1491st

       УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от__________2010г. №_______

ПРОГРАММА
регионального мониторинга окружающей природной среды
Автономной Республики Крым на 2010 - 2013 годы

Раздел I
Общие положения

Программа регионального мониторинга окружающей природной среды Автономной Республики Крым на 2010 - 2013 годы разработана в соответствии с частями первой и второй статьи 17, пунктом 9 части первой статьи 18, пунктом 35 части второй статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым, пунктом 38 части второй статьи 9 Закона Украины "О Верховной Раде Автономной Республики Крым", пунктом "в" статьи 20 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", Государственной целевой экологической программой проведения мониторинга окружающей природной среды, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 № 1376, Государственной программой социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года с целью внедрения стратегии и плана действий, направленных на усовершенствование региональной системы мониторинга окружающей среды Автономной Республики Крым, повышение эффективности её функционирования, обеспечение потребностей органов государственной власти и местного самоуправления, общественности в оперативной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды региона.

Программа разработана с целью внедрения стратегии и плана действий, направленных на усовершенствование региональной системы мониторинга окружающей природной среды Автономной Республики Крым, повышение эффективности её функционирования, обеспечение потребностей органов государственной власти и местного самоуправления, общественности в оперативной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды региона.

Программа является основным системным документом, в котором определены цели, задачи, приоритеты региональной политики Автономной Республики Крым в области охраны окружающей природной среды на 2010 – 2013 годы.
Реализация функций и задач мониторинга в Автономной Республике Крым осуществляется через Региональную систему мониторинга окружающей среды(далее - РСМОС), являющуюся неотъемлемой составной частью Государственной системы мониторинга окружающей среды Украины.

Объекты мониторинга окружающей природной среды

Составными частями государственного мониторинга окружающей природной среды Украины являются мониторинг отдельных объектов: атмосферного воздуха, вод, биологического разнообразия, лесов, земель, обращения с отходами, физических факторов влияния, геологической среды, осуществляемый на государственном, региональном и местном уровнях.

По каждому из объектов природной среды и их составных частей могут осуществляться наблюдения, анализ и оценка уровней загрязнения, степени опасности для жизнедеятельности населения и природной среды.
Мониторинг атмосферного воздуха.
К составным частям государственного мониторинга атмосферного воздуха относятся:

  • атмосферный воздух населенных пунктов;
  • атмосферный воздух природоохранных и рекреационных территорий;
  • атмосферные осадки;
  • источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • другие источники загрязнения атмосферного воздуха (шумового, электромагнитного), относительно которых могут осуществляться наблюдения;
  • трансграничный перенос загрязняющих веществ с атмосферным воздухом.

Мониторинг вод.
К составным частям государственного мониторинга вод принадлежат:

  • поверхностные воды суши, в том числе естественные и искусственные водоемы, водотоки и другие объекты поверхностных вод;
  • подземные воды, в том числе питьевые, минеральные, промышленные, термальные и их месторождения;
  • грунтовые воды;
  • морские воды, в том числе переходные, прибрежные, внутренние, территориальное море и исключительная (морская) экономическая зона Украины;
  • источники загрязнения поверхностных вод суши, морских вод, подземных вод, в том числе дренажные воды из мелиоративных систем;
  • донные отложения, как фактор вторичного загрязнения поверхностных вод;
  • источники и системы снабжения питьевой водой;
  • трансграничное перенесение загрязняющих веществ с поверхностными водами;
  • использование водных ресурсов.

Мониторинг биологического разнообразия.
К составным частям государственного мониторинга биологического разнообразия относятся:

  • наземные и водные экосистемы;
  • биосферные заповедные территории (комплексные наблюдения);
  • экосистемы территорий и объектов природно-заповедного фонда;
  • территории элементов государственной и региональной экологических сетей;
  • водно-болотные угодья государственного и местного значения
  • растительный покров земель;
  • сельскохозяйственные растения;
  • зеленые насаждения в городах и поселках городского типа;
  • лекарственные растения (запасы, продуктивность, использование);
  • сельскохозяйственные животные;
  • животный мир природного происхождения;
  • объекты животного мира, являющиеся источниками особо опасных природных инфекций;.

Мониторинг лесов.
Объектом государственного мониторинга лесов является лесной фонд Украины независимо от форм собственности, в том числе земельные участки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для потребностей лесного хозяйства.
К составным частям государственного мониторинга лесов принадлежат:
- лесная растительность;
- лесная фауна, в том числе охотничья фауна;
- лесные грунты.
Мониторинг земель.

Объектом государственного экологического мониторинга земель являются все земли независимо от форм собственности.
К составным частям государственного экологического мониторинга земель принадлежат:
- загрязнение земель разного назначения, в том числе орошаемых и осушенных земель, земель природоохранных территорий, территорий населенных пунктов и занятых природопользователями;
- загрязнение грунтов на землях сельскохозяйственного назначения;
- отрицательные процессы, связанные с изменениями плодородия грунтов на землях сельскохозяйственного назначения;
- изменения состояния ландшафтов вследствие процессов, связанных с образованием оврагов, сдвигов, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями.
- состояние береговых линий речек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
- опасное поднятие уровня грунтовых вод (подтопление) на территории населенных пунктов.
Мониторинг в сфере обращения с отходами.
Составными частями государственного мониторинга в сфере обращения с отходами являются:
- места и объекты сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов;
- влияние на окружающую природную среду мест и объектов обезвреживания, размещения и захоронения отходов
- трансграничное перемещение отходов.
Мониторинг физических факторов влияния.
Мониторингу подлежат территории населенных пунктов и территории, предназначенные для застройки, а также санитарно-защитные зоны и зоны ограниченной застройки вокруг источников физических факторов влияния на окружающую природную среду.
К составным частям государственного мониторинга физических факторов влияния принадлежат:
- факторы акустического влияния на окружающую среду;
- ионизирующее излучение, в том числе радиационное;
- неионизирующее излучение, в том числе электромагнитное.
Мониторинг геологической среды.
Составными частями государственного мониторинга геологической среды являются:
- экзогенные и эндогенные геодинамические процессы, в том числе определения пространственных и видовых характеристик, активности проявлений;
- геохимическое состояние ландшафтов, в том числе определения содержимого и распространение естественных и техногенных химических элементов и соединений;
- геофизические поля, в том числе определения фоновых и аномальных характеристик;
- подземные воды, в том числе оценка ресурсов, гидрогеологические и гидрохимические определения состава и свойств.
На данное время в региональной системе мониторинга окружающей среды (РСМОС) функции и задачи, в соответствии с Положением о государственной системе мониторинга окружающие среды, выполняют региональные подразделения субъектов системы Государственного мониторинга, либо расположенные в Крыму организации и учреждения с делегированными полномочиями, входящие в сферу их управления (к примеру, КП „Южэкогеоцентр” в области мониторинга геологической среды).
Ведомства – субъекты государственной системы мониторинга окружающей среды, как и их региональные подразделения, создавали свои системы исходя из ведомственных задач и возможностей без учета общесистемных требований и приоритетов регионального управления.. Обеспечение функционирования РСМОС, как единой системы, является достаточно сложной задачей и требует решения целого ряда вопросов как в организационном, методическом, так и в техническом плане.

По функциональным задачам ведомственные подсистемы региональной системы мониторинга складываются, как правило, из трех блоков:
- получения и хранения первичных данных;
- обработки, анализа и представления информации;
- оценки, контроля и планирования ведомственных мероприятий по улучшению состояния отдельных объектов окружающей среды.
Каждый из этих блоков на уровне отдельных субъектов РСМОС имеет свою структурно-организационную, научно-методическую и техническую базы.
Существенными факторами, которые определяют основные недостатки и существующий уровень функционирования РСМОС, являются:

а) не определены пространственная структура, регламент наблюдений комплексной сети наблюдений РСМОС и перечень приоритетных для отдельных регионов Крыма показателей оценки их экологического состояния. Создание такой сети на основе инвентаризации и оптимизации существующих ведомственных сетей разрешит более рационально распределять имеющиеся финансовые, технические и прочие ресурсы для обеспечения выполнения функций РСМОС.

б) имеет место дублирование функций ведомственных сетей наблюдений в одних направлениях с одновременным отсутствием необходимых наблюдений в других. Так, наблюдения за загрязнением почвенного покрова проводятся подразделениями 4 субъектов РСМОС за программами, которые не согласованны между собою. Кроме того, уровень развития экологической составляющей земельного кадастра и мониторинга земель не позволяют сегодня говорить об эффективной охране и оценке экологического состояния земельных ресурсов Крыма.

Вместе с тем, в Украине не выделены сети государственного уровня для мониторинга состояния грунтов, а также мониторинга поверхностных вод, которые отвечали бы требованиям общеевропейских сетей EUROSOMNET и EUROWATERNET. В Крыму практически отсутствуют наблюдательные сети фонового и трансграничного мониторинга, что создает дефицит информации по этим направлениям и усложняет комплексную экологическую оценку территорий.
Проведения оптимизации сетей и программ наблюдений разрешит устранить эти недостатки и более рационально использовать государственные средства.

в) техническое и методическое обеспечение сетей наблюдений находится на низком уровне, который отрицательно отображается на качестве первичной информации.
Так, около 85 процентов средств измерительной техники в аналитических лабораториях субъектов РСМОС Крыма имеют срок эксплуатации свыше 15 лет технически устарели и находятся почти в полной физической изношенности.

г) лаборатории разных ведомств для определения одинаковых показателей часто используют разные по методам и метрологическим показателям методики и оснащение, что делает невозможным сопоставление результатов наблюдений, выполнение оценки состояния составных окружающей среды. Устранение этих недостатков возможно при постепенном обновлении и унификации технической и методической базы сетей наблюдений РСМОС.

Раздел II
Цели и задачи программы

Целью данной программы является обеспечение развития региональной системы мониторинга окружающей природной среды, направленного на:
- своевременное поступление достоверных данных о состоянии окружающей природной среды органам исполнительной власти (Приказ Минприроды Украины № 218 от 26.04.2007г.), использование полученных данных для прогнозоррования ситуаций, повышение уровня экологических знаний населения;
- создание и поддержание единой системы наблюдений;
- техническое переоснащение и усовершенствование нормативно-методического обеспечения системы мониторинга;
- согласование работы информационных технологий, используемых в работе субъектов мониторинга окружающей природной среды.
Основные задачи программы:

  •  создание информационной инфраструктуры Региональной системы мониторинга окружающей природной среды;
  • создание единой региональной сети мониторинговых наблюдений;
  • внедрение единой для всех субъектов Региональной системы мониторинга программы наблюдений и нормативной базы;
  • развитие материально-технической базы субъектов Региональной системы мониторинга окружающей природной среды;
  • выполнение комплексной оценки состояния окружающей природной среды и прогнозирования на основе данных мониторинговых наблюдений.

Раздел III
Сроки выполнения программы

Программа разработана на период 2010–2013 годов и будет выполняться в один этап. По мере реализации Программы возможны уточнения сроков исполнения отдельных мероприятий и объемов финансирования исходя из утвержденных показателей расходов на соответствующий год.

Раздел IV
Ожидаемые результаты реализации Программы

Выполнение мероприятий, определенных Программой, даст возможность:

- установить факторы окружающей природной среды, которые оказывают негативное влияние на здоровье населения; усилить согласованность деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций и средств массовой информации в сфере охраны окружающей природной среды; повысить уровень информированности населения о состоянии окружающей природной среды;

- сократить сроки разработки и повысить качество и эффективность управленческих решений в сфере охраны окружающей природной среды, рационального природопользования и экологической безопасности; оптимизировать сеть экологического мониторинга Автономной Республики Крым;

- повысить эффективность использования средств наблюдения за состоянием окружающей природной среды и антропогенным влиянием на него.
Эффективность Программы обеспечивается оперативностью принятия решений в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов и, как следствие, уменьшением расходов на решение проблем экологической безопасности.

Таблица 1
Прогнозные показатели реализации Программы регионального мониторинга окружающей природной среды Автономной Республики Крым на 2010 - 2013 годы

Наименование
задания

Наименование показателя

Единица измерения

Значения показателей

Всего

в том числе по годам

2010

2011

2012

2013

1.Создание на основе интеграции ведомственных сетей инфраструктуры системы мониторинга и обеспечение её функционирования

Объем средств, необходимых для выполнения задания, всего

тыс. гривен

960,0

50,0

220,0

570,0

120,0

2. Развитие и усовершенствование структуры системы мониторинга

Создание станции
фонового мониторинга

шт

2

 

1

1

 

3. Проведение мониторинга объектов окружающей природной среды, создание и введение банка информационных ресурсов системы мониторинга

Определение данных
о состоянии
окружающей
природной среды

тыс. определений

368

92

92

92

92

в том числе:

 

 

 

 

 

 

атмосферного воздуха

 

84

21

21

21

21

вод

 

144

36

36

36

36

земель

 

48

12

12

12

12

лесов

 

36

9

9

9

9

геологической среды

 

56

14

14

14

14

4. Усовершенствование нормативно-методической базы функционирования системы мониторинга

количество разработанных документов

 

6

1

2

1

2

5. Усовершенствование приборо-технического оснащения и метрологического обеспечения системы мониторинга

объем денег, необходимых для выполнения задания, всего

тыс. гривен

6308

1998

1830

1330

1150

6. Создание механизма проведения оценки, прогнозирования состояния окружающей природной среды и подготовки информации для принятия управленческих решений

количество выполненных научных робот

 

6

1

1

2

2

Раздел V.
Объёмы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из бюджета Автономной Республики Крым (Республиканского фонда (АРК) охраны окружающей природной среды (7268,0 тыс. грн.)).

Раздел VI
Механизм реализации Программы

Программа представляет собой комплекс мероприятий (согласно Приложению 1), направленных на усовершенствование региональной системы мониторинга окружающей природной среды Автономной Республики Крым.
Обмен информацией осуществляется на основе Регламентов, Соглашений о сотрудничестве в области мониторинга окружающей природной среды между субъктами РСМОС.
Анализ, обработка информации и ее размещение на информационно-аналитическом веб-портале Министерства охраны окружающей природной среды Украины осуществляется ежемесячно, ежеквартально и ежегодно согласно установленным формам (приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 26 апреля 2007 года № 218 "О предоставлении экологической информации").
Ежеквартально Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды информирует Совет министров Автономной Республики Крым о состоянии окружающей природной среды для принятия управленческих решений. Параллельно данные мониторинговых наблюдений направляются в Украинский научно-исследовательский гидрометеорологический институт для подготовки ежемесячного обзора "Стан довкілля в Україні".
Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды осуществляет мониторинг показателей Программы и информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым о ходе ее выполнения.