ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Базового Закона Украины "О языках Украины"

1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Необходимость принятия Базового Закона Украины "О языках Украины" обусловлена потребностью реализации статей 3, 10, 11, 21, 22, 24 и 53 Конституции Украины, согласно которым права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, государственным языком устанавливается украинский язык и гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка, других региональных языков.
Необходимость принятия данного Закона обусловлена также обязательствами Украины относительно имплементации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, ратифицированной Верховной Радой Украины.

2. Цели и задачи законопроекта
В проекте Базового Закона Украины "О языках Украины" в соответствии с Конституцией Украины определяется порядок применения языков Украины, принципы языковой политики государства и ее обязанности, относительно обеспечения конституционного права человека на свободное использование языков.
Данный Закон имеет целью урегулирование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно обеспечения развития и функционирования украинского языка как государственного языка во всех областях общественной жизни украинского государства, свободного развития, использования и защиты русского языка, других региональных языков, а также относительно содействия изучению языков международного общения.

3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Законопроект состоит из преамбулы, девяти разделов, 32 статей.
В отдельных разделах решаются вопросы, связанные с определением общих положений, основных принципов языковой политики государства, статуса разных языков, которые традиционно употребляются в Украине, с обязательным применением украинского языка как государственного, использованием русского языка, других региональных языков, в публичной жизни, с организацией выполнения Закона и тому подобное.
В сравнении с действующим Законом Украины "О языках в Украинской ССР", предложенный проект базируется на принципиально других основах. Прежде всего, он выходит из приоритета прав человека и развивает в этом плане положение статей 3, 21 и 22 Конституции Украины. В частности определяется, что каждый гражданин Украины, независимо от этнического происхождения, национально-культурной самоидентификации, места проживания, религиозных убеждений, имеет право свободно пользоваться любым языком, изучать и поддерживать любой язык, считать себя принадлежащим к одной или более языковых групп. Допускается лишь|только| регулятивная функция государства в реализации этих прав с учетом языкового разнообразия в Украине.
Тем самым в настоящее время действующий принцип национальной принадлежности заменяется принципом свободного языкового самоопределения.
Такой подход удовлетворяет нормам Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, в которой не употребляется понятие национальных меньшинств, а идет речь о традиционных языках на определенной территории.
Исходя из конституционных положений, а также из того, что украинский язык является самым распространенным в государстве, определяется статус украинского языка как государственного. Определяется статус русского языка, других региональных языков, а также статус языков международного общения.

4. Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования
Законодательство Украины о языках состоит из Конституции Украины, Закона Украины "О языках в Украинской ССР", Закона Украины, "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" и других международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставила Верховная Рада Украины. Особенности использования языков в разных|различных| областях общественной жизни регулируются соответствующими нормами других нормативно-правовых актов: Законами Украины "Об образовании", "О дошкольном образовании", "О внешкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "О высшем образовании", Гражданским процессуальным кодексом Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, Кодексом административного судопроизводства Украины, Криминально-процессуальным кодексом Украины, Законами Украины, "О нотариате", "О выборах Президента Украины", "О выборах народных депутатов Украины", "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей", "О всеукраинском и местном референдуме", "Об органах регистрации актов гражданского состояния", "Основы законодательства Украины, о культуре", "О кинематографии", "Об информации", "О телевидении и радиовещании", "Об информационных агентствах", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации", "О почтовой связи", "О телекоммуникациях", "О рекламе", "О национальных меньшинствах в Украине", "О местном самоуправлении в Украине". Принятие проекта данного Закона как базового тянет за собой изменения в вышеуказанных законодательных актах. Эти изменения отображены в пункте 4 раздела IX "Заключительные положения" этого законопроекта.

5. Финансово-экономическое обоснование
С учетом того, что в Государственном бюджете предусмотрены средства на обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственной и на имплементацию Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств", введения в действие этого законопроекта, не нуждается в дополнительных бюджетных средствах.

6. Прогноз ожидаемых социально-экономических правовых и других последствий применения Закона после его принятия
С принятием Базового Закона Украины "О языках Украины" будут определены правовые принципы обеспечения развития и функционирования украинского языка как государственного языка во всех областях общественной жизни, гарантировано заботливое отношение к русскому языку, другим региональным языкам, обеспечению приемлемых и оправданных форм использования этих языков, в деятельности местных органов государственной власти и местного самоуправления, в образовании, в деловом и профессиональном общении.
Правовая урегулированность языковых|речевых| отношений в обществе является предпосылкой для решения главной задачи украинской государственности – интеграции всех граждан в единственную гражданскую мультикультурную нацию.