Ссылка на акт: 1796-5/10

1796pr
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
16 июня 2010 года № 1796-5/10
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
 
В Конституционный Суд Украины
Верховная Рада
Автономной Республики Крым,
ул. К. Маркса, 18,
г. Симферополь, 95000

 

представители (уполномоченные лица):
председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Агеев В.Н., председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по правовым вопросам, правопорядку и чрезвычайным ситуациям Запорожец П.П., депутат Верховной
Рады Автономной Республики Крым Сибилев А.А., первый заместитель руководителя Секретариата Верховной Рады Автономной Республики Крым – начальник Юридического управления Шевель В.Б.

 

об официальном толковании положений статьи 33 Конституции Украины от 28  июня 1996 года № 254к/96–ВР (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 30, ст. 141; 2005 г., № 2, ст. 44), статьи  2 Закона Украины  от 11 декабря 2003 года № 1382-IV "О свободе   передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., № 15, ст. 232)

На основании статей 40 и 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" Верховная Рада Автономной Республики Крым имеет право обратиться с конституционным представлением в Конституционный Суд Украины относительно официального толкования положений Конституции Украины и законов Украины.
В соответствии со статьей 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" основанием для конституционного представления относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины является практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции Украины и законов Украины.
Согласно части первой статьи 33 Конституции Украины каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свободный выбор места жительства, за исключением ограничений, установленных законом.
Более детально вопрос выбора места жительства в Украине регулирует Закон Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине". Так, согласно статье 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях пребывают в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор места жительства на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом.  В абзаце третьем части первой статьи 3 данного Закона определено, что свободный выбор места жительства или нахождения – право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях пребывают на территории Украины, на выбор административно-территориальной единицы, на территории которой они хотят проживать или находиться.
В части первой статьи 13 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине"  сказано, что свободный  выбор места жительства ограничивается в административно-территориальных единицах, которые находятся: в приграничной полосе; на территориях  военных объектов; в зонах, которые в соответствии с законом относятся к зонам с ограниченным доступом; на территории, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим проживания и хозяйственной деятельности; на территориях, относительно которых введено военное или чрезвычайное положение.
Из анализа вышеуказанных статей следует, что гражданин Украины, а также иностранец и лицо без гражданства, которые на законных основаниях пребывают на территории Украины, имеют право избрать свое место пребывания или проживания в любом пригодном для жилья месте Украины, за исключением ограничений, установленных статьей 13 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине".
Однако на практике все обстоит значительно сложнее. В настоящее время в Украине сложилась ситуация, когда зарегистрироваться в доме, если он находится за пределами населенного пункта, невозможно. Таким образом, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины в дачных и садовых домах, пригодных для круглогодичного проживания, а также не имеющие в своей собственности или в пользовании других жилых помещений, не имеют возможности официально оформить свое проживание путем регистрации, что противоречит содержанию требований статьи 33 Конституции Украины и статьи 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине".
Незарегистрированные лица не могут реализовать свои конституционные права: лишены права обращаться с письменными ходатайствами в органы государственной власти и органы местного самоуправления, так как в подобном заявлении необходимо указать место жительства (регистрации) субъекта обращения, участвовать в выборах, обращаться за медицинским обслуживанием в государственные и коммунальные медицинские учреждения и т. п. Кроме того, у незарегистрированного лица возникают большие проблемы при устройстве на работу, получении кредитов в банках и т. д. Таким образом, очевидно, что отсутствие права на регистрацию лица в избранном им месте проживания, а именно в садовом доме, пригодном для круглогодичного проживания, непосредственно ограничивает реализацию прав и свобод, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, а также противоречит требованиям статьи 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине", которая закрепила положение о том, что регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Украины, законами Украины или международными договорами Украины, либо основанием для их ограничения.
Отсюда следует, что в связи с тем, что в Украине невозможно зарегистрировать место своего жительства в садовом (загородном) доме, существенным образом нарушаются конституционные права граждан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, у которых единственным местом жительства является садовый дом, пригодный для круглогодичного проживания.
Органы регистрации объясняют свой отказ в регистрации тем, что только на землях жилой и общественной застройки Земельным кодексом Украины предусмотрено размещение жилых домов, а все остальные категории земель Украины не предусматривают возможности постройки зданий, пригодных для постоянного проживания в них граждан.
Законами Украины в то же время предусмотрено, что на землях с иным целевым назначением, нежели земли жилой и общественной застройки, также можно строить здания и строения.
Так, коттеджные городки чаще всего строятся на землях с целевым назначением под садоводство. Указанная категория земель в соответствии с частью третьей статьи 35 Земельного кодекса Украины предусматривает возможность возведения домов для обслуживания соответствующих земельных участков. При этом каких-либо нормативных актов, регламентирующих площадь таких домов, их этажность и другие технические характеристики, в украинском законодательстве не существует. Поэтому садовые дома очень часто строятся в два, а то и три этажа и являются капитальными зданиями с возможностью обеспечения комфортного круглогодичного проживания в них граждан.
В международной законодательной и судебной практике, в частности в Российской Федерации, существуют прецеденты разрешения подобных вопросов. Так, 14 апреля 2008 года Конституционный Суд Российской Федерации определил противоречащим Конституции Российской Федерации запрет на регистрацию граждан в дачных домах.
В целях реализации конституционных прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, на свободу выбора места жительства, устранения препятствий в осуществлении регистрации физических лиц, у которых единственным местом постоянного жительства является садовый дом, принимая во внимание тот факт, что только в Автономной Республике Крым проживает несколько десятков тысяч таких лиц, а также в целях однозначности правоприменительной практики при регистрации лиц, проживающих в садовых домах, просим Конституционный Суд Украины разъяснить, предусматривают ли статья 33 Конституции Украины и статья 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" право физических лиц на регистрацию в садовых домах, пригодных для круглогодичного проживания, которые являются единственным местом их жительства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьей 19 Конституции Автономной Республики Крым, статьями  13,  39, 41, 61, 93 Закона  Украины "О Конституционном Суде Украины", Верховная Рада Автономной Республики Крым просит Конституционный Суд Украины дать официальное толкование статьи 33 Конституции Украины и статьи 2 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине".

Приложение:
1. Конституция Украины (выписка).
2. Конституция Автономной Республики Крым, утвержденная Законом Украины от 23 декабря 1998 года № 350-XIV (выписка).
3. Закон Украины от 11 декабря 2003 года № 1382-IV "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" (выписка).
4. Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года № 2768-III (выписка).

Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым    
В. КОНСТАНТИНОВ