1459pz

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым
"О Конституционном представлении об официальном толковании положений статьи 33 Конституции Украины, статьи 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине"

Конституция Украины в пункте 1, статьи 33 гарантирует каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, свободный выбор места проживания за исключением ограничений, установленных законом. Более детально вопрос выбора места проживания на Украине регулирует Закон Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания на Украине" от 11 декабря 2003 года (Закон). Так, статья 2 Закона гарантирует гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающим на территории Украины, свободу передвижения и свободный выбор места проживания на ее территории за исключением ограничений, установленных законом. В пункте 3 статьи 3 Закона определено, что свободный выбор места проживания или нахождения – право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории Украины, на выбор административно-территориальной единицы, на которой они хотят проживать или находиться.
В статье 13 Закона сказано, что ограничения в выборе места проживания и пребывания могут устанавливаться в территориальных единицах, находящихся: в приграничной полосе; на территории военных объектов; в зонах, которые в соответствии с законом относятся к зонам с ограниченным доступом; на территории, где в связи с опасностью распространения инфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режим проживания, а также хозяйственной деятельности; на территориях, на которых введено военное или чрезвычайное положение.
Из анализа вышеуказанных статей следует вывод, что гражданин Украины, а также иностранец и лицо без гражданства, которые на законных основаниях пребывают на территории Украины, имеют право избрать свое место пребывания или проживания в любом пригодном для жилья месте Украины за исключением ограничений, установленных статьей 13 Закона.
Однако на практике все обстоит значительно сложнее. В настоящее время в Украине сложилась ситуация, когда зарегистрироваться в доме, если он находится за пределами населенного пункта, невозможно, и таким образом, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства постоянно проживающие на территории Украины в дачных и садовых домах, пригодных для круглогодичного проживания, а также не имеющие в своей собственности или в пользовании других жилых помещений не имеют возможности официально оформить свое проживание, путем регистрации, что противоречит содержанию требований статьи 33 Конституции Украины и статьи 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине".
Незарегистрированные лица не могут реализовать свои конституционные права: лишены права обращаться с письменными ходатайствами в органы государственной власти и местного самоуправления, ибо в подобном заявлении необходимо указать место проживания (регистрации) субъекта обращения, граждане лишаются права участвовать в выборах, обращаться за медицинским обслуживанием в государственные и коммунальные медицинские учреждения и т. д. Кроме того, у незарегистрированного лица возникают большие проблемы с устройством на работу, получением кредита в банке и т. д. Таким образом, очевидно, что отсутствие права на регистрацию лица в избранном им месте проживания, а именно в садовом доме, пригодном для круглогодичного проживания, непосредственно ограничивает реализацию прав и свобод, предусмотренных Конституцией и законами Украины, а также противоречит требованиям статьи 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине", которая закрепила положение о том, что регистрация местожительства или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием, для их ограничения.
Отсюда следует, что в связи с тем, что на Украине невозможно зарегистрировать место своего проживания в садовом (загородном) доме существенным образом нарушаются конституционные права граждан, иностранцев и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Украины, у которых единственным местом проживания является садовый дом пригодный для круглогодичного проживания.
На основании статей 40 и 41 Закона Украины "О Конституционном суде Украины" Верховная Рада Автономной Республики Крым имеет право обратиться с конституционным представлением в Конституционный суд Украины относительно официального толкования положений Конституции Украины и Законов Украины.
В соответствии со статьей 93 Закона Украины "О Конституционном суде Украины" основанием для конституционного представления относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины является практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции Украины и законов Украины.
Статьей 19 Конституции Автономной Республики Крым также предусмотрено, что Верховная Рада Автономной Республики Крым осуществляет право на обращение в Конституционный Суд Украины по вопросам, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
В целях реализации конституционных прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Украины, на свободу выбора места жительства, устранения препятствий в осуществлении регистрации физических лиц, у которых единственным местом постоянного проживания является садовый дом, принимая во внимание тот факт, что только в Автономной Республике Крым проживает несколько десятков тысяч таких лиц, подготовлен данный проект постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым и предлагается к рассмотрению на пленарных заседаниях.

Депутат Верховной Рады
Автономной Республики Крым  
 
А. СИБИЛЕВ