517

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым " О проекте закона Украины "О внесении изменения в статью 134 Земельного кодекса Украины"

 

1. Нормативно-правовое обоснование.

Проект постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым " О проекте закона Украины "О внесении изменения в статью 134 Земельного кодекса Украины" разработан в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым.

2. Обоснование необходимости принятия проекта.

Частью первой статьи 51 Водного кодекса Украины установлено, что в пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения и ставки, находящиеся в бассейнах рек общегосударственного значения, могут передаваться водопользователям только для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях.

Согласно части седьмой данной статьи право водопользования на условиях аренды оформляется договором, согласованным с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.

Согласно части восьмой данной статьи условия, сроки и сбор за аренду водных объектов (их частей) определяются в договоре аренды по соглашению сторон.

В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 44 Водного кодекса Украины водопользователи обязаны содержать в надлежащем состоянии, помимо прочего, прибрежные защитные полосы.

В соответствии с частью четвертой статьи 59 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т.п.

Частью 2 статьи 124 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями второй, третьей статьи 134 этого Кодекса.

Нормы действующего законодательства не определяют очередность передачи в аренду земельных участков и водных объектов.

С учетом изложенного складывается ситуация, при которой в случае расположения на земельном участке водного объекта местного значения, переданного арендатору в соответствии с договором аренды, передача земельного участка, на котором он расположен, а также прибрежной защитной полосы водоема в аренду должна осуществляться по результатам проведения земельных торгов.

В соответствии со статьей 138 Земельного кодекса Украины земельные торги признаются не состоявшимися, помимо прочего, в случае отсутствия покупателей или наличия только одного покупателя.

Наличие на земельном участке водного объекта местного значения, переданного в аренду определенному лицу в соответствии с договором, предопределяет наличие только одного покупателя права аренды земельного участка под водным объектом, и, как следствие, то, что земельные торги будут признаны несостоявшимися.

Вместе с тем, приобретение на земельных торгах права аренды земельного участка под водным объектом местного значения и его прибрежной защитной полосой не гарантирует победителю преимущественное право на аренду водного объекта.

В соответствии с изложенным назрела необходимость урегулирования вопроса предоставления в аренду земельных участков под водными объектами, переданными в аренду в соответствии с водным Кодексом Украины, и их прибрежными защитными полосами.

3. Цели и задачи проекта.

Данный проект постановления подготовлен с целью принятия проекта закона Украины "О внесении изменения в статью 134 Земельного кодекса Украины" (далее – з аконопроект), направленного на урегулирование процедуры передачи в аренду земельных участков под водными объектами местного значения, переданными в аренду в соответствии с Водным кодексом Украины, и их прибрежными защитными полосами и определяющего правовой механизм предоставления в аренду земли арендаторам водных объектов без проведения земельных торгов .

4. Финансово-экономическое обоснование.

Принятие данного проекта постановления не требует финансирования из Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым.

5. Прогноз последствий принятия проекта.

Принятие данного проекта постановления будет способствовать принятию законопроекта, что в свою очередь позволит урегулировать процедуру передачи в аренду земельных участков под водными объектами, переданными в аренду в соответствии с Водным кодексом Украины, и их прибрежными защитными полосами, передать в аренду такие земельные участки, тем самым обеспечив дополнительные поступления в бюджеты средств от платы за землю.

Кроме того, принятие законопроекта позволит передать водные объекты и земельные участки под ними эффективным пользователям, обеспечить сохранность водных объектов, а также будет способствовать развитию предпринимательской деятельности.

 

Депутат
Верховной Рады
Автономной Республики Крым

Н. Янаки