331zakon_pz

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Украины
"О внесении изменения в статью 207 Налогового кодекса Украины"

 

1. Обоснование необходимости принятия акта.

Проект закона Украины "О внесении изменений в статью 207 Налогового кодекса Украины" разработан с целью единообразия применения используемых терминов и определения их понятий в действующем законодательстве Украины и адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.

В декабре 2010 года Верховная Рада Украины приняла Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ ), основные положения которого , в частности Раздел V "Налог на добавленную стоимость", вступили в силу с 1 января 2011 года.

В процессе организации налогообложения по новым нормам субъекты хозяйствования столкнулись с рядом проблем, вызванных недостаточной согласованностью отдельных статей НКУ с нормами действующего законодательства Украины.

Так, статья 207 Н КУ , определяющая порядок взимания налога на добавленную стоимость туристических услуг, содержит ряд противоречивых норм, принятых вразрез с действующим Законом Украины "О туризме", а также положений, не согласованных с законодательством ЕС. Это не отвечает принципам, на которых , как задекларировано, основывается налоговое законодательство Украины.

В частности:

значительно отличаются определения терминов субъектов туристической деятельности (туроператоров и турагентов ), а также туристических услуг (турпродукта ), принятые в НКУ , от их определений, данных в Законе Украины "О туризме";

при определении базы налогообложения рассматривается операция поставки туристического ваучера (путевки), тогда как туристический ваучер (путевка) согласно статье 23 Закона Украины "О туризме", является формой письменного договора на туристическое либо экскурсионное обслуживание, которая может использоваться в соответствии с указанным законом;

статья 207 Н КУ исключает из субъектов регулирования посредников, таким образом, налогообложение посреднической деятельности турагентов (деятельность которых по своему определению является посреднической) должно определяться другими нормами. Однако, далее в статье приводится определение турагента, согласно которому он является посредником, и описывается порядок налогообложения операций турагента;

при определении базы налогообложения, указанной в пункте 207.5 НКУ, применяется понятие фактических затрат , при этом не раскрывается их состав , что делает невозможным определение вознаграждения (маржи ) как базы налогообложения;

к туристическим операторам отнесены субъекты хозяйствования, непосредственно предоставляющие услуги по временному размещению туриста, – отели , санатории, пансионаты и т.п.

Исходя из вышеприведенного предлагается изменить статью 207 НКУ, изложив ее в новой редакции.

2. Цель и задачи принятия акта.

Целью законопроекта является создание благоприятных условий для развития индустрии туризма, поддержания приоритетных направлений туристической деятельности, в частности, въездного и внутреннего туризма.

Главными задачами законопроекта являются усовершенствование порядка налогообложения в сфере туризма путем упрощения и гармонизации порядка взимания налога на добавленную стоимость туристических услуг.

3. Общая характеристика и основные положения акта.

Проектом предполагается внести изменения в статью 207 Налогового кодекса Украины по:

исключению из статьи терминов, понятия которых установлены Законом Украины "О туризме";

введению порядка определения базы налогообложения, касающейся единой услуги, предоставленной туроператором (турагентом), и порядка определения базы налогообложения посреднической деятельности, связанной с приобретением туристических услуг по поручению туриста.

4. Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования.

Нормативно-правовую базу в данной сфере правового регулирования составляют:

Конституция Украины;

Налоговый кодекс Украины;

Закон Украины "О туризме";

Принятие настоящего законопроекта не требует внесения изменений в иные законы Украины.

5. Финансово-экономическое обоснование.

Реализация указанного законопроекта не нуждается в дополнительных финансовых затратах из Государственного бюджета Украины.

6. Прогноз социально-экономических и других последствий принятия акта.

Принятие данного законопроекта позволит активизировать в Украине въездной и внутренний туризм, обеспечить становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины и поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма, улучшить инвестиционный имидж государства, увеличить поступления в местные бюджеты, обеспечить занятость населения, развить инфраструктуру.