АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНОГО ВЛИЯНИЯ
проекта постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым "О Правилах устройства, оборудования и использования пляжных территорий в Автономной Республике Крым"

Определение и анализ проблемы.
Несмотря на значительное разнообразие природных элементов рекреационного потенциала Крымского полуострова, пляжи являются наиболее востребованными из них. Решение вопросов, связанных с эксплуатацией пляжей, организацией пляжного отдыха в прибрежных регионах Автономной Республики Крым, имеет решающее значение для привлечения отдыхающих в автономию и успешного проведения курортного сезона, а, следовательно, будет способствовать повышению имиджа Крыма, как курортного региона.
В последние годы наиболее остро во время курортного сезона встает проблема беспрепятственного и бесплатного посещения населением коммунальных пляжей. Несмотря на то, что пляжные территории являются землями общего пользования населенных пунктов, при передаче их в аренду, обслуживание и т. д. органами местного самоуправления зачастую не оговаривается вопрос свободного доступа на пляжи. Субъекты предпринимательской деятельности, взимая плату за предоставление различных услуг при входе на пляжные территории, тем самым вынуждают посетителей пляжа пользоваться указанными услугами, что противоречит
ст. 5 Закона Украине "О защите прав потребителей" и вызывает справедливое недовольство отдыхающих и местных жителей.
Кроме того, согласно ст. 13 Конституции Украины земля, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу. Статьей 47 Водного кодекса Украины определено, что "общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство…) бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений". Таким образом, законодательством гарантируется возможность беспрепятственного и бесплатного посещения пляжных территорий.
При этом не должны быть ущемлены права лиц, прибывших на лечение и отдых в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения автономии. Поэтому при посещении пляжей, закрепленных за санаториями, пансионатами, туристскими комплексами и пр. коллективными средствами размещения, должны соблюдаться установленные правила. В первую очередь это относится к пляжным территориям здравниц, применяющим методы аэротерапии, гелиотерапии и талассотерапии на пляже, эффективное использование которых невозможно без соблюдения действующих строительных норм и правил.
Отсутствие объективной, постоянно обновляющейся информации о пляжных территориях Автономной Республики Крым не позволяет эффективно осуществлять мониторинг ситуации, сложившейся в сфере организации пляжного отдыха.

Определение целей регулирования.
Действие регуляторного акта направлено на создание оптимальных условий для функционирования пляжей и развития пляжного отдыха в Автономной Республике Крым.
Альтернативным способом решения проблемы является сохранение существующей ситуации. Однако данный способ повлечет возникновение конфликтов во время купального сезона и окажет негативное влияние на восприятие Крыма как курортного региона, что чревато сокращением количества отдыхающих, прибывающих в автономию.

Сферы влияния регуляторного акта

Сфера влияния

Виды влияния

Интерес

Государство

Регулирование деятельности, связанной с организацией пляжного отдыха

Создание механизма эффективного использования пляжных территорий

Субъекты предпринимательской деятельности

Организация функционирования и благоустройства пляжных территорий

Увеличение доходов путем предоставления услуг пляжного сервиса (расширение спектра предоставляемых услуг и повышение их качества)

Граждане

Укрепление доверия к власти и снятие социальной напряженности

Доступность пляжных территорий для посещения гражданами с различным уровнем доходов

Обоснование причин невозможности решения вопроса при помощи уже действующих регуляторных актов.
На сегодняшний день в Украине практически отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая организацию пляжного отдыха. Исключение составляют вопросы обеспечения безопасности людей на водных объектах. Содержащиеся в Земельном кодексе Украины, Водном кодексе Украины, различных других законодательных и нормативно-правовых актах отдельные положения, которые могут быть применены при устройстве, оборудовании и передаче в пользование пляжей, не позволяют в полной мере наладить организацию пляжного отдыха с учетом интересов предприятий рекреационной сферы и отдыхающих.

Определение ожидаемых результатов и последствий действия регуляторного акта.

Анализ выгод и затрат

№ п/п

Выгоды

Затраты

Сфера интересов государства

1.

Привлечение населения на отдых в Автономную Республику Крым, поддержание имиджа курортного региона

Контроль за выполнением требований регуляторного акта

2.

Увеличение поступлений в бюджеты всех уровней

 

3.

Получение объективной информации о пляжах, расположенных на территории полуострова

 

Сфера интересов субъектов предпринимательской деятельности

1.

Возможность предоставления специальных дозируемых климатотерапевтических процедур лицам, находящимся на лечении в санаторно-курортных учреждениях

Осуществление мероприятий по благоустройству пляжной территории и предупреждению несчастных случаев на воде

2.

Формирование позитивного имиджа коллективного средства размещения путем создания комфортных условий для пребывания отдыхающих на пляже

 

Сфера интересов населения

1.

Возможность беспрепятственного и бесплатного посещения пляжных территорий

Затраты отсутствуют

2.

Возможность пользоваться услугами по прокату пляжного оборудования, другими услугами пляжного сервиса

Затраты отсутствуют

Описание механизмов по обеспечению решения регулируемой проблемы.
Работа пляжных территорий организуется в зависимости от принадлежности пляжа к одному из типов по функциональному назначению, предусмотренных регуляторным актом. Выполнение требований по организации пляжного отдыха, благоустройству и использованию пляжа достигается включением дополнительных условий в договор аренды пляжных территорий.
Регуляторным актом предусмотрен также механизм обеспечения должного содержания пляжей путем закрепления территории за владельцами объектов торговли, расположенных в зоне обслуживания пляжа.
Удовлетворение потребностей отдыхающих достигается предоставлением в пользование (в том числе платное) различных видов рекреационного оборудования, расположенного на пляже в необходимом количестве, а также регулярным проведением работ по санитарной очистке пляжной территории.
Учет пляжей Автономной Республики Крым осуществляется ежегодно путем сбора и обобщения материалов, полученных от органов местного самоуправления, районных государственных администраций приморских регионов автономии, и формирования единого Реестра пляжных территорий Автономной Республики Крым.

Показатели эффективности и результативности регуляторного акта.
Основным показателем результативности регуляторного акта является уменьшение количества обращений граждан и руководителей санаторно-курортных учреждений по вопросам, касающимся недостатков в организации работы пляжей.
Действие регуляторного акта распространяется на все предприятия, организации, учреждения, а также предпринимателей-физических лиц, занимающихся эксплуатацией пляжных территорий.
Срок действия регуляторного акта устанавливается до внесения изменений (дополнений) или его отмены в связи с изменением законодательства или внешних факторов.
Проект регуляторного акта размещен на официальном сайте Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, уведомление об обнародовании проекта регуляторного акта опубликовано в газете "Крымские известия".

Обеспечение мер по отслеживанию результативности регуляторного акта.
Базовое отслеживание результативности регуляторного акта будет осуществлено в декабре 2010 года, повторное – втором квартале 2011 года на основании информации органов местного самоуправления, районных государственных администраций в Автономной Республике Крым.
Замечания и предложения к проекту постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым "Об утверждении Правил по устройству, оборудованию и использованию пляжных территорий в Автономной Республике Крым" предлагаем в письменной форме направлять по адресам:
95000, г. Симферополь, пр. Кирова 13, Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым;
95034, г. Симферополь, ул. Киевская 81, Представительство Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Автономной Республике Крым.

 

Депутат Верховной Рады
Автономной Республики Крым
 
В. ЗАХАРОВ