517

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту з акона Украины

"О внесении изменения в статью 134 Земельного кодекса Украины"

 

1. Обоснование необходимости принятия проекта.

Частью первой статьи 51 Водного кодекса Украины установлено, что в пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения и ставки, находящиеся в бассейнах рек общегосударственного значения, могут передаваться водопользователям только для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях.

Согласно части седьмой данной статьи право водопользования на условиях аренды оформляется договором, согласованным с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.

Согласно части восьмой данной статьи условия, сроки и сбор за аренду водных объектов (их частей) определяются в договоре аренды по соглашению сторон.

В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 44 Водного кодекса Украины водопользователи обязаны содержать в надлежащем состоянии, помимо прочего, прибрежные защитные полосы.

В соответствии с частью четвертой статьи 59 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т.п.

Частью 2 статьи 124 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями второй, третьей статьи 134 этого Кодекса.

Нормы действующего законодательства не определяют очередность передачи в аренду земельных участков и водных объектов.

С учетом изложенного складывается ситуация, при которой в случае расположения на земельном участке водного объекта местного значения, переданного арендатору в соответствии с договором аренды, передача земельного участка, на котором он расположен, а также прибрежной защитной полосы водоема в аренду должна осуществляться по результатам проведения земельных торгов.

В соответствии со статьей 138 Земельного кодекса Украины земельные торги признаются не состоявшимися, помимо прочего, в случае отсутствия покупателей или наличия только одного покупателя.

Наличие на земельном участке водного объекта местного значения, переданного в аренду определенному лицу в соответствии с договором, предопределяет наличие только одного покупателя права аренды земельного участка под водным объектом, и, как следствие, то, что земельные торги будут признаны несостоявшимися.

Вместе с тем, приобретение на земельных торгах права аренды земельного участка под водным объектом местного значения и его прибрежной защитной полосой не гарантирует победителю преимущественное право на аренду водного объекта.

2. Цели и задачи принятия проекта.

Проект закона Украины "О внесении изменения в статью 134 Земельного кодекса Украины" (далее - з аконопроект) разработан с целью урегулирования процедуры передачи в аренду земельных участков под водными объектами местного значения, переданными в аренду в соответствии с Водным кодексом Украины, и их прибрежными защитными полосами и определяет правовой механизм предоставления в аренду земли арендаторам водных объектов без проведения земельных торгов.

3. Общая характеристика и основные положения проекта.

Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 134 Земельного кодекса Украины относительно расширения перечня случаев, при которых земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них не подлежат продаже на конкурентных началах (земельных тогах) .

Изменение предполагает внесение дополнения в данную статью, касающегося передачи в аренду земли арендаторам водных объектов без проведения земельных торгов.

4. Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования.

В данной сфере правового регулирования действуют такие нормативно-правовые акты:

Земельный кодекс Украины;

Водный кодекс Украины;

Закон Украины "Об аренде земли".

Принятие проекта Закона не потребует внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Украины.

5. Финансово-экономическое обоснование.

Принятие законопроекта не влечет выделения дополнительных средств из Государственного бюджета Украины.

6. Прогноз социально-экономических и иных результатов принятия проекта.

Принятие законопроекта позволит урегулировать процедуру передачи в аренду земельных участков под водными объектами, переданными в аренду в соответствии с Водным кодексом Украины, и их прибрежными защитными полосами, передать в аренду такие земельные участки, тем самым обеспечив дополнительные поступления в бюджеты средств от платы за землю.

Кроме того, принятие законопроекта позволит передать водные объекты и земельные участки под ними эффективным пользователям, обеспечить сохранность водных объектов, а также будет способствовать развитию предпринимательской деятельности.