176konc

Приложение
к Постановлению Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от "__"__________ 2011 г. № ___

КОНЦЕПЦИЯ
"Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым"
на период 2011–2020 годов"

1. Общие положения

Концепция "Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым на период 2011-2020 годов" (далее – Концепция) представляет собой систему целей, задач, основных направлений и механизмов дальнейшего развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.
Яхтенный туризм является составной частью транспортного и туристического комплексов Автономной Республики Крым, который должен развиваться опережающими темпами с целью содействия дальнейшему экономическому и социальному развитию Крыма и преобразованию его в международный центр туризма, отдыха и санаторно-курортного оздоровления.
Основным назначением Концепции является определение ключевых проблем, целей и приоритетов развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым с точки зрения потребностей и интересов Украины и Автономной Республики Крым на период до 2020 года.
Реализация Концепции будет способствовать:
- развитию транспортной инфраструктуры в Автономной Республике Крым;
- стимулированию строительства яхтенных марин и стоянок, оказанию сервисных и ремонтных услуг, производству и оснащению яхтенных судов, подготовке специалистов, обслуживающих яхты и оказывающих сервисные услуги;
- привлечению дополнительных туристических потоков в Автономную Республику Крым и созданию позитивного имиджа Крыма, как международного центра развития туризма;
- привлечению инвестиций в Автономную Республику Крым;
- увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней;
- созданию новых рабочих мест.

2. Термины и определения

В данной Концепции используются следующие термины и определения:
яхта – парусное, парусно-моторное или моторное (катер) судно, предназначенное для прогулок, спорта, отдыха и туризма;
яхтенная гавань – защищенная от волн прибрежная часть водной акватории, служащая местом для безопасной стоянки яхт;
яхтенная марина – яхтенная гавань, специально оборудованная для безопасной стоянки и сервисного обслуживания яхт, и, как правило, имеющая оборудованный надлежащим образом пункт пропуска (контроля) через государственную границу Украины;
яхтенная стоянка – прибрежная часть водной акватории, служащая местом для безопасной якорной стоянки яхт;
яхтенный туризм        - вид отдыха, предполагающий временные выезды туриста за пределы постоянного места проживания с целью краткосрочного путешествия, на протяжении которого средством передвижения и основным местом ночевок является маломерное судно (парусная или моторная яхта), находящееся в собственности либо взятое в аренду.

3. Характеристика яхтенного туризма в Автономной Республике Крым и его основных проблем

Яхтенный туризм – одно из ведущих направлений туризма. Для Автономной Республики Крым туристическая отрасль является приоритетной отраслью экономики, обеспечивающей стабильное развитие региона.
Климатические условия, значительная протяженность береговой линии и интерес яхтенных туристов к акватории Черного моря обуславливают перспективность развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.
Яхтенный туризм характеризуется наличием и степенью развития основных компонентов, таких как: инфраструктурные объекты (яхтенные марины и стоянки, заправочные станции, ремонтные базы), яхтенный флот (региональный и в виде судов въездного яхтенного туризма), субъекты контроля (таможенная и пограничная службы — в качестве обслуживания въездного и выездного яхтенного туризма), кадровое обеспечение и информационная поддержка.
На сегодняшний день не все компоненты яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым характеризуются достаточной степенью развития.
Так, в регионе значительно ограничено количество инфраструктурных объектов, которые фактически осуществляют или в краткосрочном периоде могут оказывать услуги по стоянке и обслуживанию яхт.
Обслуживание яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым в настоящее время потенциально может осуществляться незначительным количеством предприятий таких, как: ГП "Ялтинский морской торговый порт" (далее Ялтинский МТП), г. Ялта; ОАО "Бухта Двуякорная", г. Феодосия, п. Орджоникидзе; ООО "Международная морская ассоциация "Мыс Горн, г. Керчь; ГП "Евпаторийский морской торговый порт" (далее Евпаторийский МТП), г. Евпатория.
При этом единственным фактически функционирующим объектом из вышеперечисленных является Ялтинский МТП.
Заправочные станции (нефтеналивные бункеровщики) для заправки яхт и катеров на территории Крыма отсутствуют.
По оценкам экспертов минимальная потребность Украины в нефтеналивных бункеровщиках составляет 8-10 объектов для побережья Черного моря.
Создание новых объектов яхтенного туризма возможно путем использования территорий существующих портов, портопунктов и причалов на базе незадействованных земельных участков и на базе существующих берегоукрепительных сооружений.
Яхтенные суда являются судами маломерного флота и могут использовать для стоянок существующие причалы маломерного флота.
В Автономной Республике Крым зарегистрировано 262 причала маломерного флота. Однако оценка состояния и потенциала для использования существующих причалов с целью развития яхтенного туризма в настоящее время не осуществлена.
Развитие инфраструктурных объектов на базе существующих портов, портопунктов и причалов возможно при наличии заинтересованности собственников и балансодержателей данных объектов, а также при решении вопросов о расширении земельных участков для размещения объектов и их инфраструктуры.
О недостаточном уровне развития яхтенного туризма в регионе свидетельствует тот факт, что фактический объем обслуживаемых в Автономной Республике Крым яхт не может быть определен, т. к. статистическая информация по обслуживанию яхт не осуществляется.
По оценкам экспертов – представителей Азово-Черноморской экологической инспекции в Автономной Республике Крым зарегистрировано около 3 – 4 тысяч маломерных судов; при этом в целом в Украине зарегистрировано порядка 85 тысяч судов маломерного флота. Большинство из них – лодки, шлюпки, водные велосипеды. Количество яхт под Украинским флагом является незначительным и их увеличение в краткосрочной перспективе крайне затруднено по следующим причинам: производственный потенциал строительства судов в Автономной Республике Крым существует, но является недостаточно развитым; стоимость судов является высокой и покупательская способность на внутреннем рынке, с учетом особенностей регистрации судов под Украинским флагом, является незначительной.
Важным звеном в развитии яхтенного туризма является наличие производственной базы для строительства и ремонта маломерных судов.
В Автономной Республике Крым производством маломерных судов занимаются следующие предприятия: ГП КТБ "Судокомпозит" (г.Феодосия), ОАО "Приморец" (г.Феодосия), ОАО ФСК "Море" (г.Феодосия), ГП "Стеклопластик" (г.Феодосия), ГП "Керченский судоремонтный завод" (г.Феодосия). Однако, как показывает анализ, уровень производства маломерных судов в регионе является незначительным и в перспективе должен быть увеличен по объемам и по типам выпускаемых судов.
В Автономной Республике Крым имеется потенциал в сфере проектирования и строительства объектов морской инфраструктуры яхтенных марин. Проектирование и строительство объектов, при наличии подготовленных проектов, возможно в значительных объемах. Однако в Украине отсутствуют общегосударственные нормы и стандарты в отношении требований к строительству и оснащению яхтенных марин, что может привести к созданию объектов, не отвечающих в последующем применяемым нормам и правилам.
Также при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов яхтенного туризма необходимо наличие квалифицированного персонала.
Как показывает анализ, десять высших учебных заведений Украины специализируются на подготовке кадров в сфере морской деятельности. Кроме того, в Украине действует 52 учебно-тренажерных заведения, подготовка в которых отвечает международным и национальным требованиям.
Указанное количество учебных заведений может быть активно использовано для подготовки кадров, необходимых для развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.
Значительный вклад в активизацию яхтенного туризма в Автономной Республике Крым может оказать развитие въездного туризма, который способен в краткосрочной перспективе обеспечить увеличение количества яхт у берегов Крыма.
Однако по статистической информации за период с 2007 по октябрь 2010 годов в Автономной Республике Крым было обслужено всего 267 яхт по въездному туризму (данные представлены без учета г. Севастополя).
Основными сдерживающими факторами по обслуживанию въездного яхтенного туризма являются несовершенство законодательной базы в отношении въездного яхтенного туризма и недостаточное количество пунктов пропуска через государственную границу.
В настоящее время в Автономной Республике Крым существуют следующие пункты пропуска: отдел пограничной службы "Евпатория" – 2/2 (въезд/выезд), отдел пограничной службы "Ялта" – 3/3 (въезд/выезд), отдел пограничной службы "Феодосия" – 3/3 (въезд/выезд), отдел пограничной службы "Керчь" – 3/3 (въезд/выезд). Однако по данным Крымской таможни маломерные суда обслуживают только пункты пропуска в городах Евпатория и Ялта.
При развитии яхтенного туризма в Автономной Республике Крым количество пунктов пропуска через государственную границу и их пропускная способность должны быть значительно увеличены.
Немаловажной проблемой является также недостаточная информационная поддержка развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым. В настоящее время по данной тематике отсутствуют такие информационные ресурсы как интернет портал, справочные материалы, каталоги, карты, схемы, буклеты, а также не осуществляется продвижение направления яхтенного туризма на международных туристических выставках и через иные информационные каналы.
Яхтенный туризм требует формирования положительного имиджа региона как международного центра туризма и наличия активной информационной поддержки всех участников яхтенного туризма.

4. Цели Концепции

Основной целью Концепции является определение и реализация приоритетных направлений по развитию Автономной Республики Крым, как центра яхтенного туризма международного уровня в Причерноморском бассейне путём эффективного использования природно-рекреационного потенциала, создания современной береговой инфраструктуры яхтенных марин и стоянок в Автономной Республике Крым, создание условий для развития базы яхтенных судов различного типа путем активизации использования существующего в Автономной Республике Крым промышленного потенциала по строительству и ремонту маломерных судов.

5. Пути и способы решения проблем

Концепция предусматривает возможность решения основных проблем развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым путем реализации следующих основных направлений:

5.1. Создание инфраструктуры яхтенных марин и яхтенных стоянок на Черноморском побережье Автономной Республики Крым путем:

5.1.1. Формирования единой инфраструктуры яхтенного туризма, включающей объекты всех форм собственности, строительства новых и модернизации существующих яхтенных марин, иных действующих объектов инфраструктуры яхтенного туризма, размещенных в рекреационных территориях Автономной Республики Крым, в следующем составе:
- г. Керчь: яхтенная марина (ООО "Международная морская ассоциация "Мыс Горн"), яхтенная марина (ООО "Фарватер"), яхтенная стоянка (ООО "Торгово-энергетическая компания "Гарант-Сервис");
- г. Феодосия: яхтенная марина на базе ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море", яхтенная марина на базе ОАО "Бухта Двуякорная" (пос. Орджоникидзе), пункт временного посещения и оборудованная якорная стоянка на базе Портопункта Феодосийского торгового порта в пгт Коктебель;
- г. Судак: пункт временного посещения и оборудованная якорная стоянка на базе портопункта Ялтинского МТП, пгт Новый Свет, оборудованная якорная стоянка;
- г. Алушта, незавершенная яхтенная марина;
- пгт Гурзуф: яхтенная марина на базе действующего порта МДЦ "Артек", яхтенная марина на базе ООО "Таурус Девелопмент";
- бухта Ласпи, яхтенная марина с пунктом пропуска через границу;
- г. Евпатория: яхтенная марина на базе Евпаторийского МТП;
- пгт Мирный: яхтенная марина на базе бывшей авиабазы "Донузлав", мыс "Султан-Эли"; яхтенная марина на базе бывшей авиабазы "Донузлав", Мыс "Морской";
- пгт Черноморское: якорная стоянка в бухте "Узкая", в районе бывшего завода торгового оборудования;
- иные объекты, выявленные в ходе инвентаризаций, проводимых в рекреационных территориях Автономной Республики Крым;
5.1.2. Первоочередной реализацией двух пилотных проектов по строительству яхтенных марин в городах Ялта и Евпатория на территориях морских торговых портов.

    1. Определение яхтенных туристических маршрутов, последовательности их обустройства на основании анализа тенденций развития туризма и прогнозных оценок туристических потоков в Автономной Республике Крым и в отдельных рекреационных регионах.
    2. Разработка комплексной схемы размещения маршрутов яхтенного туризма, объектов туристических посещений и инфраструктуры яхтенного туризма.
    3. С целью определения дополнительных объектов и территорий для обеспечения долгосрочного развития инфраструктуры яхтенного туризма в Автономной Республике Крым необходимо:

5.4.1. Проведение инвентаризации существующих акваторий, причалов маломерного флота, берегоукрепительных сооружений и другой инфраструктуры с целью возможного их дальнейшего использования для развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым;
5.4.2. Проведение инвентаризации земель, которые могут быть использованы для развития береговых инфраструктурных объектов яхтенного туризма, с целью их дальнейшего резервирования;
5.4.3. Внесение на основе проведенных вышеуказанных инвентаризаций изменений в планы экономического и социального развития рекреационных территорий Автономной Республики Крым;
5.5. Обеспечение исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских советов и районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым выполнения следующих мероприятий:
5.5.1. Разработка технико-экономических обоснований (бизнес-планов инвестиционных проектов) с целью поиска и привлечения инвестиций для строительства объектов инфраструктуры яхтенного туризма;
5.5.2. Модернизация и реконструкция существующих причалов маломерных судов;
5.5.3. Формирование перечня дополнительных объектов для включения в создаваемую сеть инфраструктурных объектов яхтенного туризма в Автономной Республике Крым;
5.5.4. Поиск и привлечение инвесторов на конкурсной основе для осуществления модернизации, реконструкции и последующей эксплуатации объектов инфраструктуры яхтенного туризма.
5.6. Создание дополнительных пунктов пропуска через государственную границу и расширение пропускной способности существующих пунктов путем их реконструкции.
5.7. Дальнейшее расширение производственной и ремонтной базы судостроительных предприятий путем создания условий и разработки механизмов стимулирования дальнейшего роста объемов производства и ремонта яхт различного класса для создания флота маломерных судов в Автономной Республике Крым.
5.7. Использование зарубежного опыта развития яхтенного туризма и инфраструктуры объектов в виде яхтенных марин в части:
5.7.1. Внедрения гибкой фискальной политики через установление специальных налоговых режимов и упрощение правил ведения предпринимательской деятельности в области организации и обеспечения яхтенного туризма, что даст возможность рассчитывать на привлечение в данный сегмент туристической индустрии инвестиций;
5.7.2. Активизации развития отечественного яхтенного туризма путем создания базы флота спортивных и прогулочных судов, а также их строительства на территории Автономной Республики Крым;
5.7.3. Изначальной ориентации на мировые стандарты, что будет способствовать внедрению в область малого судостроения современных технологий, наполнению отечественного рынка спортивных и прогулочных судов качественной и конкурентоспособной продукцией, а в среднесрочной перспективе – выходу на мировой рынок.
5.8. Осуществление информационной поддержки яхтенного туризма путем:
5.8.1. Создания единой системы информационного и справочного обслуживания туристов и субъектов яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым, включающей создание единых порталов с базами данных по туристическим маршрутам и объектам инфраструктуры яхтенного туризма, разработанным инвестиционным проектам;
5.8.2. Разработки и изготовления карт, схем, справочников, буклетов по яхтенному туризму в Автономной Республике Крым.
5.9. Организация привлечения инвестиций путем:
5.9.1. Обеспечения предприятием "Агентство регионального развития", исполнительными комитетами городских, поселковых и сельских советов, районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым условий стимулирования и осуществления комплекса мероприятий по привлечению инвестиций в строительство новых и модернизацию действующих объектов яхтенной инфраструктуры;
5.9.2. Осуществления мероприятий по реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации инфраструктуры яхтенного туризма в период до 2020 года;
5.9.3.Расширения международного сотрудничества в сфере яхтенного туризма с целью дальнейшего увеличения количества зарубежных яхтенных туристов.
5.10. Развитие кадрового потенциала путем:
5.10.1. Изучения ситуации и осуществления мерерориятий по организации на базе действующих учебных заведений всех форм собственности, расположенных на территории Автономной Республики Крым, обучения специалистов различных специальностей, требуемых для работы на маломерных судах и предоставления сервисных услуг на объектах инфраструктуры яхтенного туризма Автономной Республики Крым.
5.11. Совершенствование законодательства в сфере правового регулирования яхтенного туризма путем:
5.11.1. Инициирования разработки и принятия Государственной программы развития яхтенного туризма в Украине;
5.11.2. Проведения анализа законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы в сфере яхтенного туризма, и подготовки предложений по их совершенствованию в части:
- правового регулирования плавания иностранных спортивных и прогулочных судов путем:
допуска на внутренние водные пути Украины данной категории судов;
- снижения административных и иных барьеров для их нахождения в территориальном море Украины, внутренних морских водах и внутренних водных путях;
- унификации законодательства Украины и приведения его в соответствие с действующими международными нормами права;
- законодательного разграничения компетенции, полномочий и ответственности органов исполнительной власти и негосударственных субъектов в данной сфере;
- сертификации и стандартизации существующей инфраструктуры индустрии яхтенного туризма;
- внесения изменений в ряд нормативно – правовых документов в отношении упрощения процедур въездного яхтенного туризма, снятия ограничений на чартерный туризм для иностранных граждан, упрощение процедур получения лицензий на пассажироперевозки и аренду яхт, снижения таможенных пошлин на ввоз яхт и по иным вопросам;
- принятия нормативов, установленных требований к обустройству яхтенных марин и стоянок.

6. Сроки реализации Концепции

Реализация запланированных в Концепции направлений развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым требует больших объемов инвестиций. В связи с этим срок реализации Концепции предусматривается на долгосрочный период с 2011 по 2020 годы.

7. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Концепции

Основной составляющей развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым является активная реализация инвестиционной политики, механизмами которой могут быть:
- использование средств предприятий всех форм собственности, средств государственного бюджета, местных бюджетов, средств инвесторов, кредитных ресурсов коммерческих банков и международных финансовых организаций;
- внедрение механизмов государственно-частного партнерства с целью привлечения ресурсов для смешанного финансирования развития яхтенного туризма, сочетания государственных капитальных вложений и частного капитала отечественных и иностранных инвесторов.
Прогнозные объемы финансирования с 2011 по 2020 годы для реализации Концепции составляют 280 – 311 миллионов евро.
Средний объем инвестиций на одно создаваемое причальное место составит около 85 тысяч евро с учетом создания соответствующей береговой инфраструктуры.
Уточнение объема инвестиционных затрат должно быть произведено после разработки предварительных технико-экономических расчетов по каждому объекту инфраструктуры яхтенного туризма.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции, определение ее эффективности

Реализация Концепции будет иметь социально- экономический эффект в развитии экономики Автономной Республики Крым и Украины и окажет значительное содействие развитию яхтенного туризма.
Вся инфраструктура яхтенного туризма перейдет на качественно новый уровень функционирования вследствие формирования ее в соответствии с международными стандартами.
За счет создания благоприятного инвестиционного климата будет возможно обновить долгосрочные активы, задействованные в яхтенном туризме, внедрить прогрессивные технологии организации труда и энергосбережения.
Повышение эффективности инфраструктуры яхтенного туризма сделает его конкурентоспособным элементом экономики Автономной Республики Крым и Украины в целом.
Реализация Концепции позволит создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджеты всех уровней.
Выполнение основных направлений Концепции позволит достигнуть следующих результатов:
- создать до 2020 года сеть яхтенных марин и стоянок в Автономной Республике Крым, в т. ч. создать 11 яхтенных марин, 4 яхтенные стоянки и 4 заправочные станции;
-организовать производство судов маломерного флота в Автономной Республике Крым в количестве не менее 200 яхт;
- развить пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу в отношении обслуживания въездного и выездного туризма на яхтенных судах до 300 маломерных судов на въезд и 300 маломерных судов на выезд ежедневно;
- обеспечить информационную поддержку яхтенного туризма в Автономной Республике Крым, в т. ч. создать единый информационный портал яхтенного туризма с началом функционирования в 2012 году.