1753pz

Пояснительная записка

к проекту закона Республики Крым

"О размещении инженерных сооружений"

 

1. Нормативно-правовое обоснование проекта

Проект закона разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Крым.

 

2. Обоснование необходимости принятия проекта

Принятие данного проекта обусловлено необходимостью создания правовых основ регулирования сервитутов в части порядка и условий их установления, использования, прекращения.

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации обусловило необходимость срочного строительства новых инженерных сетей и связанных с ними объектов, в том числе линий электропередачи, водовода питьевого водоснабжения и других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения республики, что требует оперативного решения вопросов оформления прав на земельные участки.

Как показала практика, проектирование трасс инженерной инфраструктуры большой протяженности невозможно без их прохождения через земельные участки, ранее предоставленные в собственность и пользование.

Решение данных вопросов в рамках действующего законодательства путем принудительного изъятия, в том числе путем выкупа, требует длительных временных и больших финансовых затрат.

Отношения по установлению, использованию и прекращению публичных сервитутов в настоящее время регулируются нормами Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. При этом в каждом нормативном правовом акте имеется свой подход к вопросам правового регулирования сервитутов.

Следует отметить, что при установлении сервитутов заинтересованные лица сталкиваются с множеством неразрешимых проблем.

Например, в абсолютном большинстве случаев невозможно определить господствующую недвижимость для целей установления сервитута при размещении вновь строящихся или капитально реконструируемых линейных сооружений. Законодательство не содержит четких критериев определения юридических, экономических или физических потребностей в установлении сервитута, что приводит к неоднозначности правоприменительной практики (в том числе судебной) при установлении сервитутов.

Также существенно затруднено оформление землепользования под линейными объектами на условиях публичного сервитута, поскольку установление публичного сервитута предусмотрено только для существующих линейных сооружений, при этом требуется проведение публичных слушаний. Установление публичного сервитута для строительства новых линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, в действующем законодательстве, если при установлении частного сервитута собственник земельного участка в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком, при установлении публичного сервитута собственник земельного участка вправе требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут. Таким образом, вопреки принципу платности использования земли, пользователь публичного сервитута не оплачивает использование чужого земельного участка. Данные обстоятельства приводят к незаинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении публичных сервитутов.

В связи с этим возникают сложности при оформлении данных отношений, что сдерживает внедрение публичных сервитутов и приводит к ситуации, когда заинтересованные лица вынуждены искать более дорогие и неудобные способы оформления своих отношений, например путем заключения договора аренды, или вынуждены уклоняться от оформления отношений с собственниками земельных участков, занимая земельные участки без правовых оснований.

Таким образом, для реализации проектов по строительству линейных объектов инженерной инфраструктуры и прочно связанных с ними объектов, например, линии электропередачи и трансформаторных подстанций, придется привлекать огромные средства для выкупа или аренды земельных участков, находящихся в пользовании. Значительные расходы необходимы также для проведения кадастровых работ, постановки на кадастровый учет, оформления прав на земельные участки, занятые контракциями линейных объектов (например, земельные участки под опорами линий электропередачи). Следствием увеличения затрат на содержание земельных участков будет неизбежное увеличение тарифов, что способно ухудшить макроэкономические показатели Российской Федерации.

Особенностью размещения линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника земельного участка, на котором они расположены, и в основном не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению (для осуществления сельскохозяйственных работ, промышленного производства, ведения лесного хозяйства). Таким образом, оформление прав собственности или аренды на такие земельные участки нецелесообразно.

Анализ законодательства показывает, что под сервитутом понимается множество ограничений собственности, начиная от права сбора ягод в лесах и сенокошения, которые являются по существу узуфруктами, и заканчивая правом размещения здания на чужом земельном участке, которое по существу является арендой.

Вместе с тем можно выделить основные признаки сервитутов:

­ незначительное обременение, которое не препятствует использованию земельного участка по целевому назначению;

­ сервитут предназначен для обслуживания недвижимости или земельного участка;

­ сервитут предполагает пользование чужой недвижимостью строго определенным лицом;

­ вещный характер, то есть обременение не зависит от изменения прав на земельный участок и, как правило, не зависит от изменения границ обременяемого земельного участка.

Анализ зарубежного опыта (США, Англия, Австралия, Канада, Германия, Швеция, Дания) показывает, что сервитут является одним из основных прав на землю, обеспечивающих нахождение на ней инженерных и транспортных коммуникаций: газопроводов, водопроводов и иных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и т.п., что обеспечивает их быстрое развитие, легкий доступ к земельным ресурсам.

Также следует отметить, что линейные объекты находятся на землях, являющихся не только государственной или муниципальной собственностью, но и частной собственностью, поэтому общая модель переоформления прав на земельные участки к ним неприменима. Выход видится в развитии правового регулирования сервитутов (ограниченного пользования земельными участками), наиболее подходящего вида отношений для размещения большинства линейных объектов.

 

3. Цели и задачи проекта

Проект направлен на решение вопросов оформления прав на земельные участки для строительства линейных инженерных сооружений и прочно связанных с ними объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения, энергетической безопасности Республики Крым, путем установления публичных сервитутов, а также на усовершенствование процедуры их установления .

 

4. Финансово-экономическое обоснование

Принятие данного проекта не требует финансирования из бюджета Республики Крым.

 

5. Прогноз последствий принятия проекта

Принятие данного закона обеспечит возможность оперативного решения вопросов, связанных с оформлением прав на земельные участки для размещения на них объектов инженерной инфраструктуры, имеющих важное региональное или общегосударственное значение .

 

 

И.о Главы Республики Крым

С.АКСЁНОВ