967

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Кабинета Министров Украины

"О внесении изменений в Формулу распределения объема

межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, передаваемых в государственный бюджет) между государственным

и местными бюджетами"

 

1. Обоснование необходимости принятия акта

В рамках реализации Национального плана действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 "Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство", утвержденного Указом Президента Украины от 12.03.2012 № 187/2012, в Автономной Республике Крым активно проводится работа по повышению качества предоставления медицинской помощи.

Для выполнения норм Закона Украины от 05.07.2012 № 5081-VI "Об экстренной медицинской помощи" необходимо внесение изменений в Формулу распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, передаваемых в государственный бюджет) между государственным и местными бюджетами (далее – Формула), утвержденную постановлением Кабинета Министров Украины от 08.12.2010 № 1149.

 

2. Цель и пути ее достижения

Целью принятия проекта постановления является возможность обеспечить эффективное экономическое и социальное развитие Автономной Республики Крым как неотъемлемой части Украины.

 

3. Правовые аспекты

Закон Украины "Об экстренной медицинской помощи";

Постановление Кабинета Министров Украины от 8 декабря 2010 года № 1149 "Некоторые вопросы распределения объема межбюджетных трансфертов".

4. Финансово-экономическое обоснование

Одним из показателей расчетного объема расходов на здравоохранение бюджета Автономной Республики Крым и областного бюджета, который включен в формулу (п. 18) для увеличения затрат на экстренную медицинскую помощь, является показатель S pilot/ex(ob). Однако в соответствии с пояснениями показатель S pilot/ex(ob) учитывается только "для других областных бюджетов для оказания экстренной медицинской помощи согласно Закону Украины "Об экстренной медицинской помощи". Таким образом, отсутствует бюджет Автономной Республики Крым, что делает невозможным увеличение соответствующих расходов на экстренную медицинскую помощь для бюджета Автономной Республики Крым.

При расчете S pilot/ex(ob) применяется коэффициент корректирования K zm(r)3 к численности имеющегося населения соответствующей административно-территориальной единицы N i, что уменьшает его на численность населения, которое обслуживается учреждениями, входящими в сферу управления Министерства здравоохранения Украины, Министерства инфраструктуры Украины, государственного управления делами Украины и Национальной академии наук Украины N wrn(r)i, а также на численность населения населенных пунктов, в которых отсутствует сеть заведений здравоохранения, финансируемых за счет средств местных бюджетов, и обслуживаются учреждениями, финансируемыми за счет средств государственного бюджета N dm(r)i.

Вместе с тем статьей 87 Бюджетного кодекса Украины не предусмотрено осуществление расходов по оказанию скорой медицинской (неотложной) помощи пациентам и потерпевшим лицам, которые находятся в неотложном состоянии, учреждениями, финансируемыми из Государственного бюджета Украины. Кроме того, в Перечне, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.2011 № 501, по заведениям здравоохранения и программам в сфере здравоохранения, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций и финансируются из государственного бюджета Украины, нет станций скорой помощи или учреждений, имеющих такие станции в своем составе. Таким образом, формульный расчет необоснованно занижает необходимый объем расходов бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов в части определения затрат на оказание экстренной медицинской помощи.

С целью приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства необходимо в Формуле расчетного показателя объема расходов на здравоохранение бюджета Автономной Республики Крым и областного бюджета исключить показатели N wrn(r)i, N dm(r)i.

Для обеспечения надлежащего методологического подхода к распределению затрат в 2014 году и последующих годах необходимо внести изменения в формулу в части увеличения объема расходов на экстренную медицинскую помощь на коэффициент 1,3.

Необходимость введения данного коэффициента обусловлена тем, что до реформирования водители и часть медицинского персонала, которые привлекались к работе по оказанию экстренной медицинской помощи, числились в штате и получали заработную плату в автохозяйствах и в центральных больницах городов и районов (по Автономной Республике Крым – 1056 единиц). Кроме того, согласно штатным нормативам, определенным приказом Министерства здравоохранения Украины от 07.12.2012 № 018, предусмотрено введение дополнительно более чем десяти новых структурных подразделений, в частности, оперативно-диспетчерское управление, отдел автоматизированных систем управления, оперативно-штабная бригада чрезвычайных ситуаций, административно-организационное управление (по Автономной Республике Крым – 258 единиц).

Кроме того, определенный формульным расчетом объем расходов не учитывает затрат на горючее и иные эксплуатационные затраты (в 2012 году получено новых 30 единиц автомобилей скорой помощи). Введение коэффициента в 1,3 позволит создать финансовые условия для обеспечения бесперебойной работы автомобилей скорой медицинской помощи и выполнения нормативов срока прибытия на вызов (город – 10 минут, сельская местность – 20 минут), приобретения горюче-смазочных материалов, запасных частей для ремонта автомобилей.

Для реализации норм статьи 10 Закона "Об экстренной медицинской помощи" необходимо обеспечить финансирование затрат по функционированию в составе Центра отделений экстренной медпомощи по оказанию помощи пациентам, доставленным бригадами экстренной (скорой) медицинской помощи, в круглосуточном режиме. В настоящее время госпитальная база в Центре отсутствует.

Фактически материально-техническая база и кадровый потенциал Симферопольской городской клинической больницы № 6 позволяет оказывать медицинскую помощь по экстренной травматологии и хирургии и может стать основой для создания госпитального центра экстренной медпомощи с единой региональной оперативно-диспетчерской службой в Автономной Республике Крым. Между руководством республики и органами местного самоуправления г. Симферополь достигнуто согласие относительно передачи имущественного комплекса больницы в республиканскую собственность.

Но передача финансирования затрат этой больницы из бюджета города Симферополя в бюджет Автономной Республики Крым не предусмотрена существующими формульными расчетами. Для решения данной проблемы предлагаем дополнить формулу корректирующим коэффициентом 1,3.

В связи с недостаточностью средств на осуществление расходов по оказанию скорой медицинской (неотложной) помощи согласно индексу роста цен, утвержденному распоряжением Кабинета Министров Украины от 27.03.2013 № 213-р, целесообразно увеличить коэффициент K ехпо расходам местных бюджетов, который применяется для определения расходов на оказание экстренной медицинской помощи в соответствии с Законом Украины "Об экстренной медицинской помощи" по бюджетам городов республиканского Автономной Республики Крым, областного значения, с 0,109 до 0,118 и по бюджетам районов – с 0,085 до 0,092.

Согласно пп.  17–19 Формулы при определении объема расходов на здравоохранение учитывается только численность имеющегося населения административно-территориальной единицы по состоянию на 1 января года, предшествующего плановому.

Лечебные заведения Крыма ежегодно осуществляют затраты на обслуживание лиц, находящихся на отдыхе, однако в объеме межбюджетных трансфертов из Государственного бюджета Украины эти затраты не учтены. При этом в соответствии со ст. 49 Конституции Украины медицинская помощь всем гражданам предоставляется бесплатно. Таким образом, несовершенство Формулы влечет за собой недостаточное финансовое обеспечение заведений здравоохранения Автономной Республики Крым в сравнении с учреждениями здравоохранения других (некурортных) регионов.

В связи с этим считаем необходимым расчетный показатель объема расходов на здравоохранение для бюджета Автономной Республики Крым рассчитывать с учетом коэффициента корректирования части затрат, связанных с оказанием медицинской помощи курортному населению, который составляет 1,044.

Согласно отчетным данным в Автономную Республику Крым на отдых в 2012 году прибыло 6,1 млн. чел., из которых в прошлом году пролечено 11,7 тыс. приезжих с различными острыми состояниями, в том числе тяжелыми травмами, которыми проведено 79,6 тыс. койко-дней (при стоимости 1 койко-дня в 2012 году 273,7  грн. затраты составили 21,8  млн. грн.). Скорой медицинской помощью осуществлено 25,7  тыс. выездов на вызовы отдыхающих (при стоимости 1 выезда 85,53  грн. затраты составили 2,2 млн. грн.) Отдыхающими, приехавшими из других регионов, осуществлено 47,2 тыс. посещений поликлиник. При стоимости 1 посещения 30,8 грн. затраты составили 1,5 млн.  грн. В целом на оказание медицинской помощи приезжим израсходовано в 2012 году средств республиканского и местных бюджетов в сумме 25,5 млн. грн.

 

5. Позиция заинтересованных органов

Проект постановления нуждается в согласовании с Министерством финансов Украины, Министерством экономического развития и торговли Украины и Министерством юстиции Украины.

 

6. Региональный аспект

Проект постановления не касается вопроса развития административно-территориальных единиц.

 

6-1. Предотвращение дискриминации

В проекте постановления отсутствуют положения, содержащие признаки дискриминации.

 

7. Предотвращение коррупции

Проект постановления не содержит риски совершения коррупционных правонарушений и не нуждается в проведении общественной антикоррупционной экспертизы.

 

8. Общественное обсуждение

Проект постановления не нуждается в проведении консультаций с общественностью.

 

9. Позиция социальных партнеров Проект постановления не касается социально-трудовой сферы.

 

10. Прогноз результатов

Принятие постановления позволит реализовать на территории Автономной Республики Крым Закон Украины "Об экстренной медицинской помощи" и обеспечить надлежащее функционирование заведений здравоохранения, что позволит в полной мере достичь поставленных реформой целей.