальными законами сроки оплатить судебный сбор, что лишает органы власти Автономной Республики Крым возможности своевременно обращаться в суды с апелляционными и кассационными жалобами на неправомерные решения судов.

В-третьих, в связи с изложенными обстоятельствами органы власти Автономной Республики Крым не способны самостоятельно в судебном порядке защищать свои права и интересы, а вынуждены обращаться в Прокуратуру Автономной Республики Крым с просьбами о защите их нарушенных прав и интересов. В свою очередь Прокуратура Автономной Республики Крым не может своевременно обеспечить отработку всех поступивших от органов власти Автономной Республики Крым судебных документов.

2. Цели и задачи принятия акта

Данный законопроект разработан в целях освобождения Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым от уплаты судебного сбора по делам, связанным с вопросами, касающимися полномочий этих органов.

Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов Автономной Республики Крым, как составной части Украины, в судебном порядке.

3. Общая характеристика и основные положения проекта акта

Законопроект предусматривает внесение дополнений в статью 5 "Льготы по уплате судебного сбора" Закона Украины "О судебном сборе" в части включения Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым в число учреждений, которые освобождаются от уплаты судебного сбора по делам, связанным с вопросами, касающимися полномочий этих органов.

4.Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования

Нормативно-правовыми актами в данной сфере правового регулирования являются:

Конституция Украины,

Гражданский процессуальный кодекс Украины,

Хозяйственный процессуальный кодекс Украины,

Кодекс административного судопроизводства Украины,

Закон Украины "О судебном сборе".

5. Финансово-экономическое обоснование

Финансовых затрат из Государственного бюджета Украины реализация данного законопроекта не повлечет.

6. Прогноз социально-экономических и иных последствий принятия акта

Принятие проекта закона Украины "О внесении изменений в статью 5 Закона Украины "О судебном сборе" (относительно освобождения от уплаты судебного сбора)" позволит освободить Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы исполнительной власти Автономной Республики Крым от уплаты судебного сбора по делам, связанным с вопросами, касающимися полномочий этих органов, и обеспечить при дефиците бюджета Автономной Республики Крым возможность защиты прав и охраняемых законом интересов Автономной Республики Крым в судебном порядке.